Мотивация будущих педагогов к развитию мультипотенциальных способностей
Аннотация
В статье раскрывается важность мотивационной составляющей для подготовки конкурентоспособных педагогов в условиях постоянно меняющегося мира, акцентируется внимание на мотивации будущего педагога к развитию мультипотенциальных способностей на различных стадиях его обучения в вузе. Глубинные интервью, проведенные среди обучающихся 1–4-го курсов Института психологии и образования Казанского федерального университета, выявили наиболее важные группы мотивов студентов к развитию мультипотенциальных способностей, а также различия между мотивами у студентов первых и последних курсов. Данная работа вносит свой вклад в исследования, посвященные вопросам развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов в системе высшего образования, предоставляя новые данные о мотивах, которые побуждают студентов участвовать в различных видах деятельности в процессе обучения в вузе для приобретения новых навыков и компетенций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 73-82 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_73 |
Современные реалии диктуют новые правила и требования к молодым специалистам. Сегодня недостаточно обладать единственной квалификацией для выполнения своих профессиональных функций. Глобальные изменения во всех сферах жизни общества требуют незамедлительного решения возникающих новых задач и вопросов от каждого члена социума [10]. Национальная система образования становится наиболее мобильной и готовой к изменениям сферой государственной политики. Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является создание условий для развития профессионального образования на непрерывной основе, что означает предоставление возможности формирования индивидуальной образовательной программы и подготовки, необходимой для обеспечения личностного, карьерного и профессионального роста. Таким образом, прослеживается вопрос восприимчивости системы образования к запросам внешнего характера, а именно запросам образовательных учреждений, для которых осуществляется подготовка педагогических кадров [14]. Это связано с развитием у выпускников педагогических вузов мультипотенциальных способностей.
Понятие мультипотенциальности выступает синонимом терминам «многопотенциальность» и «полиматия». Майкл Эспиндола Араки определяет полиматию как жизненный проект, а именно индивидуальную жизненную траекторию, которая позволяет достичь определенных целей с сопутствующими психическими затратами и выгодами (например, умственная энергия для достижения цели или ощущение счастья при достижении задуманного). Человек, обладающий мультипотенциальными способностями, стремится к двум основным целям: саморазвитию с максимально возможным получением знаний и опыта и использованию своего потенциала для улучшения и преобразования мира. Первая цель достигается за счет приобретения знаний трансдисциплинарного характера, в то время как вторая цель достигается за счет создания благоприятной среды для развития данного потенциала. Одной из наиболее заметных черт людей с мультипотенциальными способностями является предпочтение заниматься несколькими типами структурированной деятельности, помимо основной [13; 15].
Важной в данном контексте представляется мотивация будущих педагогов к развитию у себя мультипотенциальных способностей. В исследованиях традиционно выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация отражает вовлеченность индивидов в деятельность, которая интересна для них и выполнение которой приносит удовлетворение, в то время как внешняя мотивация отражает вовлеченность для получения вознаграждения или определенной выгоды. Современные исследования выделяют дополнительный вид мотивации — социальную мотивацию. Сущность социальной мотивации заключается в желании социализироваться, завести новые профессиональные и бытовые знакомства, действовать во благо других людей и мира в целом [6].
Исходя из вышесказанного, можем отнести запросы работодателя к уровню подготовки будущего педагога к внешним мотивам студентов к развитию мультипотенциальных способностей в процессе обучения в вузе. Для выявления наиболее важных групп мотивов студентов к развитию мультипотенциальных способностей мы провели глубинные интервью среди студентов 1–4-го курсов Института психологии и образования Казанского федерального университета (направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, профиль “Начальное образование и английский язык”»). В ходе исследования было выявлено, что процентное соотношение будущих педагогов, мотивированных к развитию мультипотенциальных способностей, увеличивается по мере возрастания года их обучения. Если на 1-м курсе только 18 % респондентов связывали необходимость развития мультипотенциальных способностей с более успешным трудоустройством, то среди студентов 4-го курса этот показатель достиг 44 %. К внешнему типу мотивации также относятся академическая успеваемость, общественная и волонтерская деятельность.
Углубляясь в вопрос успешного трудоустройства выпускника — будущего педагога, не можем не отметить, что учебные заведения высшего образования сосредоточились на обучении студентов навыкам трудоустройства‚ востребованным в современном обществе. Следуя перечню требуемых навыков, составленному работодателями, университеты в первую очередь сосредоточились на командной работе, коммуникации, лидерстве и решении проблем. Овладение всеми перечисленными навыками делает будущего педагога на шаг ближе к индивидуальному жизненному проекту мультипотенциала. Отечественные и зарубежные исследования в области образования в основном сосредоточены на изучении перечня требуемых навыков для внедрения новых дисциплин в учебный план и совершенствовании образовательных программ. Например, обучение в малых группах, опыт работы и участие работодателей в разработке учебных программ могут способствовать развитию необходимых навыков у студентов в контексте практических занятий. В то время как учебная программа представляет собой главное звено системы образования. Не стоит забывать, что она является лишь частью широкого образовательного механизма. Модель развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов в процессе обучения в вузе может быть включена в образовательную программу, поскольку университеты еще не готовят выпускников, способных профессионально реагировать и решать сложные многофакторные проблемы вне рамок научных дисциплин как продуктов специализации.