Дата публикации: 01.04.2023

Развитие процесса воспитания профессионального долга у будущих офицеров в военно-учебных заведениях России XVIII — начала XX века

Аннотация

В статье дана историко-педагогическая характеристика этапам процесса воспитания профессионального долга у будущих офицеров в военных учебных заведениях России начала XVIII — начала XX века. Отражены слагаемые системы духовно- нравственных ценностей обучающихся в российских военных школах исследуемого периода. Определено влияние духовно-нравственных ценностей общества, государства и вооруженных сил различных исторических этапов становления армии и фло- та России на процесс воспитания профессионального долга у будущих защитников Отечества.




Прежде чем обратиться к истории развития процесса воспитания профессионального долга у будущих офицеров в военно-учебных заведениях России начала XVIII — начала XX века, определимся с самим понятием «профессиональный долг». На основе теоретического анализа ряда опубликованных научных работ понятие «профессиональный долг» может рассматриваться как нравственное качество военнослужащего, отвечающее требованиям, предъявляемым государством, обществом, Вооруженными Силами и самим военнослужащим к его будущей профессии, и определяющее его образовательную деятельность. При этом профессиональный долг ученика военной школы будет выступать разновидностью воинского долга и долга обучающегося. Долг выступает перед обучающимся в виде обязательств, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Осознание курсантом своего профессионального долга отражает его объективные обязанности в планах, взглядах, наклонностях, во внутренних мотивах обучения будущей военно-учетной специальности и определяет поведение в повседневной учебной и служебной деятельности [14].

Результат воспитания профессионального долга напрямую зависит от степени усвоения обучающимися образовательной программы, осознания ценностного содержания будущей военной профессии, а также их внутренней системы духовно-нравственных ценностей и мировоззренческих установок. Такие духовно-нравственные ценности, как патриотизм, воинский долг, ответственность за судьбу Отечества, любовь к родному языку, к своему народу, уважение традиций, честность, готовность защитить культурное наследие, природу Родины и национальные богатства, являются ценностными ориентирами воспитания профессионального долга будущего офицера России по обеспечению оборонной функции государства. Именно ценностный подход позволяет рассматривать исследуемое явление с позиций реализации высших (духовных) потребностей и стремлений обучающихся, которые мотивируют их цели, поведение и деятельность.

Тема профессионального долга офицера во все исторические времена занимала особое место в духовной, нравственной жизни общества, она зависела от идеологии, политики государства, роли религии в государстве, развития культуры и других факторов, определяющих формирование защитника Отечества.

Путь к созданию системы профессионального обучения и воспитанию профессионального долга у будущих защитников Отечества в российских военных школах был не прост. Вплоть до XIII века регулярная система подготовки офицеров в России практически отсутствовала. Должности командиров замещались на родовой основе [6, с. 285]. В это время основу профессионального долга офицера определяли религиозные духовно-нравственные ценности и честь рода. 

Подготовка российских профессиональных военных кадров в начале царствования Петра I осуществлялась в гвардии или за границей (первоначально, за неимением военно-учебных заведений в России, начиная с 1697 года, практиковалось обучение дворянских детей за границей). Данный подход был малоэффективен и занимал большое количество времени, а развитие военного дела требовало постоянного притока в армию обученных офицеров.

Список литературы

1. Галенковский П. А. Воспитание юношества в прошлом : Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700– 1856 гг.) / П. А. Галенковский. — Изд. 2-е. — Санкт-Петербург, 1904.
2. Строков А. А. История военного искусства / А. А. Строков. — Москва : Воениздат, 1955. — Т. 1. Рабовладельческое и феодальное общество.— 662 с.
3. Ростовцев Я. И. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений: высочайше утверждено 24 декабря 1848 года / генерал-майор Ростовцев. — Санкт-Петербург : Тип. военно-учебных заведений, 1849. — X–XIV, 185 с.
4. Назаров Н. А. История офицерских собраний армии и флота / Н. А. Назаров. — Москва, 1999.
5. Лавров А. М. Развитие профессионального долга обучающихся военного вуза формами социального воспитания : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А. М. Лавров. — Москва, 2013. — 247 с. РГБ ОД, 61 13–13/503.
6. Краснов П. Н. Чего войска ожидают и чего желают от молодых офицеров / П. Н. Краснов // Русский инвалид. — Санкт-Петербург, 1907. — № 101.
7. Dmitrievskii A. M.Ideal ofitsera / A. M. Dmitrievskii // Voennyi sbornik. — 1912. — №7. 12. Козырев С. А. Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России [Электронный ресурс] / С. А. Козырев, В. С. Олейников /
8. Дмитриевский A. M. Идеал офицера / A. M. Дмитриевский // Военный сборник. — 1912. — № 7.
9. Греков В. Ф. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений Российской империи. 1700–1910 [Электронный ресурс] / В. Ф. Греков. — Москва : Тип. Вильде, 1910. — 190 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: <a href="https://lib.biblioclub.ru/index." target="_blank">https://lib.biblioclub.ru/index.</a> php?page=b
10. Алёхин И. А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII — начала XX в. : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. А. Алёхин. — Москва, 2004. — 636 c. — РГБ ОД, 71:05-13/9.
11. Военно-учебные заведения / под ред. В. Ф. Новицкого // Военная энциклопедия. — Т. 6. — Санкт-Петербург : Т-во И. Д. Сытина, 1911–1915.
12. Военная педагогика : учебник для вузов / И. А. Алёхин [и др.] ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва : Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 9785-534-04359-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
13. Бескровный Л. Г. Военные школы в России в первой половине ХVIII в. / Л. Г. Бескровный // Исторические записки. — Москва, 1953. — Т. 42.
14. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90– 100. — DOI: 10.5
15. Алёхин И. А. Формирование морально-политической и психологической готовности военнослужащих / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, Д. А. Фередин // Морской сборник. — 2021. — № 4 (2089). — С. 64–67.
16. Алёхин И. А. О роли отечественных просветителей в формировании российской педагогической мысли первой четверти XVIII века / И. А. Алёхин, В. В. Дудулин, В. А. Собина // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 119–129.
17. Алёхин И. А. Влияние православного воспитания на развитие и укрепление духовного и физического здоровья военнослужащих русской армии в синодальный период русской православной церкви (XVIII — начало XX века) / И. А. Алёхин, В. В. Иванов // Мир образован

Остальные статьи