Эволюция содержания и методов этнокультурной подготовки учителей в университетах России
Аннотация
Цель описанного в статье исследования — определение основных этапов эволюции содержания и методов этнокультурной подготовки учителей в советский и постсоветский периоды. В ходе исследования установлено, что трансформация этнокультурной подготовки учителей проходила в университетах России параллельно с эволюцией поликультурного педагогического образования. Выделены лингвоцентрический этап (этап системной организации языкового, этнокультурного и поликультурного содержания, развития объяснительно-иллюстративных методов обучения), логоцентрический этап (этап реализации практической направленности при освоении языкового, этнокультурного и поликультурного содержания, использования развивающих и проблемных методов обучения), этап антропоцентрического освоения языкового, этнокультурного и поликультурного содержания, развития методов индивидуализации и персонализации обучения. Доказывается, что в современной практике необходимо учитывать приоритеты каждого этапа: они интегративно связаны между собой и дополняют друг друга.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 02/2023 |
Страницы | 10-19 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_2_9 |
Введение
Эволюция содержания и методов этнокультурной подготовки педагогов для работы в национальной (этнической) среде в российских университетах происходила и происходит постоянно. И эту эволюцию надо стараться учитывать непосредственно в образовательных учреждениях, в работе с детьми.
Молодые педагоги, придя на работу в учебное заведение, часто не осознают базовой теоретической основы этнокультурного образования — образования на родном (татарском, башкирском, чувашском, марийском и др.) языке — и, сталкиваясь с проблемами низкой мотивации обучающихся, пытаются использовать инновационные технологии типа коуча или фасилитации, испытывают разочарование и теряют интерес к своей работе.
Надо признать, что базовая теоретическая основа этнокультурного образования на уровне эволюции содержания и методов обучения не всегда полно рассматривается в университетах и на практике овладеть ею самостоятельно не всегда возможно. Если в 30–80-е годы ХХ века эта эволюция была связана с переходом от объяснительноиллюстративных методов к проблемно-развивающим, текстоцентрическим, то с 90-х годов ХХ века до нашего времени эта эволюция связана с переходом к методам антропоцентрического, нейрокогнитивного, геймификационного (цифрового) воздействия и взаимодействия. Современная этнокультурная подготовка в университетах должна включать всю цепочку непрерывной трансформации и развития содержания и методов обучения: актуализация только инновационных или цифровых методов делает молодых педагогов бессильными перед возникающими в педагогической практике непредсказуемыми этнокультурными ситуациями.
Проблема исследования заключается в обосновании основных этапов эволюции содержания и методов этнокультурного образования, детерминирующих качество, конкурентоспособность молодых педагогов, удовлетворенность профессиональной деятельностью.