Воспитание у красноармейцев и краснофлотцев жгучей ненависти к немецко-фашистским захватчикам в годы Великой Отечественной войны. Часть 5: военная печать
Аннотация
В статье анализируется опыт воспитания у красноармейцев и краснофлотцев жгучей ненависти к немецко-фашистским захватчикам, показываются особенности агитационно-пропагандистской деятельности средствами военной печати. В работе представлена и проанализирована специфика влияния на сознание и поведение военнослужащих информации о злодеяниях фашистских извергов на оккупированной территории в военных журналах, центральных, окружных и флотских газетах, бюллетенях, листовках, боевых листках. Сформулированы рекомендации современным командным и военно-политическим органам по использованию этого опыта в военнополитической пропаганде и агитации по формированию в ходе специальной военной операции у военнослужащих и всего российского народа образа врага и готовности к защите своего Отечества.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 20-32 |
УДК | 355.233 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_20 |
В интересах защиты социалистического Отечества в ходе Великой Отечественной войны руководство страны стремилось использовать все имеющиеся в его распоряжении средства, в том числе и вдохновляющую и мобилизующую силу печатного слова. На всех этапах борьбы за свободу и независимость оно неизменно считало, что пресса является «могучим оружием пропаганды, агитации и организации, незаменимым средством воздействия на самые широкие массы» [6, с. 49]. В это время правительство Советского Союза считало газету не только коллективным пропагандистом и коллективным агитатором, но и коллективным организатором всех наших побед. Высокую оценку в условиях вооруженной борьбы давал прессе В. И. Ленин. В такие моменты, говорил он, газеты представляют собой грозное оружие, не менее опасное, «чем бомбы и пулеметы» [13, с. 691].
В годы Великой Отечественной войны советская военная печать выступала как важное идейное оружие сражающейся партии и народа. Воспитывая у воинов высокие патриотические качества, поднимая их на беспощадную борьбу с оккупантами, периодическая печать в своей повседневной деятельности руководствовалась идеями защиты социалистического Отечества и широко их пропагандировала среди народных масс и воинов армии и флота [1, с. 98–99].
Исследование, проведенное авторами, показало, что ЦК ВКП(б) и советское правительство, политорганы проявляли постоянную заботу о снабжении воинов газетами и журналами. Потребности соединений, частей и кораблей флота в газетах и журналах, а также в бумаге для типографских целей в целом обеспечивались. Так, например, количество газет и журналов, поступающих ежедневно на крупнейшие соединения Северного флота — эскадру, — во второй половине 1944 года составило 3023 экземпляра, в том числе газеты «Правда» — 270 экз., «Известия» — 112 экз., «Комсомольская правда» — 124 экз., «Красный флот» — 644 экз., «Красная звезда» — 85 экз., «Краснофлотец» — 1306 экз., журналы «Большевик» — 30 экз., «Блокнот агитатора» — 182 экз. [16].
Педагогический анализ содержания названных газет показывает, что периодической печати принадлежит особая роль в воспитании у военных моряков ненависти к врагу. Во-первых, она осуществляла формирование у личного состава ненависти к немецко-фашистским захватчикам. Во-вторых, наряду с выпуском многотиражных газет осуществлялось издание брошюр, памяток, листовок, обращений, лозунгов, методических разработок, пособий, различных материалов в помощь политработникам, пропагандистам и агитаторам (рис. 1) [3–5].
Как и центральная печать, армейские и флотские газеты и журналы являлись действенным средством идейно-политического, воинского воспитания личного состава. Только за период с июля по сентябрь 1941 года на страницах газеты «Красный флот» было напечатано 12 статей, разоблачающих истинное лицо гитлеровской партии и фашистской армии: «Расовые бредни германского фашизма», «Немецко-фашистская армия — орда насильников» и др. [10].