Социально-психологические особенности профессиональной ориентации студенческой молодежи в образовательных учреждениях
Аннотация
В статье представлена информация о компетенциях, необходимых в профориентации учащихся общеобразовательных школ в условиях современной глобализации, а также о профессиях, которые будут востребованы в будущем. Автор подчеркнул, что данная проблема очень актуальна на сегодняшний день, важно создать студентам и молодежи необходимые условия для приобретения современных профессий, подготовить их к осознанному выбору общественно необходимых профессий.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 96-103 |
УДК | 378+331.548+316.6 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_96 |
В основе проводимых в нашей стране реформ в области образования лежат мероприятия, создающие для подрастающего поколения условия, которые помогут им стать зрелыми, образованными, высоконравственными, во всех отношениях разносторонними личностями, помогут подготовить школьников к самостоятельной жизни — сориентируют их на профессии, дадут возможность расширить свои знания о нынешних и будущих профессиях, а также о потребностях рынка труда. Именно поэтому сегодня в общеобразовательных школах нашей страны особое внимание уделяется вооружению учащихся современными знаниями и навыками, интеграции образования и производства, созданию необходимых условий для овладения выпускниками современными профессиями.
Как известно, выбор профессии — важный и ответственный этап в жизни выпускников школ. При глубоком понимании этого вопроса происходит продуктивное использование свободного времени обучающихся в учебных заведениях, повышение их творческого, интеллектуального и предпринимательского потенциала, создание необходимых условий для углубленного изучения современных наук, укрепление навыков самостоятельного выбора индивидуальной траектории обучения. Кроме того, правильный выбор профессии формирует у студентов патриотизм и здоровый иммунитет к различным угрозам в информационном пространстве, а также обеспечивает их твердую жизненную позицию.
На сегодняшний день изучение проблем ориентирования учащихся на профессию в общеобразовательных учреждениях занимает важное место в системе педагогики, психологии и других наук, связанных с этой областью. Как известно, проблемы социально-психологических особенностей профориентации школьников и студентов в нашей стране изучали исследователи Е. Г. Гозиев, Г. Б. Шоумаров, В. М. Каримова, А. М. Джабборов, Ш. Р. Баротов, К. К. Мамедов, Б. Р. Кадыров, З. Т. Нишонова, Н. С. Сафаев, Б. М. Умаров, Г. Б. Джораев, Ф. Н. Хайдаров.
Исследования, проведенные в общеобразовательных школах Сурхандарьинской, Кашкадарьинской и Самаркандской областей, в которых приняли участие 387 школьников, включали 224 участника экспериментальной группы (TГ) и 163 участника контрольной группы (НГ).
Основные профессиональные интересы подростков изучались с помощью анкеты. По результатам анкетирования были выделены семь основных видов профессий, вызывающих повышенный интерес у подростков: учитель, врач, бизнесмен, военный, водитель, экономист, художник. Результаты опроса представлены в таблице 1 по регионам и по общему количеству участников.