Дата публикации: 01.04.2023

Психологические условия для повышения потенциала правовой грамотности в семье

Аннотация

В статье теоретически рассматриваются психологические аспекты формирования правовой грамотности в процессе семейных отношений. Был также проанализирован методический инструментарий по вопросам развития правовой грамотности, правосознания и правовой культуры в семье.




Общество нуждается в правовых знаниях, социально зрелой, свободной личности, поскольку многие социальные, политические и экономические изменения в обществе усиливают потребность детей в развитии правового сознания. Это требует совершенствования системной регламентации механизмов преподавания, разъяснения и реализации правовых норм, что само по себе является одним из самых основных направлений формирования правового сознания у ребенка [3].

 Одним из важных требований для развития общества выступает воспитание молодого поколения, способного к социализации, уважающего права и свободы личности, демократическое государство и общество, соблюдающее нормы права [2, с. 76–80]. На самом деле главной целью нашего государства является воспитание подрастающего поколения людей, которые юридически образованны, популярны, обладают лучшими качествами, могут служить своему народу, ставить интересы государства и общества выше своих собственных интересов и иметь высокий уровень в их реализации. Дети — это будущее каждой нации, каждого государства, для будущего государства и общества считается очень важным, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий [1, с. 120–125].

В связи с этим была проведена масштабная работа в целях поддержки подрастающего поколения в моей стране, создания условий для духовного и физического развития детей, а также обеспечения соблюдения требований Конвенции ООН о правах ребенка. Действительно, при рождении ребенка его права и свободы были гарантированы Конституцией Республики Узбекистан, которая является основой нашего законодательства [9]. А за счет совершенствования механизма правового регулирования отношений в области прав ребенка обеспечивается социально-правовая защита всех детей, создаются условия для повышения эффективности нашей системы. В то же время был принят ряд законов, направленных на радикальное совершенствование институциональной и правовой базы деятельности по защите прав и законных интересов детей и обеспечению их гармоничного воспитания, при котором гарантируются права ребенка [4, с. 152–166].

Принятая ООН 20 ноября 1989 года Конвенция о правах ребенка состоит из 54 статей и служит защите прав ребенка на международном уровне. Ее ратификация является основой для обеспечения прав и свобод ребенка в Узбекистане. В результате этого была укреплена правовая, методологическая база для создания научных основ формирования правового сознания подрастающего поколения. Несмотря на то что за последние годы в нашей республике был проведен ряд значительных работ по пропаганде правосознания и правовой культуры в обществе, обеспечению верховенства закона и укреплению законности, коренному реформированию национальной правовой системы, формированию уважительного отношения к правам и свободам человека, направленный на повышение правосознания и правовой культуры населения, критически было показано, что работа по правовому образованию и воспитанию не проводилась системно и неразрывно, систематически не осуществлялась работа по формированию правового иммунитета к факторам, негативно влияющим на правовое воспитание молодежи, уважение законов и этикета в каждом человеке, верность национальным ценностям, бескомпромиссное отношение к нарушениям [5].

Кроме того, выявлен ряд проблем и недостатков, препятствующих повышению уровня правовой грамотности, правосознания и правовой культуры учащихся. Основными из них являются следующие:

Список литературы

1. Абашкина О. Н. Правовое образование: организация внеурочной работы : сб. материалов / О. Н. Абашкина. — Москва : Новый учебник, 2002. — 208 с.
2. Абрамов В. И. Учебно-методические проблемы правового образования в современной российской школе / В. И. Абрамов // «Черные дыры» в российском законодательстве. — 2008. — № 2. — С. 76–80.
3. Андреева Г. М. Социальная психология : учебник для вузов / Г. М. Андреева. — Москва : Аспект Пресс, 2013. — 363 с.
4. Баженова Л. М. Азбука кино / Л. М. Баженова / Программы дополнительного художественного образования детей. — Москва : Просвещение, 2005. — С. 152–166.
5. Баранов В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В. Н. Баранов // Теория государства и права ; под ред. В. К. Бабаева. — Москва : Лань, 2003. — 492 с.
6. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович ; под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва : Международная педагогическая академия, 2005. — 212 с.
7. Змановская Е. В. Правовое поведение подростка и группы / Е. В. Змановская, В. Ю. Рыбников. — Санкт-Петербург : Питер, 2010. — 352 с.
8. Жўраев Б. Ҳуқуқий саводхонлик — шахс баркамоллигининг муҳим компоненти / Б. Жўраев // Илмий ахборотнома Самду. — 2014. — № 2. — Б. 135–138.
9. Узоқов Х. Оила этикаси ва психологияси / Х. Узоқов, Э. Ғозиев, А. Тожиев. — Тошкент : Ўқитувчи, 1992. — 128 б.
10. Шоумаров Ғ. Б. Оила психологияси (Академик лицей ва касб-ҳунар коллежлари ўқувчилари учун ўқув қўлланма) / Ғ. Б. Шоумаров. — Тошкент : Шарқ, 2008. — 296 б.

Остальные статьи