Дата публикации: 29.11.2022

Использование карт понятий в процессе формирования профессиональной готовности студентов

Аннотация

Проблема формирования профессиональной готовности студентов остается актуальной для системы высшего образования. Когнитивный компонент, как один из компонентов профессиональной готовности, характеризуется объемом знаний, стилем мышления, сформированностью умений и навыков, необходимых для будущего специалиста. В статье рассматривается последовательность введения карт понятий в процесс обучения, формулируются требования к их разработке, описываются результаты систематического использования карт понятий, особенности применения метода в групповой работе, система оценки разрабатываемых студентами карт понятий.




Проблема формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности в системе высшего образования остается актуальной и в настоящее время, несмотря на достаточно длительную историю: интерес к проблеме профессиональной готовности молодых людей возник у ученых еще в период конца XIX — начала XX века и активизировался в 70–80-х годах XX века [5]. Актуальность данного вопроса подтверждается изменением уровня базовых знаний абитуриентов, уровнем развития их интеллектуальных, информационных, коммуникативных компетенций. Необходимость формирования у студентов компетентностей — универсальных, общепрофессиональных, затрагивающих смежные научные области, и профессиональных, обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования и позволяющих выпускнику вуза стать конкурентоспособным на рынке труда, диктует поиск и отбор эффективных методов обучения.

Под профессиональной готовностью студентов к будущей профессиональной деятельности мы понимаем сложное интегральное субъектное качество личности, представляющее собой систему профессионально значимых качеств личности, социальных установок, мотивации, когниций, умений и навыков, необходимых для осуществления выбранного вида деятельности [3, с. 323]. Профессиональная готовность рассматривается нами как совокупность когнитивного, эмоционального, мотивационно-ценностного, рефлексивного, интерактивного компонентов [2, 6, 7, 8].

Формирование системы профессиональных знаний у обучающихся, развитие способности к приобретению, хранению и переработке получаемых знаний обеспечивают когнитивный уровень профессиональной готовности, который развивается в результате познавательной деятельности обучающихся. Когнитивный компонент профессиональной готовности характеризуется объемом знаний (шириной, глубиной, системностью), стилем мышления, сформированностью умений и навыков, необходимых специалисту соответствующего профиля [8, с. 236].

Эффективными методами формирования системы профессиональных знаний являются метод карт понятий (concept maps) и метод интеллекткарт (mind maps) [2].

Возможности карт понятий обширны: ученые исследуют особенности использования концепт-карт не только в системе образования, о которой речь пойдет дальше, но и в области альтернативного разрешения межличностных, групповых и организационных конфликтов [9], в процессе обмена знаниями в научной сфере [10] и др.


Остальные статьи