Дата публикации: 01.04.2023

Индивидуально-психологические аспекты профилактики кибератак на подростков

Аннотация

В статье представлен психологический анализ кибератак, описываются психологические механизмы влияния кибератак на подростков в интернет-среде и их последствия. Выявлены и обоснованы психологические условия профилактики и предотвращения кибератак на подростков и преодоление их последствий. Показаны примерные методики по кибербезопасности.




Развитие современных информационных технологий и расширение деятельности интернет-провайдеров во всем мире оказывает все большее влияние на каждый аспект научной и практической деятельности человека, в частности на психические процессы, свойства, состояния и новообразования личности подростка.

В этих условиях для предотвращения негативных последствий воздействия цифровой информации на психику подростка необходимо расширять теоретическую и практическую сферу кибербезопасности. Именно поэтому научные исследования киберзапугивания и его психологического воздействия на личность подростка приобретают все большее значение.

Киберзапугивание рассматривается как психологическое явление. Как показывает опыт, в последнее время усиливается распространенность данного явления среди учащихся подростков [1, с. 37]. При этом в качестве основных причин быстрой распространенности явлений киберзапугивания подростков выделяют:

— стремление к превосходству;

— субъективное чувство неполноценности;

Список литературы

1. 14. Suler J. Psychology of the Digital Age: Humans Become Electric. Cambridge University Press. Whitty, M. T., Young, G. (Eds). Cyberpsychology: The Study of Individuals, Society and Digital Technologies. — BPS Blackwell, 2016. — P. 37–49.
2. 13. Norman K. L. Cyberpsychology: An Introduction to Human-Computer Interaction / K. L. Norman. — Cambridge University Press, 2017. — P. 68–75.
3. 12. Gordon S. 8 Reasons Why Kids Cyberbully Others [Electronic resource] / S. Gordon // About Health. — URL: <a href="http://bullying.about.com/od/Cyberbullying/a/8-Reasons-Why-KidsCyberbully-Others.htm" target="_blank">http://bullying.about.com/od/Cyberbullying/a/8-Reasons-Why-KidsCyberbully-Others.htm</a> (date of the application: 25.04.2023).
4. 11. What Causes Teens to Become Cyber Bullies? [Electronic resource] // GoodTherapy.Org. — URL: <a href="http://www.goodtherapy.org/blog/teenscyber-bullying-risk-factors-1025123" target="_blank">http://www.goodtherapy.org/blog/teenscyber-bullying-risk-factors-1025123</a> (date of the application: 25.04.2023).
5. 10. An Introduction to Cyberpsychology / I. Connolly, M. Palmer, H. Barton, G. Kirwan (Eds.). — Routledge, 2016. — P. 136–144.
6. Soldatova G. U. Tsifrovoe pokolenie Rossii: kompetentnost’ i bezopasnost’ / G. U. Soldatova, E. I. Rasskazova, T. A. Nestik. — Moskva : Smysl, 2017. — S. 70.
7. 9. Солдатова Г. У. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность / Г. У. Солдатова, Е. И. Рассказова, Т. А. Нестик. — Москва : Смысл, 2017. — С. 70.
8. Rubtsova O. V.Tsifrovye tekhnologii kak novoe sredstvo oposredovaniya (Chast’ pervaya) / O. V. Rubtsova // Kul’turno-istoricheskaya psikhologiya. — 2019. — № 15 (3). — S. 117–124.
9. 8. Рубцова О. В. Цифровые технологии как новое средство опосредования (Часть первая) / О.В.Рубцова // Культурно-историческая психология.— 2019.— №15 (3).— С. 117–124.
10. Noskov Yu. G. Opasnost’ i bezopasnost’ s pozitsii deyatel’nostnogo podkhoda / Yu. G. Noskov // Informatsionnyi sbornik «Bezopasnost’». — 1998. — № 1–2. — S. 45.
11. 7. Носков Ю. Г. Опасность и безопасность с позиции деятельностного подхода / Ю. Г. Носков // Информационный сборник «Безопасность». — 1998. — № 1–2. — С. 45.
12. McAfee: issledovanie «Podrostki za komp’yuterom — 2014: voprosy zashchity lichnoi informatsii, obshcheniya v sotsial’nykh setyakh i kiberbullinga» [Elektronnyi resurs] // Tekhnologii v obrazovanii: novosti i sobytiya. — URL: <a href="http://educationevents.ru/2014" target="_blank">http://educationevents.ru/2014</a>
13. 6. McAfee: исследование «Подростки за компьютером — 2014: вопросы защиты личной информации, общения в социальных сетях и кибербуллинга» [Электронный ресурс] // Технологии в образовании: новости и события. — URL: <a href="http://educationevents." target="_blank">http://educationevents.</a> ru/2014/06/19/mcafe
14. Kuznetsova O.V.Komparativnyi analiz napravlenii issledovanii v oblasti kiberpsikhologii v Rossii i za rubezhom / O. V. Kuznetsova, N. I. Skryl’nikova // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. — 2017. — № 6 (4). — S. 66–76.
15. 5. Кузнецова О. В. Компаративный анализ направлений исследований в области киберпсихологии в России и за рубежом / О. В. Кузнецова, Н. И. Скрыльникова // Современная зарубежная психология. — 2017. — № 6 (4). — С. 66–76.
16. Karepova E. V. Fenomen zavisti: palach i zhertva v odnom chuvstve [Elektronnyi resurs] / E. V. Karepova // PSI-FAKTOR. — URL: <a href="http://psyfactor.org/" target="_blank">http://psyfactor.org/</a> lib/envy.htm (data obrashcheniya: 10.05.2023).
17. 4. Карепова Э. В. Феномен зависти: палач и жертва в одном чувстве [Электронный ресурс] / Э. В. Карепова // ПСИ-ФАКТОР. — URL: <a href="http://psyfactor.org/" target="_blank">http://psyfactor.org/</a> lib/envy.htm (дата обращения: 10.05.2023).
18. Belkin F. A. Geimifikatsiya v obrazovanii / F. A. Belkin // Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. — 2016. — T. 5, № 3. — S. 28–34.
19. 3. Белкин Ф. А. Геймификация в образовании / Ф. А. Белкин // Современная зарубежная психология. — 2016. — Т. 5, № 3. — С. 28–34.
20. Baranov A. A. Psikhologicheskii analiz prichin podrostkovogo kiberbullinga / A. A. Baranov, S. V. Rozhina // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. — 2015. — T. 25, № 1. — S. 37–41.
21. 2. Баранов А. А. Психологический анализ причин подросткового кибербуллинга / А. А. Баранов, С. В. Рожина // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2015. — Т. 25, № 1. — С. 37–41.
22. Alekseeva I. Yu. Chto takoe komp’yuternaya etika? / I. Yu. Alekseeva, E. N. Shklyarik // Voprosy filosofii. — 2007. — № 9. — S. 60–72.
23. 1. Алексеева И. Ю. Что такое компьютерная этика? / И. Ю. Алексеева, Е. Н. Шклярик // Вопросы философии. — 2007. — № 9. — С. 60–72.

Остальные статьи