Дата публикации: 01.01.2023

Опыт использования художественной литературы о Великой Отечественной войне в патриотическом воспитании военнослужащих

Аннотация

В статье анализируется художественная литература о Великой Отечественной войне как средство воспитания патриотических качеств у будущих офицеров. Показаны особенности изображения в литературе событий Великой Отечественной войны в разные годы советского периода и в постсоветской России, раскрыта специфика применения художественной литературы о Великой Отечественной войне в патриотическом воспитании курсантов военных вузов в различные исторические периоды. Подходы к изображению событий военных лет существенно видоизменялись, как и методы патриотического воспитания курсантов. Особенно ощутимыми были в этом отношении перемены, произошедшие в период распада СССР, однако по сей день сохраняется и остается важным в воспитательном отношении то культурное наследие, которые оставили писатели, чье творчество затрагивало тему Великой Отечественной войны.




В истории русской армии всегда существовала тесная связь патриотического воспитания и искусства, в особенности художественной литературы. Неслучайно, очевидно, среди выдающихся писателей, публицистов, поэтов XVIII — начала XX века было много или офицеров, или выходцев из офицерской среды. Литература патриотической направленности оставалась важнейшим воспитывающим фактором солдат и офицеров и в годы становления советской власти, была тесно связана с формированием их мировоззрения, чувства долга по отношению к своей родине.

Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов вызвала прилив патриотических сил, что сказалось на развитии художественной литературы патриотической направленности, а также на активном использовании такой литературы в ходе военно-патриотического воспитания военнослужащих. Знакомство с такими произведениями, как «Непокоренные» Б. Горбатого, «Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Блокада» А. Чаковского и др., вызывало чувство гордости за свою страну, восхищения подвигами советских солдат, поднимало на более высокий уровень чувство межнациональной дружбы, товарищества, уважения к вкладу в победу всех народов многонационального Советского государства. К примеру, через рассмотрение таких произведений, как «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Дни и ночи» К. Симонова, «Хатынская повесть» А. Адамовича, «А зори здесь тихие...» Б. Васильева и др., шло активное утверждение нравственных понятий чести, долга, смелости, справедливости, самопожертвования [2, с. 140–141]. В то же время формировались нравственные основы, представленные в таких художественных произведениях, как «Судьба человека» М. Шолохова, «Братья и сестры», «Две зимы и три лета» Ф. Абрамова, «Матерь человеческая» В. Закруткина и др., идей гуманизма и милосердия.

В 1945–1953 годах военными педагогами, учеными, ответственными сотрудниками государственных органов, а также КПСС, комсомола, других молодежных организаций были сформулированы сущность, источники и особенности советского патриотизма, даны рекомендации по воспитанию советской молодежи, которые применялись и при воспитании курсантов военных образовательных центров и организаций [6].

Большая роль в патриотическом воспитании молодежи, в том числе и обучающихся военных образовательных организаций, отводилась художественной литературе. Среди основных видов работы отмечались дискуссии после осмысления прочитанных произведений. Так, весьма глубоко рассматривался вопрос значения двух главных принципов изображения войны в художественной прозе:

— героико-романтического принципа изображения войны (например, в произведениях Б. Полевого, Э. Казакевича и др.);

Список литературы

1. Лидер Н. В. Работа высших военных училищ Западной Сибири по военно-патриотическому воспитанию курсантов (1967–1985 гг.) : автореф. дис. ... канд. ист. наук / Н. В. Лидер. — Тюмень, 2010. — 29 с.
2. Сабирова В. К. Очерковая литература периода Великой Отечественной войны / В.К.Сабирова, Е.А.Матраимова// Форум молодых ученых.— 2018.— №12(28).— С.1105–1109.
3. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html" target="_blank">https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html</a> (дата обращения: 17.03.2022).
4. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011– 2015 годы”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://base.garant.ru/199483" target="_blank">https://base.garant.ru/199483</a> (дата обращения: 1
5. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г. №422 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы” (с изменениями на 13 ноября 2006 года)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> docs.
6. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://static.government.ru/media/files/8qq" target="_blank">http://static.government.ru/media/files/8qq</a> YUw
7. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 122 «О государственной программе “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001– 2005 годы”» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://base.garant.ru/1584972" target="_blank">http://base.garant.ru/1584972</a> (дата обращения:
8. Огаркова Е. В. «Смеясь, мы забывали об угрозе смерти…» Сатира, юмор, смех на страницах периодической печати / Е. В. Огаркова // Историческая и социально-образовательная мысль. — 2015. — Т. 7, № 5–2. — С. 70–73.
9. Найденов Н. Н. Основные направления инновационной деятельности в сфере военного образования XXI века: история, современность, перспективы / Н. Н. Найденов // Инновации в образовании. — 2001. — № 6. — С. 4–35.
10. Отечественной войны в современной массовой литературе / Т. Н. Маркова // Научный диалог. — 2019. — № 12. — С. 152–160.
11. Великой
12. Т. Н. Художественные реконструкции
13. Маркова
14. Агеносов В. В. Война в восприятии писателей русской эмиграции / В. В. Агеносов // Литература в школе. — 2015. — № 6. — С. 7–11.
15. Лесняк В. И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества : дис. ... д-ра пед. наук / В. И. Лесняк. — Магнитогорск, 2006. — 375 с.
16. Левин Л. Как фальсифицируют историю войны [Электронный ресурс] / Л. Левин. — Режим доступа: <a href="http://www." target="_blank">http://www.</a> intelros. ru/pdf/svobodnay_misl/2013_04/2. pdf (дата обращения: 12.03.2022).
17. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза: Документы 1917–1981. — М. : Воениздат, 1981. — С. 446–451.
18. Ефимова Н. Г. Грузинская литература и искусство в годы Великой Отечественной войны: к проблеме историко-культурного наследия / Н. Г. Ефимова, А. С. Бочкарева // Научные труды КубГТУ. — 2015. — № 7. — С. 2–10.
19. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества / С. В. Докука // Общественные науки и современность. — 2013. — № 2. — С. 169–176.
20. Грачева Т. В. Когда власть не от Бога / Т. В. Грачева. — Рязань : Зёрна-Слово, 2010. — С. 98.
21. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Т. Н. Герасимова и др. — 1-е изд. — М. : Юрайт, 2022. — 415 с. — (Серия 76, Высшее образование).
22. Быков А. В. Мемуарная литература в историографии Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. / А. В. Быков // Вестник Омского университета. — 2014. — № 3 (3). — С. 55–64.
23. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90– 100. — DOI: 10.5
24. Алёхин И. А. О роли отечественных просветителей в формировании российской педагогической мысли первой четверти XVIII века / И. А. Алёхин, В. В. Дудулин, В. А. Собина // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 119–129.
25. Алёхин И. А. Воспитание нравственных качеств у студентов вузов средствами отечественной литературы / И. А. Алёхин, С. А. Ларионов / Мир образования — образование в мире. — 2010. — № 2 (38). — С. 140–141.

Остальные статьи