Дата публикации: 01.04.2023

Эволюция содержания и методов этнокультурной подготовки учителей в университетах России

Аннотация

Цель описанного в статье исследования — определение основных этапов эволюции содержания и методов этнокультурной подготовки учителей в советский и постсоветский периоды. В ходе исследования установлено, что трансформация этнокультурной подготовки учителей проходила в университетах России параллельно с эволюцией поликультурного педагогического образования. Выделены лингвоцентрический этап (этап системной организации языкового, этнокультурного и поликультурного содержания, развития объяснительно-иллюстративных методов обучения), логоцентрический этап (этап реализации практической направленности при освоении языкового, этнокультурного и поликультурного содержания, использования развивающих и проблемных методов обучения), этап антропоцентрического освоения языкового, этнокультурного и поликультурного содержания, развития методов индивидуализации и персонализации обучения. Доказывается, что в современной практике необходимо учитывать приоритеты каждого этапа: они интегративно связаны между собой и дополняют друг друга.




Введение

Эволюция содержания и методов этнокультурной подготовки педагогов для работы в национальной (этнической) среде в российских университетах происходила и происходит постоянно. И эту эволюцию надо стараться учитывать непосредственно в образовательных учреждениях, в работе с детьми.

Молодые педагоги, придя на работу в учебное заведение, часто не осознают базовой теоретической основы этнокультурного образования — образования на родном (татарском, башкирском, чувашском, марийском и др.) языке — и, сталкиваясь с проблемами низкой мотивации обучающихся, пытаются использовать инновационные технологии типа коуча или фасилитации, испытывают разочарование и теряют интерес к своей работе.

Надо признать, что базовая теоретическая основа этнокультурного образования на уровне эволюции содержания и методов обучения не всегда полно рассматривается в университетах и на практике овладеть ею самостоятельно не всегда возможно. Если в 30–80-е годы ХХ века эта эволюция была связана с переходом от объяснительноиллюстративных методов к проблемно-развивающим, текстоцентрическим, то с 90-х годов ХХ века до нашего времени эта эволюция связана с переходом к методам антропоцентрического, нейрокогнитивного, геймификационного (цифрового) воздействия и взаимодействия. Современная этнокультурная подготовка в университетах должна включать всю цепочку непрерывной трансформации и развития содержания и методов обучения: актуализация только инновационных или цифровых методов делает молодых педагогов бессильными перед возникающими в педагогической практике непредсказуемыми этнокультурными ситуациями.

Проблема исследования заключается в обосновании основных этапов эволюции содержания и методов этнокультурного образования, детерминирующих качество, конкурентоспособность молодых педагогов, удовлетворенность профессиональной деятельностью.

Список литературы

1. 10. Лернер И. Я. Проблема методов обучения и пути ее исследования / И. Я. Лернер // В сб. : Вопросы методов педагогических исследований. — Москва, 1973. — С. 5–12.
2. Lerner I. Ya. Problema metodov obucheniya i puti ee issledovaniya / I. Ya. Lerner // V sb. : Voprosy metodov pedagogicheskikh issledovanii. — Moskva, 1973. — S. 5–12.
3. 11. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / А. М. Матюшкин. — Москва : Педагогика, 1972. — С. 12–45.
4. Matyushkin A. M. Problemnye situatsii v myshlenii i obuchenii / A. M. Matyushkin. — Moskva : Pedagogika, 1972. — S. 12–45.
5. 12. Махмутов М. И. Избранные труды : в 7 т. / М. И. Махмутов. — Казань : Магариф-Вакыт, 2016. — Т. 1: Проблемное обучение: Основные вопросы теории / сост. Д. М. Шакирова. — 423 с.
6. Makhmutov M. I. Izbrannye trudy : v 7 t. / M. I. Makhmutov. — Kazan’ : MagarifVakyt, 2016. — T. 1: Problemnoe obuchenie: Osnovnye voprosy teorii / sost. D. M. Shakirova. — 423 s.
7. 13. Научно-методические идеи Н. М. Шанского в контексте современного филологического образования» (к 95-летию со дня рождения) : сб. науч. трудов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 2 ноября 2017 г.) / под общ. ред. О. М. Александровой, И. Н. Добротиной
8. Nauchno-metodicheskie idei N. M. Shanskogo v kontekste sovremennogo filologicheskogo obrazovaniya» (k 95-letiyu so dnya rozhdeniya) : sb. nauch. trudov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Moskva, 2 noyabrya 2017 g.) / pod obshch. red. O. M. Aleksandrovoi, I.
9. 14. Решения Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности. 11–13 ноября 2021 года, Москва, Россия [Электронный ресурс]. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> philol.teacher.msu.ru/node/64 (дата обращения: 02.05.2023).
10. Resheniya Mezhdunarodnogo s»ezda uchitelei i prepodavatelei russkoi slovesnosti. 11–13 noyabrya 2021 goda, Moskva, Rossiya [Elektronnyi resurs]. — URL: <a href="http://philol.teacher.msu.ru/node/64" target="_blank">http://philol.teacher.msu.ru/node/64</a> (data obrashcheniya: 02.05.2023).
11. 15. Татар әдәби теле тарихы (XIII гасыр — XX йөз башы) / И.Б.Бәширова, Ф.Ш. Нуриева, Э. Х. Кадыйрова ; фәнни ред. Ф. М. Хисамова. — Казан : ТӘһСИ, 2015. — I т.: Фонетика. Графика: язма традицияләр, норма һәм вариантлылык. — 696 б.
12. Tatar әdәbi tele tarikhy (XIII gasyr — XX iөz bashy) / I. B. Bәshirova, F. Sh. Nurieva, E. Kh. Kadyirova ; fәnni red. F. M. Khisamova. — Kazan : TӘһSI, 2015. — I t.: Fonetika. Grafika: yazma traditsiyalәr, norma һәm variantlylyk. — 696 b.
13. 16. Ушинский К. Д. Человек как предмет педагогической антропологии: Опыт педагогической антропологии : пед. соч. : в 6 т. / К. Д. Ушинский. — Москва, 1990. — Т. 2. — С. 12–23.
14. Ushinskii K. D. Chelovek kak predmet pedagogicheskoi antropologii: Opyt pedagogicheskoi antropologii : ped. soch. : v 6 t. / K. D. Ushinskii. — Moskva, 1990. — T. 2. — S. 12–23.
15. 17. Формирование культурного кода в сознании учителей Восточной Европы / В. Ф. Габдулхаков, М. П. Жигалова, Л. И. Кобылянская и др. // Непрерывное педагогическое образование: проблемы и поиски. — 2018. — № 2 (8). — С. 9–13.
16. Formirovanie kul’turnogo koda v soznanii uchitelei Vostochnoi Evropy / V. F. Gabdulkhakov, M. P. Zhigalova, L. I. Kobylyanskaya i dr. // Nepreryvnoe pedagogicheskoe obrazovanie: problemy i poiski. — 2018. — № 2 (8). — S. 9–13.
17. 18. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / АПН СССР ; Д. Б. Эльконин ; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. — Москва : Педагогика, 1989. — 555 с.
18. El’konin D. B. Izbrannye psikhologicheskie trudy / APN SSSR ; D. B. El’konin ; pod red. V. V. Davydova, V. P. Zinchenko. — Moskva : Pedagogika, 1989. — 555 s.
19. 1. Бухонкина А. С. Типы асимметрии культурем : дис. … канд. филол. наук / А. С. Бухонкина. — Волгоград : Волгоградский гос. ун-т, 2002. — 183 с.
20. Bukhonkina A. S. Tipy asimmetrii kul’turem : dis. … kand. filol. nauk / A. S. Bukhonkina. — Volgograd : Volgogradskii gos. un-t, 2002. — 183 s.
21. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — Москва, 1967. — С. 7–23.
22. Vygotskii L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste / L. S. Vygotskii. — Moskva, 1967. — S. 7–23.
23. 3. Верещагин Е. М. Язык и культура. Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. — Москва, 1983. — С. 56–67.
24. Vereshchagin E. M. Yazyk i kul’tura. Lingvostranovedenie v prepodavanii russkogo yazyka kak inostrannogo / E. M. Vereshchagin, V. G. Kostomarov. — Moskva, 1983. — S. 56–67.
25. 4. Ворожбитова А. А. Теория текста: Антропоцентрическое направление : учеб. пособие / А. А. Ворожбитова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Высшая школа, 2005. — С. 8–22.
26. Vorozhbitova A. A. Teoriya teksta: Antropotsentricheskoe napravlenie : ucheb. posobie / A. A. Vorozhbitova. — 2-e izd., ispr. i dop. — Moskva : Vysshaya shkola, 2005. — S. 8–22.
27. 5. Габдулла Тукай и тюркский мир: материалы международной конференции, посвященной 130-летию со дня рождения Г. Тукая / сост. Ф. Х. Миннуллина, А. Ф. Ганиева. — Казань : ИЯЛИ, 2016. — 484 с.
28. Gabdulla Tukai i tyurkskii mir: materialy mezhdunarodnoi konferentsii, posvyashchennoi 130-letiyu so dnya rozhdeniya G. Tukaya / sost. F. Kh. Minnullina, A. F. Ganieva. — Kazan’ : IYaLI, 2016. — 484 s.
29. 6. Габдулхаков В. Ф. Бодуэн де Куртенэ и методические концепции обучения русскому языку как второму / В. Ф. Габдулхаков // И. А. Бодуэн де Куртенэ и мировая лингвистика : междунар. конф. «VI Бодуэновские чтения» (Казань, 18–21 октября 2017 г.) : тр. и мат
30. Gabdulkhakov V. F. Boduen de Kurtene i metodicheskie kontseptsii obucheniya russkomu yazyku kak vtoromu / V. F. Gabdulkhakov // I. A. Boduen de Kurtene i mirovaya lingvistika : mezhdunar. konf. «VI Boduenovskie chteniya» (Kazan’, 18–21 oktyabrya 2017 g.)
31. 7. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов; РАО, Психол. ин-т ; Междунар. ассоц. «Развивающее обучение». — Москва : ИНТОР, 1996. — 542 с.
32. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya / V. V. Davydov; RAO, Psikhol. in-t ; Mezhdunar. assots. «Razvivayushchee obuchenie». — Moskva : INTOR, 1996. — 542 s.
33. 8. Занков Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. — Москва, 1999. — С. 31–45.
34. Zankov L. V. Izbrannye pedagogicheskie trudy / L. V. Zankov. — Moskva, 1999. — S. 31–45.
35. 9. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / И. Кант ; пер. с нем. Н. М. Соколова. — 2-е изд. — Москва : URSS, 2010. — 194 с.
36. Kant I. Antropologiya s pragmaticheskoi tochki zreniya / I. Kant ; per. s nem. N. M. Sokolova. — 2-e izd. — Moskva : URSS, 2010. — 194 s.

Остальные статьи