Методологические подходы к определению уровня стиля жизни студентов в культурном ландшафте
Аннотация
В статье анализируются две противоположные точки зрения на определение понятия «стиль жизни», а также выявляется сущность понятия «культурный ландшафт». Отмечается уникальная роль культурных ландшафтов в процессе формирования стиля жизни студенческой молодежи. В качестве ведущих методологических подходов к определению уровня стиля жизни студентов в культурном ландшафте в статье представлены коэволюционный предметно-деятельностный, трансдисциплинарный, интегральный, ситуационно-интегральный, культурно-экологический и ландшафтно-средовой методологические подходы. Подробно описана интегральная диагностическая карта стиля жизни, а также карта комплексной оценки проектов, включающей задачи, критерии их решения и показатели эффективности.
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 83-89 |
УДК | 37.013.43 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_83 |
Культура на сегодняшний день становится ключевым катализатором устойчивости, источником, дающим смысл, энергию, творчество, инновации. Культура является инструментом для понимания задач и поиска соответствующих решений. В этой ситуации люди должны формировать новую культуру для преодоления системного кризиса.
М. И. Гаськова [2] и Н. Н. Моисеев [3] рассматривали аспекты такой культуры как способ приспособления и организации жизни человека в новых условиях, как культуру постиндустриального общества, отражающую развитие прикладных направлений постнеклассической науки и базирующуюся на коэволюционной системе ценностей, творческой и созидательной деятельности. В соответствии с этим подходом актуальным является продвижение стиля жизни среди людей, живущих в социальной и природной среде, и прежде всего среди студентов.
Несмотря на частое использование в разговорной речи, официально установленного согласованного определения понятия «стиль жизни» не существует. Теоретические дискуссии о стиле жизни развивались на протяжении многих лет. Очевидны две противоположные точки зрения: немецкого социолога и философа М. Вебера и французского социолога, этнолога П. Бурдьё, которые рассматривали социальный класс как важный детерминант стиля жизни и, таким образом, четкую иерархию стилей жизни, в отличие от немецкого философа Г. Э. Шульце, который рассматривал стиль жизни как ниши, больше не соответствующие социальным классам в постмодернистском обществе, в котором старые социальные структуры сглажены. Тем не менее все они согласны с коммуникативным характером стиля жизни, и, следовательно, базовое определение понятия «стиль жизни» должно, по крайней мере, относиться к поведению потребления и досуга. Стиль жизни рассматривается как совокупность наблюдаемых моделей поведения, объясняющихся лежащими в их основе мнениями и ориентациями, основанными на мотивирующих паттернах поведения, формирование которых возможно в педагогическом образовательном процессе.
В данном исследовании необходимо отметить уникальную роль культурных ландшафтов в формировании стиля жизни студенческой молодежи. Культурный ландшафт представляет собой синтез, слияние материальных и духовных ценностей разных эпох, культуро-конгруэнтное взаимодействие человека и природы. Его сложный характер взаимосвязей физически воплощает идею сотворчества человека и природы и представляет собой пример стиля жизни современного человека.
Проанализировав работы зарубежных и российских исследователей, было определено, что педагоги не в полной мере используют потенциал культурных ландшафтов, что препятствует выполнению его учебно-воспитательной функции [4, c. 214]. Именно поэтому необходимо реализовать новый жизненно-ценностный педагогический процесс, пропагандирующий стиль жизни студента в культурном ландшафте. Это превращало бы студентов из сторонних наблюдателей и зрителей в реальных акторов коэволюционного процесса, способных строить свои отношения с окружающей средой на основе партнерства, толерантности и ответственности. Данный педагогический процесс предполагает сопряженное, взаимообусловленное изменение качеств человека и характеристик окружающего ландшафта, направленное на устойчивое соразвитие и повышение уровня жизни. Новые экологичные идеи дают импульс практической реализации принципиально новых приоритетов развития, основанных на принципах опережающего развития образовательных систем.