Опыт использования художественной литературы о Великой Отечественной войне в патриотическом воспитании военнослужащих
Аннотация
В статье анализируется художественная литература о Великой Отечественной войне как средство воспитания патриотических качеств у будущих офицеров. Показаны особенности изображения в литературе событий Великой Отечественной войны в разные годы советского периода и в постсоветской России, раскрыта специфика применения художественной литературы о Великой Отечественной войне в патриотическом воспитании курсантов военных вузов в различные исторические периоды. Подходы к изображению событий военных лет существенно видоизменялись, как и методы патриотического воспитания курсантов. Особенно ощутимыми были в этом отношении перемены, произошедшие в период распада СССР, однако по сей день сохраняется и остается важным в воспитательном отношении то культурное наследие, которые оставили писатели, чье творчество затрагивало тему Великой Отечественной войны.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2023 |
Страницы | 197-208 |
УДК | 37.02+355 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_1_197 |
В истории русской армии всегда существовала тесная связь патриотического воспитания и искусства, в особенности художественной литературы. Неслучайно, очевидно, среди выдающихся писателей, публицистов, поэтов XVIII — начала XX века было много или офицеров, или выходцев из офицерской среды. Литература патриотической направленности оставалась важнейшим воспитывающим фактором солдат и офицеров и в годы становления советской власти, была тесно связана с формированием их мировоззрения, чувства долга по отношению к своей родине.
Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов вызвала прилив патриотических сил, что сказалось на развитии художественной литературы патриотической направленности, а также на активном использовании такой литературы в ходе военно-патриотического воспитания военнослужащих. Знакомство с такими произведениями, как «Непокоренные» Б. Горбатого, «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Блокада» А. Чаковского и др., вызывало чувство гордости за свою страну, восхищения подвигами советских солдат, поднимало на более высокий уровень чувство межнациональной дружбы, товарищества, уважения к вкладу в победу всех народов многонационального Советского государства. К примеру, через рассмотрение таких произведений, как «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Дни и ночи» К. Симонова, «Хатынская повесть» А. Адамовича, «А зори здесь тихие...» Б. Васильева и др., шло активное утверждение нравственных понятий чести, долга, смелости, справедливости, самопожертвования [2, с. 140–141]. В то же время формировались нравственные основы, представленные в таких художественных произведениях, как «Судьба человека» М. Шолохова, «Братья и сестры», «Две зимы и три лета» Ф. Абрамова, «Матерь человеческая» В. Закруткина и др., идей гуманизма и милосердия.
В 1945–1953 годах военными педагогами, учеными, ответственными сотрудниками государственных органов, а также КПСС, комсомола, других молодежных организаций были сформулированы сущность, источники и особенности советского патриотизма, даны рекомендации по воспитанию советской молодежи, которые применялись и при воспитании курсантов военных образовательных центров и организаций [6].
Большая роль в патриотическом воспитании молодежи, в том числе и обучающихся военных образовательных организаций, отводилась художественной литературе. Среди основных видов работы отмечались дискуссии после осмысления прочитанных произведений. Так, весьма глубоко рассматривался вопрос значения двух главных принципов изображения войны в художественной прозе:
— героико-романтического принципа изображения войны (например, в произведениях Б. Полевого, Э. Казакевича и др.);