Дата публикации: 31.12.2022

Включение подростков и молодежи в поисковую деятельность как средство их социального закаливания

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования по определению условий эффективной включенности старших подростков и молодежи в поисковую деятельность как средства их социального закаливания. Реализация программы по включению несовершеннолетних в данную социально значимую деятельность расширяет спектр формируемой готовности к решению жизненных задач, проблем, расширяет воспитательный потенциал внеучебного процесса и выступает средством, способным объективно содействовать снижению рисков в молодежной среде.




Разрешение проблемы социального закаливания старших подростков, молодежи через создание условий, формирование различных форм включенности их в социально значимую деятельность приобретает в настоящее время особую актуальность. Государственный и общественный заказ на форсирование у данных категорий населения высокой гражданской позиции, социальной ответственности, активности, готовности к преодолению трудностей определен в положениях Конституции Российской Федерации, документах стратегического развития страны, нормах права в ракурсе воспитательных задач.

На правовом уровне выделена позиция, связанная с необходимостью развития образования, воспитания, нацеленного на формирование внутренней позиции личности по отношению к окружающей социальной действительности, готовой к осознанному нравственному, политическому выбору, ответственному решению, направленному на благо другого человека и себя, где основным критерием выступает включенность самих молодых граждан в данный процесс. Поисковая работа рассматривается нами как действия субъекта, его занятие, имеющие практико-ориентированный характер, направленные на постижение нового или восстановление утерянной целостности события, явления, процесса, предполагающие нахождение ответов на вопросы, связанные с историей страны, ее народа, конкретного человека.

Согласно положениям Закона Российской Федерации от 14.01.1993 № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», это деятельность, проводимая в целях обнаружения и захоронения непогребенных останков воинов, погибших в местах проведения боевых действий, выявления не состоящих на учете одиночных воинских могил, воинских захоронений, установления имен погибших, пропавших без вести, умерших от ран и контузий, независимо от времени наступления таких последствий.

В ракурсе развивающего, воспитательного потенциала поисковая работа на уровне содержания связана с созданием условий для включенности широкого круга молодежи в мероприятия патриотической, военно-исторической направленности [10].

В настоящее время деятельность поисковых объединений позиционируется как патриотически ориентированная, общественная с государственным участием, создающая условия для детей и молодежи по благоприятному усвоению основных социальных норм, базовых общественных ценностей, опыта совместной деятельности, культивирующая уважение к прошлому своего народа, страны, их героям. Оценка современного состояния поисковой работы говорит о ее расцвете, разнообразии действующих программ, проектов («Вахта памяти», «Дорога к обелиску», «Живем и помним» и др.).

Список литературы

1. 1. Аширов Д. В. Воспитание в высшей школе: поиск современной модели / Д. В. Аширов, Д. В. Пастухова, Л. С. Турлакова // Ценности и смыслы. — 2021. — № 2 (72). — С. 78–94.
2. 2. Басов А. Н. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. Н. Басов. — Кострома, 1999. — 22 с.
3. 3. Батаршев А. В. Диагностика профессионально-волевых качеств / А. В. Батаршев, И. Ю. Алексеева, Е. В. Майорова. — СПб. : Питер, 2007.
4. 4. Гаврилов С. Т. Нравственное закаливание детей с отклоняющимся поведением : дис. … канд. пед. наук / С. Т. Гаврилов. — Ярославль, 1998.
5. 5. Кондратьев М. Ю. О научной психологической школе А. В. Петровского в Московском городском психолого-педагогическом университете / М. Ю. Кондратьев // Социальная психология и общество. — 2011. — № 3. — С. 14–31.
6. 6. Коротаева Е. В. Основы педагогического взаимодействия: теория и практика / Е. В. Коротаева. — Екатеринбург : Изд-во УрГПУ, 2013.
7. 7. Краткий педагогический словарь / сост. Г. А. Андреева и др. — М. : Изд-во Секачева, 2007.
8. 8. Мудрик А. В. Воспитание в контексте социализации человека: ретроспектива и педагогическая реальность / А. В. Мудрик, Е. А. Никитская // Образование. Наука. Научные кадры. — 2021. — № 2. — С. 224–230.
9. 9. Рожков М. И. Социальное закаливание как принцип социально-педагогической деятельности / М. И. Рожков // Социально-педагогическое профессиональное образование в глобальном мире: современные приоритеты. — М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. — С. 179–182.
10. 10. Цуканов И. П. История поискового движения в России в конце ХХ — начале ХХI века: на материалах Курской области : автореф. дис. … канд. ист. наук / И. П. Цуканов. — Курск, 2007.

Остальные статьи