Развитие процесса воспитания профессионального долга у будущих офицеров в военно-учебных заведениях России XVIII — начала XX века
Аннотация
В статье дана историко-педагогическая характеристика этапам процесса воспитания профессионального долга у будущих офицеров в военных учебных заведениях России начала XVIII — начала XX века. Отражены слагаемые системы духовно- нравственных ценностей обучающихся в российских военных школах исследуемого периода. Определено влияние духовно-нравственных ценностей общества, государства и вооруженных сил различных исторических этапов становления армии и фло- та России на процесс воспитания профессионального долга у будущих защитников Отечества.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 38-47 |
УДК | 355.233 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_38 |
Прежде чем обратиться к истории развития процесса воспитания профессионального долга у будущих офицеров в военно-учебных заведениях России начала XVIII — начала XX века, определимся с самим понятием «профессиональный долг». На основе теоретического анализа ряда опубликованных научных работ понятие «профессиональный долг» может рассматриваться как нравственное качество военнослужащего, отвечающее требованиям, предъявляемым государством, обществом, Вооруженными Силами и самим военнослужащим к его будущей профессии, и определяющее его образовательную деятельность. При этом профессиональный долг ученика военной школы будет выступать разновидностью воинского долга и долга обучающегося. Долг выступает перед обучающимся в виде обязательств, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Осознание курсантом своего профессионального долга отражает его объективные обязанности в планах, взглядах, наклонностях, во внутренних мотивах обучения будущей военно-учетной специальности и определяет поведение в повседневной учебной и служебной деятельности [14].
Результат воспитания профессионального долга напрямую зависит от степени усвоения обучающимися образовательной программы, осознания ценностного содержания будущей военной профессии, а также их внутренней системы духовно-нравственных ценностей и мировоззренческих установок. Такие духовно-нравственные ценности, как патриотизм, воинский долг, ответственность за судьбу Отечества, любовь к родному языку, к своему народу, уважение традиций, честность, готовность защитить культурное наследие, природу Родины и национальные богатства, являются ценностными ориентирами воспитания профессионального долга будущего офицера России по обеспечению оборонной функции государства. Именно ценностный подход позволяет рассматривать исследуемое явление с позиций реализации высших (духовных) потребностей и стремлений обучающихся, которые мотивируют их цели, поведение и деятельность.
Тема профессионального долга офицера во все исторические времена занимала особое место в духовной, нравственной жизни общества, она зависела от идеологии, политики государства, роли религии в государстве, развития культуры и других факторов, определяющих формирование защитника Отечества.
Путь к созданию системы профессионального обучения и воспитанию профессионального долга у будущих защитников Отечества в российских военных школах был не прост. Вплоть до XIII века регулярная система подготовки офицеров в России практически отсутствовала. Должности командиров замещались на родовой основе [6, с. 285]. В это время основу профессионального долга офицера определяли религиозные духовно-нравственные ценности и честь рода.
Подготовка российских профессиональных военных кадров в начале царствования Петра I осуществлялась в гвардии или за границей (первоначально, за неимением военно-учебных заведений в России, начиная с 1697 года, практиковалось обучение дворянских детей за границей). Данный подход был малоэффективен и занимал большое количество времени, а развитие военного дела требовало постоянного притока в армию обученных офицеров.