Дата публикации: 01.01.2023

Особенности формирования ответственного отношения у учащейся молодежи к обращению с оружием

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования по рассмотрению особенностей формирования ответственного отношения у учащейся молодежи к обращению с оружием, выделены общие теоретические основы, определяющие формирующую модель. Предложенный вариант программ, включенных во внеучебную деятельность, позволяет расширить возможности воспитательного потенциала данного компонента. Организация насыщенной нравственно-правовой практики выступает средством, способным содействовать снижению социальных рисков в среде учащейся молодежи.




Проблема ответственного отношения к оружию, его применению учащейся молодежью приобретает в современных условиях особую значимость, связанную с наращиванием рисков, угроз. Особенность данной категории оперативно включаться как в позитивные, социально одобряемые действия, так и деструктивные процессы требует рассмотрения теоретических и практических подходов к вопросам формирования личностных, социальных, профессиональных свойств старших подростков и юношества.

 В рамках федерального законодательства оружие рассматривается как устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов (Федеральный закон от 13.12.1996 № 150 «Об оружии»). По характеру действия оружие классифицируется на огнестрельное, метательное, холодное, газовое, сигнальное, пневматическое, нестандартное.

Ключевым проблемным полем нашего исследования выступает понимание подходов к вопросу «Дети и оружие». Историко-педагогический анализ данного аспекта показал, что в каждой стране в различные периоды устанавливалась своя система взаимосвязи человека с оружием. У многих народов сложилось понимание, связанное с необходимостью целенаправленного, системного формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к любому оружию, его применению, пониманию ценности жизни каждого. Данный подход был определен и в нашей стране (народная педагогика), где делался акцент на доблести, чести, ответственности, понимании роли защитника для мужчины.

Оценка риска доступности оружия, его неадекватное применение могут быть рассмотрены в контексте шутинга (скулшутинга), феномена колумбайна, характеризующегося включенностью широкого круга молодежи в асоциальные группы, функционирующие в интернет-среде («Маньяки», «Культ убийств» и др.). Трагедии, произошедшие в последнее десятилетие, говорят о необходимости поиска эффективных мер по профилактике, предупреждению данных проявлений в подростковой, молодежной среде и формированию достаточного уровня ответственности при применении оружия.

При широкой вариативности приобщения к оружию, его осознанному обращению выделяется базовый подход, связанный с включенностью в игровые практики, конкретную деятельность, в том числе через охоту, выделку добытого, защиту. В отечественной педагогической, воспитательной практике рассматривалась система приобщения и развития навыков обращения с оружием через военно-тактические приемы, стратегию боя, взаимодействия. Акцентировалось внимание на дисциплинированности, четкости выполнения поставленных задач, неукоснительности следования инструкциям.

Список литературы

1. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Юрайт, 2020.
2. Витольник В. Н. Культура обращения с огнестрельным оружием: педагогический аспект / В. Н. Витольник, А. А. Попов // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59–1. — С. 95–99.
3. Волков Б. С. Психология ранней юности / Б. С. Волков. — М. : Сфера, 2001.
4. Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. — М. : Академия, 2005.
5. Мудрик А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. — М. : Изд-во Моск. психол.соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М. : Русский язык, 1990.
7. Поляков С. Д. Опыт психологической характеристики современной юности / С. Д. Поляков // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2008. — Т. 14. — С. 47–49.
8. Рудь С. А. Понятие «ответственное отношение к учению» и его характеристика / С. А. Рудь // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 282–290.
9. Солоницкая Э. В. Формирование у обучающихся образовательных учреждений системы МВД России модели правомерного применения огнестрельного оружия / Э. В. Солоницкая, И. Е. Лапшин // Философия права. — 2016. — № 2. — С. 121–125.
10. Тютькова И. А. Педагогический тезаурус / И. А. Тютькова. — М. : В. Секачев, 2016.

Остальные статьи