Дата публикации: 01.04.2023

Методологические подходы к определению уровня стиля жизни студентов в культурном ландшафте

Аннотация

В статье анализируются две противоположные точки зрения на определение понятия «стиль жизни», а также выявляется сущность понятия «культурный ландшафт». Отмечается уникальная роль культурных ландшафтов в процессе формирования стиля жизни студенческой молодежи. В качестве ведущих методологических подходов к определению уровня стиля жизни студентов в культурном ландшафте в статье представлены коэволюционный предметно-деятельностный, трансдисциплинарный, интегральный, ситуационно-интегральный, культурно-экологический и ландшафтно-средовой методологические подходы. Подробно описана интегральная диагностическая карта стиля жизни, а также карта комплексной оценки проектов, включающей задачи, критерии их решения и показатели эффективности.




Культура на сегодняшний день становится ключевым катализатором устойчивости, источником, дающим смысл, энергию, творчество, инновации. Культура является инструментом для понимания задач и поиска соответствующих решений. В этой ситуации люди должны формировать новую культуру для преодоления системного кризиса.

М. И. Гаськова [2] и Н. Н. Моисеев [3] рассматривали аспекты такой культуры как способ приспособления и организации жизни человека в новых условиях, как культуру постиндустриального общества, отражающую развитие прикладных направлений постнеклассической науки и базирующуюся на коэволюционной системе ценностей, творческой и созидательной деятельности. В соответствии с этим подходом актуальным является продвижение стиля жизни среди людей, живущих в социальной и природной среде, и прежде всего среди студентов.

Несмотря на частое использование в разговорной речи, официально установленного согласованного определения понятия «стиль жизни» не существует. Теоретические дискуссии о стиле жизни развивались на протяжении многих лет. Очевидны две противоположные точки зрения: немецкого социолога и философа М. Вебера и французского социолога, этнолога П. Бурдьё, которые рассматривали социальный класс как важный детерминант стиля жизни и, таким образом, четкую иерархию стилей жизни, в отличие от немецкого философа Г. Э. Шульце, который рассматривал стиль жизни как ниши, больше не соответствующие социальным классам в постмодернистском обществе, в котором старые социальные структуры сглажены. Тем не менее все они согласны с коммуникативным характером стиля жизни, и, следовательно, базовое определение понятия «стиль жизни» должно, по крайней мере, относиться к поведению потребления и досуга. Стиль жизни рассматривается как совокупность наблюдаемых моделей поведения, объясняющихся лежащими в их основе мнениями и ориентациями, основанными на мотивирующих паттернах поведения, формирование которых возможно в педагогическом образовательном процессе.

В данном исследовании необходимо отметить уникальную роль культурных ландшафтов в формировании стиля жизни студенческой молодежи. Культурный ландшафт представляет собой синтез, слияние материальных и духовных ценностей разных эпох, культуро-конгруэнтное взаимодействие человека и природы. Его сложный характер взаимосвязей физически воплощает идею сотворчества человека и природы и представляет собой пример стиля жизни современного человека.

Проанализировав работы зарубежных и российских исследователей, было определено, что педагоги не в полной мере используют потенциал культурных ландшафтов, что препятствует выполнению его учебно-воспитательной функции [4, c. 214]. Именно поэтому необходимо реализовать новый жизненно-ценностный педагогический процесс, пропагандирующий стиль жизни студента в культурном ландшафте. Это превращало бы студентов из сторонних наблюдателей и зрителей в реальных акторов коэволюционного процесса, способных строить свои отношения с окружающей средой на основе партнерства, толерантности и ответственности. Данный педагогический процесс предполагает сопряженное, взаимообусловленное изменение качеств человека и характеристик окружающего ландшафта, направленное на устойчивое соразвитие и повышение уровня жизни. Новые экологичные идеи дают импульс практической реализации принципиально новых приоритетов развития, основанных на принципах опережающего развития образовательных систем.

Список литературы

1. 1. Винокурова Н. Ф. Геоэкологическое образование для устойчивого развития: теория и образовательная практика / Н. Ф. Винокурова // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 71–2. — С. 96–99.
2. Vinokurova N. F. Geoekologicheskoe obrazovanie dlya ustoichivogo razvitiya: teoriya i obrazovatel’naya praktika / N. F. Vinokurova // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2021. — № 71–2. — S. 96–99.
3. 2. Гаськова М. И. Трансформация ценностного сознания населения современной России в постсоветское время в контексте постнеклассической науки (на примере интегрального подхода К. Уилбера) / М. И. Гаськова // Журнал социологии и социальной антропологии. — 2
4. Gas’kova M. I. Transformatsiya tsennostnogo soznaniya naseleniya sovremennoi Rossii v postsovetskoe vremya v kontekste postneklassicheskoi nauki (na primere integral’nogo podkhoda K. Uilbera) / M. I. Gas’kova // Zhurnal sotsiologii i sotsial’noi antropolo
5. 3. Моисеев Н. Н. Думая о будущем / Н. Н. Моисеев // Экология и жизнь. — 2002. — № 1 (24). — С. 4–7.
6. Moiseev N. N. Dumaya o budushchem / N. N. Moiseev // Ekologiya i zhizn’. — 2002. — № 1 (24). — S. 4–7.
7. 4. Панов В. И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности / В. И. Панов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. — 2014. — Т. 3, № 3. — С. 214–224.
8. Panov V. I. Ekopsikhologicheskie predposylki izucheniya psikhicheskoi aktivnosti / V. I. Panov // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya. — 2014. — T. 3, № 3. — S. 214–224.
9. 5. Преображенский В. С. Я — географ / В. С. Преображенский. Из творческого наследия. — Москва : ГЕОС, 2001. — Т. 2.
10. Preobrazhenskii V. S. Ya — geograf / V. S. Preobrazhenskii. Iz tvorcheskogo naslediya. — Moskva : GEOS, 2001. — T. 2.
11. 6. Рагулина М. В. Культурный ландшафт: интегральный взгляд / М. В. Рагулина. — Москва, 2015.
12. Ragulina M. V. Kul’turnyi landshaft: integral’nyi vzglyad / M. V. Ragulina. — Moskva, 2015.

Остальные статьи