Дата публикации: 01.04.2023

Развитие процесса воспитания профессионального долга у будущих офицеров в военно-учебных заведениях России XVIII — начала XX века

Аннотация

В статье дана историко-педагогическая характеристика этапам процесса воспитания профессионального долга у будущих офицеров в военных учебных заведениях России начала XVIII — начала XX века. Отражены слагаемые системы духовно- нравственных ценностей обучающихся в российских военных школах исследуемого периода. Определено влияние духовно-нравственных ценностей общества, государства и вооруженных сил различных исторических этапов становления армии и фло- та России на процесс воспитания профессионального долга у будущих защитников Отечества.




Прежде чем обратиться к истории развития процесса воспитания профессионального долга у будущих офицеров в военно-учебных заведениях России начала XVIII — начала XX века, определимся с самим понятием «профессиональный долг». На основе теоретического анализа ряда опубликованных научных работ понятие «профессиональный долг» может рассматриваться как нравственное качество военнослужащего, отвечающее требованиям, предъявляемым государством, обществом, Вооруженными Силами и самим военнослужащим к его будущей профессии, и определяющее его образовательную деятельность. При этом профессиональный долг ученика военной школы будет выступать разновидностью воинского долга и долга обучающегося. Долг выступает перед обучающимся в виде обязательств, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Осознание курсантом своего профессионального долга отражает его объективные обязанности в планах, взглядах, наклонностях, во внутренних мотивах обучения будущей военно-учетной специальности и определяет поведение в повседневной учебной и служебной деятельности [14].

Результат воспитания профессионального долга напрямую зависит от степени усвоения обучающимися образовательной программы, осознания ценностного содержания будущей военной профессии, а также их внутренней системы духовно-нравственных ценностей и мировоззренческих установок. Такие духовно-нравственные ценности, как патриотизм, воинский долг, ответственность за судьбу Отечества, любовь к родному языку, к своему народу, уважение традиций, честность, готовность защитить культурное наследие, природу Родины и национальные богатства, являются ценностными ориентирами воспитания профессионального долга будущего офицера России по обеспечению оборонной функции государства. Именно ценностный подход позволяет рассматривать исследуемое явление с позиций реализации высших (духовных) потребностей и стремлений обучающихся, которые мотивируют их цели, поведение и деятельность.

Тема профессионального долга офицера во все исторические времена занимала особое место в духовной, нравственной жизни общества, она зависела от идеологии, политики государства, роли религии в государстве, развития культуры и других факторов, определяющих формирование защитника Отечества.

Путь к созданию системы профессионального обучения и воспитанию профессионального долга у будущих защитников Отечества в российских военных школах был не прост. Вплоть до XIII века регулярная система подготовки офицеров в России практически отсутствовала. Должности командиров замещались на родовой основе [6, с. 285]. В это время основу профессионального долга офицера определяли религиозные духовно-нравственные ценности и честь рода. 

Подготовка российских профессиональных военных кадров в начале царствования Петра I осуществлялась в гвардии или за границей (первоначально, за неимением военно-учебных заведений в России, начиная с 1697 года, практиковалось обучение дворянских детей за границей). Данный подход был малоэффективен и занимал большое количество времени, а развитие военного дела требовало постоянного притока в армию обученных офицеров.

Список литературы

1. 10. Греков В. Ф. Краткий исторический очерк военно-учебных заведений Российской империи. 1700–1910 [Электронный ресурс] / В. Ф. Греков. — Москва : Тип. Виль де, 1910. — 190 с. — Режим доступа: по подписке. — URL: <a href="https://lib.biblioclub.ru/index." target="_blank">https://lib.biblioclub.ru/index.</a> php?page=
2. Grekov V. F. Kratkii istoricheskii ocherk voenno-uchebnykh zavedenii Rossiiskoi imperii. 1700–1910 [Elektronnyi resurs] / V.F.Grekov.— Moskva: Tip. Vil’de, 1910.— 190 s.— Rezhim dostupa: po podpiske. — URL: <a href="https://lib.biblioclub.ru/index.php?page=book&id" target="_blank">https://lib.biblioclub.ru/index.php?page=book&id</a>
3. 11. Дмитриевский A. M. Идеал офицера / A. M. Дмитриевский // Военный сборник. — 1912. — № 7.
4. Dmitrievskii A. M.Ideal ofitsera / A. M. Dmitrievskii // Voennyi sbornik. — 1912. — №7.
5. 12. Козырев С. А. Ретроспективный анализ патриотического воспитания в кадетских корпусах дореволюционной России [Электронный ресурс] / С. А. Козырев, В. С. Олейников // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — № 1 (69). — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
6. Kozyrev S. A. Retrospektivnyi analiz patrioticheskogo vospitaniya v kadetskikh korpusakh dorevolyutsionnoi Rossii [Elektronnyi resurs] / S. A. Kozyrev, V. S. Oleinikov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2016. — № 1 (69). — URL: htt
7. 13. Краснов П. Н. Чего войска ожидают и чего желают от молодых офицеров / П. Н. Краснов // Русский инвалид. — Санкт-Петербург, 1907. — № 101.
8. Krasnov P. N. Chego voiska ozhidayut i chego zhelayut ot molodykh ofitserov / P. N. Krasnov // Russkii invalid. — Sankt-Peterburg, 1907. — № 101.
9. 14. Лавров А. М. Развитие профессионального долга обучающихся военного вуза формами социального воспитания : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А. М. Лавров. — Москва, 2013. — 247 с. РГБ ОД, 61 13–13/503.
10. Lavrov A. M. Razvitie professional’nogo dolga obuchayushchikhsya voennogo vuza formami sotsial’nogo vospitaniya : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02 / A. M. Lavrov. — Moskva, 2013. — 247 s. RGB OD, 61 13–13/503.
11. 15. Назаров Н. А. История офицерских собраний армии и флота / Н. А. Назаров. — Москва, 1999.
12. Nazarov N. A.Istoriya ofitserskikh sobranii armii i flota / N. A. Nazarov. — Moskva, 1999.
13. 16. Райковский В. Л. Военное воспитание / В. Л. Райковский. — Москва : Печатня А. И. Снегиревой, 1908. — 60 с.
14. Raikovskii V. L. Voennoe vospitanie / V. L. Raikovskii. — Moskva : Pechatnya A.I. Snegirevoi, 1908. — 60 s.
15. 17. Ростовцев Я. И. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений: высочайше утверждено 24 декабря 1848 года / генерал-майор Ростовцев. — Санкт-Петербург : Тип. военно-учебных заведений, 1849. — X–XIV, 185 с.
16. Rostovtsev Ya. I. Nastavlenie dlya obrazovaniya vospitannikov voenno-uchebnykh zavedenii: vysochaishe utverzhdeno 24 dekabrya 1848 goda / general-maior Rostovtsev. — SanktPeterburg : Tip. voenno-uchebnykh zavedenii, 1849. — X–XIV, 185 s.
17. 18. Строков А. А. История военного искусства / А. А. Строков. — Москва : Воениздат, 1955. — Т. 1. Рабовладельческое и феодальное общество.— 662 с.
18. Strokov A. A. Istoriya voennogo iskusstva / A. A. Strokov. — Moskva : Voenizdat, 1955. — T. 1. Rabovladel’cheskoe i feodal’noe obshchestvo.— 662 s.
19. 1. Алёхин И. А. Развитие теории и практики военного образования в России XVIII — начала XX в. : дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / И. А. Алёхин. — Москва, 2004. — 636 c. — РГБ ОД, 71:05-13/9.
20. Alekhin I. A. Razvitie teorii i praktiki voennogo obrazovaniya v Rossii XVIII — nachala XX v. : dis. ... d-ra ped. nauk: 13.00.01 / I. A. Alekhin. — Moskva, 2004. — 636 c. — RGB OD, 71:05-13/9.
21. 2. Алёхин И. А. Влияние православного воспитания на развитие и укрепление духовного и физического здоровья военнослужащих русской армии в синодальный период русской православной церкви (XVIII — начало XX века) / И. А. Алёхин, В. В. Иванов // Мир образован
22. Alekhin I. A. Vliyanie pravoslavnogo vospitaniya na razvitie i ukreplenie dukhovnogo i fizicheskogo zdorov’ya voennosluzhashchikh russkoi armii v sinodal’nyi period russkoi pravoslavnoi tserkvi (XVIII — nachalo XX veka) / I. A. Alekhin, V. V. Ivanov // Mi
23. 3. Алёхин И. А. О роли отечественных просветителей в формировании российской педагогической мысли первой четверти XVIII века / И. А. Алёхин, В. В. Дудулин, В. А. Собина // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 119–129.
24. Alekhin I. A. O roli otechestvennykh prosvetitelei v formirovanii rossiiskoi pedagogicheskoi mysli pervoi chetverti XVIII veka / I. A. Alekhin, V. V. Dudulin, V. A. Sobina // Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya. — 2021. — № 1–2 (54). — S. 119–129.
25. 4. Алёхин И. А. Формирование морально-политической и психологической готовности военнослужащих / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, Д. А. Фередин // Морской сборник. — 2021. — № 4 (2089). — С. 64–67.
26. Alekhin I. A. Formirovanie moral’no-politicheskoi i psikhologicheskoi gotovnosti voennosluzhashchikh / I. A. Alekhin, E. I. Fedak, D. A. Feredin // Morskoi sbornik. — 2021. — № 4 (2089). — S. 64–67.
27. 5. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90– 100. — DOI: 10.5
28. Alekhin I. A. O vospitanii voennosluzhashchikh i vsei molodezhi na istoricheskom nasledii v usloviyakh sovremennoi gibridnoi voiny / I. A. Alekhin, V. N. Ostashkin, D. V. Shut’ko // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2022. — № 2 (86). — S. 90–100. —
29. 6. Бескровный Л. Г. Военные школы в России в первой половине ХVIII в. / Л. Г. Бескровный // Исторические записки. — Москва, 1953. — Т. 42.
30. Beskrovnyi L.G.Voennye shkoly v Rossii v pervoi polovine KhVIII v. / L. G.Beskrovnyi // Istoricheskie zapiski. — Moskva, 1953. — T. 42.
31. 7. Военная педагогика : учебник для вузов / И. А. Алёхин [и др.] ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — Москва : Юрайт, 2023. — 414 с. — (Высшее образование). — ISBN 9785-534-04359-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: <a href="https" target="_blank">https</a>
32. Voennaya pedagogika : uchebnik dlya vuzov / I. A. Alekhin [i dr.] ; pod obshch. red. I. A. Alekhina. — Moskva : Yurait, 2023. — 414 s. — (Vysshee obrazovanie). — ISBN 978-5534-04359-4. — Tekst : elektronnyi // Obrazovatel’naya platforma Yurait [sait]. — U
33. 8. Военно-учебные заведения / под ред. В. Ф. Новицкого // Военная энциклопедия. — Т. 6. — Санкт-Петербург : Т-во И. Д. Сытина, 1911–1915.
34. Voenno-uchebnye zavedeniya / pod red. V. F. Novitskogo // Voennaya entsiklopediya. — T. 6. — Sankt-Peterburg : T-vo I. D. Sytina, 1911–1915.
35. 9. Галенковский П. А. Воспитание юношества в прошлом : Исторический очерк педагогических средств при воспитании в военно-учебных заведениях (в период 1700– 1856 гг.) / П. А. Галенковский. — Изд. 2-е. — Санкт-Петербург, 1904.
36. Galenkovskii P. A. Vospitanie yunoshestva v proshlom : Istoricheskii ocherk pedagogicheskikh sredstv pri vospitanii v voenno-uchebnykh zavedeniyakh (v period 1700–1856 gg.) / P. A. Galenkovskii. — Izd. 2-e. — Sankt-Peterburg, 1904.

Остальные статьи