Дата публикации: 30.03.2023

Мотивация будущих педагогов к развитию мультипотенциальных способностей

Аннотация

В статье раскрывается важность мотивационной составляющей для подготовки конкурентоспособных педагогов в условиях постоянно меняющегося мира, акцентируется внимание на мотивации будущего педагога к развитию мультипотенциальных способностей на различных стадиях его обучения в вузе. Глубинные интервью, проведенные среди обучающихся 1–4-го курсов Института психологии и образования Казанского федерального университета, выявили наиболее важные группы мотивов студентов к развитию мультипотенциальных способностей, а также различия между мотивами у студентов первых и последних курсов. Данная работа вносит свой вклад в исследования, посвященные вопросам развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов в системе высшего образования, предоставляя новые данные о мотивах, которые побуждают студентов участвовать в различных видах деятельности в процессе обучения в вузе для приобретения новых навыков и компетенций.




Современные реалии диктуют новые правила и требования к молодым специалистам. Сегодня недостаточно обладать единственной квалификацией для выполнения своих профессиональных функций. Глобальные изменения во всех сферах жизни общества требуют незамедлительного решения возникающих новых задач и вопросов от каждого члена социума [10]. Национальная система образования становится наиболее мобильной и готовой к изменениям сферой государственной  политики. Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере образования является создание условий для развития профессионального образования на непрерывной основе, что означает предоставление возможности формирования индивидуальной образовательной программы и подготовки, необходимой для обеспечения личностного, карьерного и профессионального роста. Таким образом, прослеживается вопрос восприимчивости системы образования к запросам внешнего характера, а именно запросам образовательных учреждений, для которых осуществляется подготовка педагогических кадров [14]. Это связано с развитием у выпускников педагогических вузов мультипотенциальных способностей.

Понятие мультипотенциальности выступает синонимом терминам «многопотенциальность» и «полиматия». Майкл Эспиндола Араки определяет полиматию как жизненный проект, а именно индивидуальную жизненную траекторию, которая позволяет достичь определенных целей с сопутствующими психическими затратами и выгодами (например, умственная энергия для достижения цели или ощущение счастья при достижении задуманного). Человек, обладающий мультипотенциальными способностями, стремится к двум основным целям: саморазвитию с максимально возможным получением знаний и опыта и использованию своего потенциала для улучшения и преобразования мира. Первая цель достигается за счет приобретения знаний трансдисциплинарного характера, в то время как вторая цель достигается за счет создания благоприятной среды для развития данного потенциала. Одной из наиболее заметных черт людей с мультипотенциальными способностями является предпочтение заниматься несколькими типами структурированной деятельности, помимо основной [13; 15].

Важной в данном контексте представляется мотивация будущих педагогов к развитию у себя мультипотенциальных способностей. В исследованиях традиционно выделяют внутреннюю и внешнюю мотивацию. Внутренняя мотивация отражает вовлеченность индивидов в деятельность, которая интересна для них и выполнение которой приносит удовлетворение, в то время как внешняя мотивация отражает вовлеченность для получения вознаграждения или определенной выгоды. Современные исследования выделяют дополнительный вид мотивации — социальную мотивацию. Сущность социальной мотивации заключается в желании социализироваться, завести новые профессиональные и бытовые знакомства, действовать во благо других людей и мира в целом [6].

Исходя из вышесказанного, можем отнести запросы работодателя к уровню подготовки будущего педагога к внешним мотивам студентов к развитию мультипотенциальных способностей в процессе обучения в вузе. Для выявления наиболее важных групп мотивов студентов к развитию мультипотенциальных способностей мы провели глубинные интервью среди студентов 1–4-го курсов Института психологии и образования Казанского федерального университета (направление подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование с двумя профилями подготовки, профиль “Начальное образование и английский язык”»). В ходе исследования было выявлено, что процентное соотношение будущих педагогов, мотивированных к развитию мультипотенциальных способностей, увеличивается по мере возрастания года их обучения. Если на 1-м курсе только 18 % респондентов связывали необходимость развития мультипотенциальных способностей с более успешным трудоустройством, то среди студентов 4-го курса этот показатель достиг 44 %. К внешнему типу мотивации также относятся академическая успеваемость, общественная и волонтерская деятельность.

Углубляясь в вопрос успешного трудоустройства выпускника — будущего педагога, не можем не отметить, что учебные заведения высшего образования сосредоточились на обучении студентов навыкам трудоустройства‚ востребованным в современном обществе. Следуя перечню требуемых навыков, составленному работодателями, университеты в первую очередь сосредоточились на командной работе, коммуникации, лидерстве и решении проблем. Овладение всеми перечисленными навыками делает будущего педагога на шаг ближе к индивидуальному жизненному проекту мультипотенциала. Отечественные и зарубежные исследования в области образования в основном сосредоточены на изучении перечня требуемых навыков для внедрения новых дисциплин в учебный план и совершенствовании образовательных программ. Например, обучение в малых группах, опыт работы и участие работодателей в разработке учебных программ могут способствовать развитию необходимых навыков у студентов в контексте практических занятий. В то время как учебная программа представляет собой главное звено системы образования. Не стоит забывать, что она является лишь частью широкого образовательного механизма. Модель развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов в процессе обучения в вузе может быть включена в образовательную программу, поскольку университеты еще не готовят выпускников, способных профессионально реагировать и решать сложные многофакторные проблемы вне рамок научных дисциплин как продуктов специализации.

Список литературы

1. 1. Андреев В. И. Конкурентология / В. И. Андреев. — Казань : Центр инновационных технологий, 2013. — 468 с.
2. 2. Вапник Э. Мультипотенциалы: руководство для тех, кто уже вырос, но так и не решил, кем хочет стать / Э. Вапник. — Москва : Эксмо, 2020. — 256 с.
3. 3. Гарифуллина А. М. Сущностно-содержательная характеристика мультипотенциальности педагога / А. М. Гарифуллина, Р. А. Валеева // VII Международный форум по педагогическому образованию : сб. науч. трудов. — Казань, 2021. — Т. 4. — С. 90–96.
4. 4. Гарифуллина А. М. Актуализация проблемы развития мультипотенциальных способностей будущих педагогов в процессе обучения в вузе / А. М. Гарифуллина, Р. А. Валеева // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы Всерос. науч
5. 5. Гарифуллина А. М. Мультипотенциалы, или VUCA-учитель в цифровую эпоху развития высшего образования / А. М. Гарифуллина, Р. А. Валеева // VI Международная научно-практическая конференция «Проблемы образования. Современные образовательные подходы» : сбор
6. 6. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Москва : Логос, 2000. — 384 с.
7. 7. Сарсенбаева Б. И. Педагогическое сопровождение профессионального самосовершенствования будущего учителя : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Б. И. Сарсенбаева. — Москва, 2006. — 416 с.
8. 8. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика : учебник для академического бакалавриата / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — Москва : Юрайт, 2017. — 510 с.
9. 9. Халфиева А. Р. Взаимосвязь психических состояний и регуляторно-личностных свойств студентов различных курсов обучения / А. Р. Халфиева // В сб. : VII Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сборник стат
10. 10. Черных Я. В. Проблема развития универсального человека в педагогике XXI века / Я. В. Черных // Шаг в науку : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конференции с участием студентов (Грозный, 10 октября 2020 г.). — Грозный, Махачкала : Чеченский гос
11. 11. Шадриков В. Д. Психология способностей / В. Д. Шадриков / Психология индивидуальных различий : хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — Москва : ACT ; Астрель, 2008. — С. 64–80.
12. 12. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / Н. Е. Щуркова. — Москва : Юрайт, 2019. — 320 с.
13. 13. Araki M. E. Polymathy: A New Outlook / M. E. Araki // Journal of genius and eminence. — 2018. — Vol. 3 (1). — P. 66–82.
14. 14. Valeeva R. A. Motivation of Student Teachers’ Professional Career / R. A. Valeeva et al. // Education and Self Development. — 2022. — Vol. 17, Is. 3. — P. 169–186.
15. 15. Root-Bernstein R. Life stages of creativity. The Encyclopedia of creativity (2nd ed.) / R. Root-Bernstein, M. Root-Bernstein. — Cambridge, MA : Academic Press, 2011. — P. 47–55.

Остальные статьи