Дата публикации: 01.10.2022

Использование карт понятий в процессе формирования профессиональной готовности студентов

Аннотация

Проблема формирования профессиональной готовности студентов остается актуальной для системы высшего образования. Когнитивный компонент, как один из компонентов профессиональной готовности, характеризуется объемом знаний, стилем мышления, сформированностью умений и навыков, необходимых для будущего специалиста. В статье рассматривается последовательность введения карт понятий в процесс обучения, формулируются требования к их разработке, описываются результаты систематического использования карт понятий, особенности применения метода в групповой работе, система оценки разрабатываемых студентами карт понятий.




Проблема формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в системе высшего образования остается актуальной и в настоящее время, несмотря на достаточно длительную историю: интерес к проблеме профессиональной готовности молодых людей возник у ученых еще в период конца XIX — начала XX века и активизировался в 70–80-х годах XX века [5]. Актуальность данного вопроса подтверждается изменением уровня базовых знаний абитуриентов, уровнем развития их интеллектуальных, информационных, коммуникативных компетенций. Необходимость формирования у студентов компетентностей — универсальных, общепрофессиональных, затрагивающих смежные научные области, и профессиональных, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и позволяющих выпускнику вуза стать конкурентоспособным на рынке труда, диктует поиск и отбор эффективных методов обучения.

Под профессиональной готовностью студентов к будущей профессиональной деятельности мы понимаем сложное интегральное субъектное качество личности, представляющее собой систему профессионально значимых качеств личности, социальных установок, мотивации, когниций, умений и навыков, необходимых для осуществления выбранного вида деятельности [3, с. 323]. Профессиональная готовность рассматривается нами как совокупность когнитивного, эмоционального, мотивационно-ценностного, рефлексивного, интерактивного компонентов [2, 6, 7, 8].

Формирование системы профессиональных знаний у обучающихся, развитие способности к приобретению, хранению и переработке получаемых знаний обеспечивают когнитивный уровень профессиональной готовности, который развивается в результате познавательной деятельности обучающихся. Когнитивный компонент профессиональной готовности характеризуется объемом знаний (шириной, глубиной, системностью), стилем мышления, сформированностью умений и навыков, необходимых специалисту соответствующего профиля [8, с. 236].

Эффективными методами формирования системы профессиональных знаний являются метод карт понятий (concept maps) и метод интеллекткарт (mind maps) [2].

Возможности карт понятий обширны: ученые исследуют особенности использования концепт-карт не только в системе образования, о которой речь пойдет дальше, но и в области альтернативного разрешения межличностных, групповых и организационных конфликтов [9], в процессе обмена знаниями в научной сфере [10] и др.

Список литературы

1. 20. Novak J. D. Learning how to learn [Electronic resource] / J. D. Novak, D. B. Gowin. — New York: Cambridge University Press, 1984 [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www." target="_blank">https://www.</a> cambridge.org/core/books/learning-how-to-learn/D4E082D454735D8CC7FED
2. 19. Novak J. D. The Theory Underlying Concept Maps and How to Construct and Use Them / J. D. Novak, A. J. Cañas. [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="http://cmap.ihmc.us/" target="_blank">http://cmap.ihmc.us/</a> publications/researchpapers/theorycmaps/TheoryUnderlyingConceptMaps.bck-11-01-06
3. 18. Meenderink B. Individual versus collaborative concept mapping in a simulation-based inquiry learning environment (Master’s essay) / B. Meenderink. [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://essay.utwente.nl/74422/1/Meenderink_MA_BMS.pdf" target="_blank">https://essay.utwente.nl/74422/1/Meenderink_MA_BMS.pdf</a> (date of
4. 17. Kwon S. Y. The comparative effect of individually-constructed vs. collaboratively-constructed computer-based concept maps / S. Y. Kwon, L. Cifuentes // Computers & Education. — 2009. — № 52(2). — P. 365–375 [Electronic resource]. — Mode of access: htt
5. 16. Kwon S. Y. Using computers to individually-generate vs. collaboratively-generate concept maps / S. Y. Kwon, L. Cifuentes // Journal of Educational Technology & Society. — 2007. — № 10(4). — P. 269–280 [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://w" target="_blank">https://w</a>
6. 15. Khrais H. The outcomes of integrating concept mapping in nursing education: an integrative review / H. Khrais, A. Saleh // Open Journal of Nursing. — 2017. — № 7. — P. 1335–1347 [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.researchgate.net/pub" target="_blank">https://www.researchgate.net/pub</a>
7. 14. Holmes S. C. Examining the effect of group assignment on upper elementary students’ experiences in a technology-mediated collaborative compositional activity: Dissertation / S. C. Holmes. — Georgia State University, 2019 [Electronic resource]. — Mode
8. 13. Henige K. Use of concept mapping in an undergraduate introductory exercise physiology course / K. Henige // Advances in Physiology Education. — 2012. — № 36 (3). — P. 197–206 [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.researchgate.net/public" target="_blank">https://www.researchgate.net/public</a>
9. 12. Gonzalez H. L. Mediated learning experience and concept maps: a pedagogical tool for achieving meaningful learning in medical physiology students / H. L. Gonzalez, A. P. Palencia, L. A. Umana, L. Galindo, L. A. Villafrade // Adv Physiol Educ. — 2008.
10. 11. Ghorai S. Effect of concept mapping teaching strategy on physical science achievement in relation to intelligence level / S. Ghorai, A. Guha // International Journal for Research in Engineering Application & Management/ — 2018. — 4(5). — P. 219–225 [E
11. 10. Dhull P. (2020). Use of Concept Mapping for Teaching Science / P. Dhull, G. Verma // The International journal of analytical and experimental modal analysis. — 2020. — XII (III). — P. 2481–2491 [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.rese" target="_blank">https://www.rese</a>
12. 9. Coffey J. W. A concept-map based knowledge modeling approach to expert knowledge sharing / J. W. Coffey, R. R. Hoffman, A. J. Cañas, K. M. Ford. [Electronic resource]. — Mode of access: <a href="https://www.researchgate.net/publication/31993142_Concept_Map-Base" target="_blank">https://www.researchgate.net/publication/31993142_Concept_Map-Base</a>
13. 8. Beirute L. Los mapas conceptuales herramienta poderosa en la resolución alternativa de conflictos / L. Beirute, L. F. Mayorga // Cañas A. J., Novak J. D., González F. M. (Eds.) Concept maps: Theory, methodology, technology. Proceedings of the 1st inter
14. 7. Руднева Ю. А. Ценностно-смысловые аспекты воспитания профессионального мировоззрения будущих педагогов / Ю. А. Руднева, Н. А. Гущина // Новое в психолого-педагогических исследованиях. — 2022. — № 1 (64). — С. 104–112. — DOI: 10.51944/20722516_2022_1_10
15. 6. Разумова Г. В. Методы исследования готовности к инновационной деятельности в области образования / Г. В. Разумова, Н. А. Гущина, Е. И. Тарасова // Мир образования — образование в мире. — 2015. — № 3. — С. 234–239 [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
16. 5. Завоеванная Н. С. Профессиональная готовность: краткая история, основные понятия и подходы к изучению / Н. С. Завоеванная // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. — 2014. — № 11 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka." target="_blank">https://cyberleninka.</a> ru/
17. 4. Бершадский М. Е. Психолого-педагогические основания метода карт понятий / М. Е. Бершадский // Школьные технологии. — 2010. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovaniya-metodakart-po" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-osnovaniya-metodakart-po</a>
18. 3. Астахова Л. Г. Формирование профессиональной готовности студентов к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ / Л. Г. Астахова // Научные труды Калуж. гос. ун-та им. К. Э. Циолковского. Серия: Психолого-педагогические науки. — Калуга, 2
19. 2. Астахова Л. Г. Использование интеллект-карт в процессе формирования когнитивного компонента готовности студентов к будущей профессиональной деятельности / Л. Г. Астахова // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 3. — С. 183–193. DOI: 10.
20. 1. Астахова Л. Г. Использование карт понятий в процессе оценивания уровня знаний студентами / Л. Г. Астахова, А. В. Астахов // Вестник Калужского университета — 2018. — № 3. — С. 92–96.

Остальные статьи