Особенности формирования ответственного отношения у учащейся молодежи к обращению с оружием
Аннотация
В статье приводятся результаты исследования по рассмотрению особенностей формирования ответственного отношения у учащейся молодежи к обращению с оружием, выделены общие теоретические основы, определяющие формирующую модель. Предложенный вариант программ, включенных во внеучебную деятельность, позволяет расширить возможности воспитательного потенциала данного компонента. Организация насыщенной нравственно-правовой практики выступает средством, способным содействовать снижению социальных рисков в среде учащейся молодежи.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2023 |
Страницы | 189-196 |
УДК | 37.02 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_1_189 |
Проблема ответственного отношения к оружию, его применению учащейся молодежью приобретает в современных условиях особую значимость, связанную с наращиванием рисков, угроз. Особенность данной категории оперативно включаться как в позитивные, социально одобряемые действия, так и деструктивные процессы требует рассмотрения теоретических и практических подходов к вопросам формирования личностных, социальных, профессиональных свойств старших подростков и юношества.
В рамках федерального законодательства оружие рассматривается как устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов (Федеральный закон от 13.12.1996 № 150 «Об оружии»). По характеру действия оружие классифицируется на огнестрельное, метательное, холодное, газовое, сигнальное, пневматическое, нестандартное.
Ключевым проблемным полем нашего исследования выступает понимание подходов к вопросу «Дети и оружие». Историко-педагогический анализ данного аспекта показал, что в каждой стране в различные периоды устанавливалась своя система взаимосвязи человека с оружием. У многих народов сложилось понимание, связанное с необходимостью целенаправленного, системного формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к любому оружию, его применению, пониманию ценности жизни каждого. Данный подход был определен и в нашей стране (народная педагогика), где делался акцент на доблести, чести, ответственности, понимании роли защитника для мужчины.
Оценка риска доступности оружия, его неадекватное применение могут быть рассмотрены в контексте шутинга (скулшутинга), феномена колумбайна, характеризующегося включенностью широкого круга молодежи в асоциальные группы, функционирующие в интернет-среде («Маньяки», «Культ убийств» и др.). Трагедии, произошедшие в последнее десятилетие, говорят о необходимости поиска эффективных мер по профилактике, предупреждению данных проявлений в подростковой, молодежной среде и формированию достаточного уровня ответственности при применении оружия.
При широкой вариативности приобщения к оружию, его осознанному обращению выделяется базовый подход, связанный с включенностью в игровые практики, конкретную деятельность, в том числе через охоту, выделку добытого, защиту. В отечественной педагогической, воспитательной практике рассматривалась система приобщения и развития навыков обращения с оружием через военно-тактические приемы, стратегию боя, взаимодействия. Акцентировалось внимание на дисциплинированности, четкости выполнения поставленных задач, неукоснительности следования инструкциям.