Творческие доминанты в научно-исследовательской деятельности профессора Александра Васильевича Барабанщикова
Аннотация
В статье кратко раскрыты основные события и обстоятельства, имевшие место в периоды подготовки и защиты кандидатской (1951–1954 годы) и докторской (1960– 1968 годы) диссертаций одного из основателей теории военной педагогики, заслуженного деятеля науки РСФСР, доктора педагогических наук, профессора, генерал-майора Александра Васильевича Барабанщикова (06.12.1924 — 17.02.1997). Охарактеризованы содержание и стиль руководства диссертационными исследованиями соискателей А. В. Барабанщиковым.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 57-72 |
УДК | 37 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_57 |
На кафедре педагогики Военного университета имени князя Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации долгие годы успешно работает научная школа одного из основоположников теорий военной педагогики и педагогики высшей военной школы Александра Васильевича Барабанщикова. Среди его учеников — более 60 докторов педагогических наук, исследовавших базовые и актуальные военные аспекты педагогической науки.
Профессор А. В. Барабанщиков, будучи бессменным начальником кафедры военной педагогики и психологии с июля 1959 года до ноября 1988 года, возглавлял в Военно-политической академии имени В. И. Ленина (далее ВПА) с момента создания в 1975 году и до своей кончины в 1997 году диссертационные советы по защите кандидатских и докторских диссертаций по истории и теории педагогики, военной педагогике и психологии (в дальнейшем — по педагогическим наукам).
Многие созданные Александром Васильевичем подходы и традиции в организации научно-исследовательской работы, руководстве диссертационными педагогическими исследованиями зарождались в период подготовки им собственных кандидатской и докторской диссертаций.
В этой связи в жизни учителя и наставника нескольких поколений военных педагогов и психологов особого внимания заслуживают два периода: 1951–1954 годы и 1960–1968 годы. В научном плане они были, как представляется, очень важными этапами научно-исследовательской деятельности Александра Васильевича, результатами которых стали подготовленные им кандидатская и докторская диссертации. И если до защиты первой он был начинающим военным ученым в роли адъюнкта Высшего военно-педагогического института имени М. И. Калинина (г. Ленинград) (далее ВВПИ), то к моменту защиты докторской диссертации Александр Васильевич уже 9 лет возглавлял кафедру военной педагогики и психологии ВПА [2, с. 273–275].
Какие основные события в эти годы происходили вокруг Александра Васильевича и как они отразились на его научной работе; чем характерны выбранные им темы диссертаций; как проходила подготовка диссертаций и их защита; каково было профессиональное окружение, какие факты, относящиеся к этим периодам его жизни, еще не нашли освещения — вот лишь часть вопросов, которые стали предметом данной статьи.