Дата публикации: 01.04.2023

Компаративный анализ содержания проблем российского образования на примере трудов К. Д. Ушинского: дискурс и дискуссия

Аннотация

Реформирование образования сотрясает российское общество уже не одно десятилетие: меняются социально-экономические, политические предпосылки нововведений, научно-исследовательские ряды пополняются новыми лицами в области теории и практики педагогической мысли. Неосознанность инновационных рисков для обучающихся и педагогов с учетом опыта поколений является сегодня актуальной темой для научных дискурсов и дискуссий. На сегодняшний день при осознанной, хотя зачастую и многосложной экстраполяции когнитивно-культурной и коммуникативной зрелости как никогда актуальным становится изучение трудов К. Д. Ушинского.




Проблемы и последствия реформирования российского образования на протяжении уже нескольких десятилетий остаются темой для научных дискуссий.

Практики и теоретики не могут найти компромисс в единстве подхода, определяющего индикатор сущности содержания образования. Динамизм развития общества в конкретной исторической эпохе и социального пространства сегодня объединяет в единое пространство множество теорий: материального (Коменский Я. А., Спенсер Г.) и формального (Локк Дж., Песталоцци И. Г.), личностно ориентированного (Лернер И. Я., Скаткин М. Н., Краевский В. В.) и дидактического прагматизма (Дьюи Дж.), операциональной структуризации (Беспалько В. П., Талызина Н. Ф.) и целевой стандартизации (ФГОС) [5]. Таким образом, само понятие «содержание образования» в своей сущности отражает междисциплинарную систему знаний, связь познания и деятельности (умения и навыки), ценностно значимые запросы и намерения личности, ее способности и возможности.

К сожалению, как отмечают учителя, проработавшие в системе образования не одно десятилетие, ни в одной из реформ, ни в одной инновации не были просчитаны риски, а все колебания из стороны в сторону — не что иное, как совершенно недопустимый эксперимент на детях и самих педагогах. В. В. Краевский в статье «Содержание образования: вперед к прошлому» писал: «Вопрос о содержании образования — “Чему учить?” — принадлежит к числу вечных. И относится ко всем», то есть когнитивная сфера напрямую связана, а порой и доминирует над социальной. «Как будут учить наших детей — так они и будут жить. Нельзя допустить легкомыслия и беспамятства в этом вопросе. Полезно вспомнить недавнее прошлое. Программы, учебники, пресловутая “перегрузка” — все это содержание образования» [4].

Переход от унитарной школы к личностно развивающей сущности содержания образования дал толчок в развитии многообразия образовательных систем и технологий, однако «до сих пор педагогика больше думает о том, как учить... чем о том, для чего учиться...». При выделении доминантного предметного объекта, к сожалению, все еще используется концепция формализма, табуирования и даже нигилистического конструирования современных тенденций (Ушинский К. Д.) [3]. В сентябре 2019 года Минпросвещения России опубликовало письмо «Об изучении учебного предмета “Второй иностранный язык”», после которого школы массово начали включать в программы изучение второго иностранного языка, но с 1 сентября 2022 года второй иностранный язык перестал быть обязательным, а также базового обязательного уровня лишились такие предметы, как «Астрономия», «Экономика», «Право», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». Уже с 1 сентября 2023 года в школах будут введены федеральные основные общеобразовательные программы, которые придут на смену Примерным программам. В начальной школе обязательными станут Федеральные рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. В старших классах единые программы будут введены по предметам «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности».

У каждой школы свой рейтинг: от его шкалирования во многом зависят преференции учебного заведения. Рейтинговая шкала включает в себя корреляты «среднего балла» учащихся и результаты ЕГЭ. Из этого вытекает следующая проблема общеобразовательных школ: зачастую оценки не коррелируют с реальными знаниями. К. Д. Ушинский прогнозировал такое истечение обстоятельств: хаотичное распределение когнитивной информации не приводит к экстраполяции смежных навыков и понятий и не участвует в общем расширении образовательной базы [3].

Список литературы

1. 1. Дашковская О. Почему учителя уходят из школы [Электронный ресурс] / О. Дашковская // Вести образования. — URL: <a href="https://vogazeta.ru/articles/2023/2/7/" target="_blank">https://vogazeta.ru/articles/2023/2/7/</a> teacher/22039-pochemu_uchitelya_uhodyat_iz_shkoly (дата обращения: 30.03.2023).
2. Dashkovskaya O. Pochemu uchitelya ukhodyat iz shkoly [Elektronnyi resurs] / O. Dashkovskaya // Vesti obrazovaniya. — URL: <a href="https://vogazeta.ru/articles/2023/2/7/" target="_blank">https://vogazeta.ru/articles/2023/2/7/</a> teacher/22039-pochemu_uchitelya_uhodyat_iz_shkoly (data obrashcheniya: 30.03.2023).
3. 2. Джуринский А. Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов [Электронный ресурс] / А. Н. Джуринский. — Москва : Владос, 2000. — 432 с. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> pedlib.ru/Books/6/0461/6_0461-295.shtm (дата обращения: 30.03.2023).
4. Dzhurinskii A. N. Istoriya pedagogiki : ucheb. posobie dlya stud. pedvuzov [Elektronnyi resurs] / A. N. Dzhurinskii. — Moskva : Vlados, 2000. — 432 s. — URL: <a href="https://pedlib.ru/" target="_blank">https://pedlib.ru/</a> Books/6/0461/6_0461-295.shtm (data obrashcheniya: 30.03.2023).
5. 3. Днепров Э. Д. Ушинский и современность [Электронный ресурс] / Э. Д. Днепров. — Москва, 2008. — 232 с. — URL: <a href="https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/" target="_blank">https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/</a> folder/0m97oxd8qw/direct/82226514 (дата обращения: 20.03.2023).
6. Dneprov E. D. Ushinskii i sovremennost’ [Elektronnyi resurs] / E. D. Dneprov. — Moskva, 2008. — 232 s. — URL: <a href="https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/0m97oxd8qw/" target="_blank">https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/0m97oxd8qw/</a> direct/82226514 (data obrashcheniya: 20.03.2023).
7. 4. Краевский В. В. Содержание образования: вперед к прошлому [Электронный ресурс] / В. В. Краевский. — URL: <a href="http://kraevskyvv.narod.ru/papers/co2001.htm" target="_blank">http://kraevskyvv.narod.ru/papers/co2001.htm</a> (дата обращения: 30.03.2023).
8. Kraevskii V. V. Soderzhanie obrazovaniya: vpered k proshlomu [Elektronnyi resurs] / V. V. Kraevskii. — URL: <a href="http://kraevskyvv.narod.ru/papers/co2001.htm" target="_blank">http://kraevskyvv.narod.ru/papers/co2001.htm</a> (data obrashcheniya: 30.03.2023).
9. 5. Подласый И. П. Педагогика: в 2 т. Т. 1. Теоретическая педагогика : в 2 кн. Кн. 1 : учебник для СПО [Электронный ресурс] / И. П. Подласый. — Москва : Юрайт, 2019. — 404 с. — URL: <a href="https://e-library.namdu.uz" target="_blank">https://e-library.namdu.uz</a> (дата обращения: 20.03.2023).
10. Podlasyi I. P. Pedagogika: v 2 t. T. 1. Teoreticheskaya pedagogika : v 2 kn. Kn. 1 : uchebnik dlya SPO [Elektronnyi resurs] / I. P. Podlasyi. — Moskva : Yurait, 2019. — 404 s. — URL: <a href="https://e-library.namdu.uz" target="_blank">https://e-library.namdu.uz</a> (data obrashcheniya: 20.03.2023).
11. 6. Поташник М. М. Почему учителя уходят из школы [Электронный ресурс] / М. М. Поташник // Народное образование. — 2019. — № 5 (1482). — С. 93–100. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-uchitelya-uhodyat-iz-shkoly" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-uchitelya-uhodyat-iz-shkoly</a> (дата обращения: 30.03.2023).
12. Potashnik M. M. Pochemu uchitelya ukhodyat iz shkoly [Elektronnyi resurs] / M. M. Potashnik // Narodnoe obrazovanie. — 2019. — № 5 (1482). — S. 93–100. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-uchitelya-uhodyat-iz-shkoly" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/pochemu-uchitelya-uhodyat-iz-shkoly</a> (data obrashcheniya: 30.03

Остальные статьи