Психологические условия для повышения потенциала правовой грамотности в семье
Аннотация
В статье теоретически рассматриваются психологические аспекты формирования правовой грамотности в процессе семейных отношений. Был также проанализирован методический инструментарий по вопросам развития правовой грамотности, правосознания и правовой культуры в семье.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 90-95 |
УДК | |159.922.6. |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_90 |
Общество нуждается в правовых знаниях, социально зрелой, свободной личности, поскольку многие социальные, политические и экономические изменения в обществе усиливают потребность детей в развитии правового сознания. Это требует совершенствования системной регламентации механизмов преподавания, разъяснения и реализации правовых норм, что само по себе является одним из самых основных направлений формирования правового сознания у ребенка [3].
Одним из важных требований для развития общества выступает воспитание молодого поколения, способного к социализации, уважающего права и свободы личности, демократическое государство и общество, соблюдающее нормы права [2, с. 76–80]. На самом деле главной целью нашего государства является воспитание подрастающего поколения людей, которые юридически образованны, популярны, обладают лучшими качествами, могут служить своему народу, ставить интересы государства и общества выше своих собственных интересов и иметь высокий уровень в их реализации. Дети — это будущее каждой нации, каждого государства, для будущего государства и общества считается очень важным, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий [1, с. 120–125].
В связи с этим была проведена масштабная работа в целях поддержки подрастающего поколения в моей стране, создания условий для духовного и физического развития детей, а также обеспечения соблюдения требований Конвенции ООН о правах ребенка. Действительно, при рождении ребенка его права и свободы были гарантированы Конституцией Республики Узбекистан, которая является основой нашего законодательства [9]. А за счет совершенствования механизма правового регулирования отношений в области прав ребенка обеспечивается социально-правовая защита всех детей, создаются условия для повышения эффективности нашей системы. В то же время был принят ряд законов, направленных на радикальное совершенствование институциональной и правовой базы деятельности по защите прав и законных интересов детей и обеспечению их гармоничного воспитания, при котором гарантируются права ребенка [4, с. 152–166].
Принятая ООН 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка состоит из 54 статей и служит защите прав ребенка на международном уровне. Ее ратификация является основой для обеспечения прав и свобод ребенка в Узбекистане. В результате этого была укреплена правовая, методологическая база для создания научных основ формирования правового сознания подрастающего поколения. Несмотря на то что за последние годы в нашей республике был проведен ряд значительных работ по пропаганде правосознания и правовой культуры в обществе, обеспечению верховенства закона и укреплению законности, коренному реформированию национальной правовой системы, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, направленный на повышение правосознания и правовой культуры населения, критически было показано, что работа по правовому образованию и воспитанию не проводилась системно и неразрывно, систематически не осуществлялась работа по формированию правового иммунитета к факторам, негативно влияющим на правовое воспитание молодежи, уважение законов и этикета в каждом человеке, верность национальным ценностям, бескомпромиссное отношение к нарушениям [5].
Кроме того, выявлен ряд проблем и недостатков, препятствующих повышению уровня правовой грамотности, правосознания и правовой культуры учащихся. Основными из них являются следующие: