Дата публикации: 01.04.2023

Творческие доминанты в научно-исследовательской деятельности профессора Александра Васильевича Барабанщикова

Аннотация

В статье кратко раскрыты основные события и обстоятельства, имевшие место в периоды подготовки и защиты кандидатской (1951–1954 годы) и докторской (1960– 1968 годы) диссертаций одного из основателей теории военной педагогики, заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора педагогических наук, профессора, генерал-майора Александра Васильевича Барабанщикова (06.12.1924 — 17.02.1997). Охарактеризованы содержание и стиль руководства диссертационными исследованиями соискателей А. В. Барабанщиковым.




На кафедре педагогики Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации долгие годы успешно работает научная школа одного из основоположников теорий военной педагогики и педагогики высшей военной школы Александра Васильевича Барабанщикова. Среди его учеников — более 60 докторов педагогических наук, исследовавших базовые и актуальные военные аспекты педагогической науки.

Профессор А. В. Барабанщиков, будучи бессменным начальником кафедры военной педагогики и психологии с июля 1959 года до ноября 1988 года, возглавлял в Военно-политической академии имени В. И. Ленина (далее ВПА) с момента создания в 1975 году и до своей кончины в 1997 году диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций по истории и теории педагогики, военной педагогике и психологии (в дальнейшем — по педагогическим наукам).

Многие созданные Александром Васильевичем подходы и традиции в организации научно-исследовательской работы, руководстве диссертационными педагогическими исследованиями зарождались в период подготовки им собственных кандидатской и докторской диссертаций.

В этой связи в жизни учителя и наставника нескольких поколений военных педагогов и психологов особого внимания заслуживают два периода: 1951–1954 годы и 1960–1968 годы. В научном плане они были, как представляется, очень важными этапами научно-исследовательской деятельности Александра Васильевича, результатами которых стали подготовленные им кандидатская и докторская диссертации. И если до защиты первой он был начинающим военным ученым в роли адъюнкта Высшего военно-педагогического института имени М. И. Калинина (г. Ленинград) (далее ВВПИ), то к моменту защиты докторской диссертации Александр Васильевич уже 9 лет возглавлял кафедру военной педагогики и психологии ВПА [2, с. 273–275].

Какие основные события в эти годы происходили вокруг Александра Васильевича и как они отразились на его научной работе; чем характерны выбранные им темы диссертаций; как проходила подготовка диссертаций и их защита; каково было профессиональное окружение, какие факты, относящиеся к этим периодам его жизни, еще не нашли освещения — вот лишь часть вопросов, которые стали предметом данной статьи.

Список литературы

1. Алёхин И. А. Генерал А. В. Барабанщиков — основатель советской военной педагогики / И. А. Алёхин // Военный академический журнал. — 2019. — № 3. — С. 81–85.
2. Алёхин И. А. Барабанщиков Александр Васильевич (6 декабря 1924 — 17 февраля 1997). Ученому, организатору, педагогу, человеку (к 90-летию со дня рождения) / И. А. Алёхин // Мир образования — образование в мире. — 2014. — № 4. — С. 273–278.
3. Барабанщиков А. В. Вопросы педагогики: Теория обучения советских воинов. Лекция, прочитанная в ВПА имени В. И. Ленина / А. В. Барабанщиков. — Москва : ВПА, 1960. — 109 с.
4. Барабанщиков А. В. Воспитание советских воинов в духе войскового товарищества и дружбы : дис. … канд. пед. наук / А. В. Барабанщиков. — Ленинград, 1954. — 253 с.
5. Барабанщиков А. В. Педагогические основы обучения советских воинов : дис. ... д-ра пед. наук / А. В. Барабанщиков. — Москва : ВПА, 1968. — 747 с.
6. Барабанщиков А. В. Педагогические основы обучения советских воинов : монография / А. В. Барабанщиков. — Москва : Воениздат, 1962. — 152 с.
7. Барабанщиков А. В. Советская психология в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / А. В. Барабанщиков // Вопросы психологии. — 1985. — № 2. — С. 21. — URL: <a href="http://psy.msu.ru/about/history/vov/articles/barabanschikov1985.pdf" target="_blank">http://psy.msu.ru/about/history/vov/articles/barabanschikov1985.pdf</a> (дата обращен
8. Быков А. К. Об Учителе (А. В. Барабанщикове) / А. К. Быков // Дело всей жизни. — Москва : ВУ, 2004. — С. 83–90.
9. Леонтьев А. А. Л. С. Выготский / А. А. Леонтьев. — Москва : Просвещение, 1990. — 160 с.
10. Луков Г. Д. Очерк по вопросам психологии обучения и воспитания советских воинов / Г. Д. Луков. — Ленинград : ВВПИ им. М. И. Калинина, 1956. — 308 с.
11. Луков Г. Д. Психология (очерки по вопросам обучения и воспитания советских воинов) / Г. Д. Луков. — Москва : Воениздат, 1960. — 256 с.
12. Платонов К. К. Мои личные встречи на великой дороге жизни. Воспоминания старого психолога / К. К. Платонов. — Москва : ИП РАН, 2005. — 310 с.
13. Слепов В. Я. Судьбой дарованные встречи. Автобиографическая повесть / В. Я. Слепов. — Санкт-Петербург, 2011. — 110 с.
14. Цепин М. О. Развитие военно-педагогической теории и практики в Советских Вооруженных Силах : автореф. дис. … канд. пед. наук / М. О. Цепин. — Москва : ВУ, 2005. — 21 с.

Остальные статьи