Дата публикации: 01.01.2023

Особенности формирования ответственного отношения у учащейся молодежи к обращению с оружием

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования по рассмотрению особенностей формирования ответственного отношения у учащейся молодежи к обращению с оружием, выделены общие теоретические основы, определяющие формирующую модель. Предложенный вариант программ, включенных во внеучебную деятельность, позволяет расширить возможности воспитательного потенциала данного компонента. Организация насыщенной нравственно-правовой практики выступает средством, способным содействовать снижению социальных рисков в среде учащейся молодежи.




Проблема ответственного отношения к оружию, его применению учащейся молодежью приобретает в современных условиях особую значимость, связанную с наращиванием рисков, угроз. Особенность данной категории оперативно включаться как в позитивные, социально одобряемые действия, так и деструктивные процессы требует рассмотрения теоретических и практических подходов к вопросам формирования личностных, социальных, профессиональных свойств старших подростков и юношества.

 В рамках федерального законодательства оружие рассматривается как устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов (Федеральный закон от 13.12.1996 № 150 «Об оружии»). По характеру действия оружие классифицируется на огнестрельное, метательное, холодное, газовое, сигнальное, пневматическое, нестандартное.

Ключевым проблемным полем нашего исследования выступает понимание подходов к вопросу «Дети и оружие». Историко-педагогический анализ данного аспекта показал, что в каждой стране в различные периоды устанавливалась своя система взаимосвязи человека с оружием. У многих народов сложилось понимание, связанное с необходимостью целенаправленного, системного формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к любому оружию, его применению, пониманию ценности жизни каждого. Данный подход был определен и в нашей стране (народная педагогика), где делался акцент на доблести, чести, ответственности, понимании роли защитника для мужчины.

Оценка риска доступности оружия, его неадекватное применение могут быть рассмотрены в контексте шутинга (скулшутинга), феномена колумбайна, характеризующегося включенностью широкого круга молодежи в асоциальные группы, функционирующие в интернет-среде («Маньяки», «Культ убийств» и др.). Трагедии, произошедшие в последнее десятилетие, говорят о необходимости поиска эффективных мер по профилактике, предупреждению данных проявлений в подростковой, молодежной среде и формированию достаточного уровня ответственности при применении оружия.

При широкой вариативности приобщения к оружию, его осознанному обращению выделяется базовый подход, связанный с включенностью в игровые практики, конкретную деятельность, в том числе через охоту, выделку добытого, защиту. В отечественной педагогической, воспитательной практике рассматривалась система приобщения и развития навыков обращения с оружием через военно-тактические приемы, стратегию боя, взаимодействия. Акцентировалось внимание на дисциплинированности, четкости выполнения поставленных задач, неукоснительности следования инструкциям.

Список литературы

1. 10. Tyut’kova I. A. Pedagogicheskii tezaurus / I. A. Tyut’kova. — Moskva : V. Sekachev, 2016.
2. 9. Solonitskaya E. V. Formirovanie u obuchayushchikhsya obrazovatel’nykh uchrezhdenii sistemy MVD Rossii modeli pravomernogo primeneniya ognestrel’nogo oruzhiya / E. V.Solonitskaya, I. E. Lapshin // Filosofiya prava. — 2016. — № 2. — S. 121–125.
3. 8. Rud’ S. A. Ponyatie «otvetstvennoe otnoshenie k ucheniyu» i ego kharakteristika / S. A. Rud’ // Molodoi uchenyi. — 2021. — № 17 (359). — S. 282–290.
4. 7. Polyakov S. D. Opyt psikhologicheskoi kharakteristiki sovremennoi yunosti / S. D. Polyakov // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. — 2008. — T. 14. — S. 47–49.
5. 6. Ozhegov S. I. Slovar’ russkogo yazyka / S. I. Ozhegov. — Moskva : Russkii yazyk, 1990.
6. 5. Mudrik A. V. Sotsializatsiya cheloveka / A. V. Mudrik. — Moskva : Izd-vo Mosk. psikhol.sots. in-ta ; Voronezh : MODEK, 2010.
7. 4. Vospitatel’naya deyatel’nost’ pedagoga / pod obshch. red. V. A. Slastenina i I. A. Kolesnikovoi. — Moskva : Akademiya, 2005.
8. 3. Volkov B. S. Psikhologiya rannei yunosti / B. S. Volkov. — Moskva : Sfera, 2001.
9. 2. Vitol’nik V. N. Kul’tura obrashcheniya s ognestrel’nym oruzhiem: pedagogicheskii aspekt / V. N. Vitol’nik, A. A. Popov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. — 2018. — № 59–1. — S. 95–99.
10. 1. Asmolov A. G. Rebenok v kul’ture vzroslykh / A. G. Asmolov, N. A. Pasternak. — Moskva : Yurait, 2020.
11. 10. Тютькова И. А. Педагогический тезаурус / И. А. Тютькова. — М. : В. Секачев, 2016.
12. 9. Солоницкая Э. В. Формирование у обучающихся образовательных учреждений системы МВД России модели правомерного применения огнестрельного оружия / Э. В. Солоницкая, И. Е. Лапшин // Философия права. — 2016. — № 2. — С. 121–125.
13. 8. Рудь С. А. Понятие «ответственное отношение к учению» и его характеристика / С. А. Рудь // Молодой ученый. — 2021. — № 17 (359). — С. 282–290.
14. 7. Поляков С. Д. Опыт психологической характеристики современной юности / С. Д. Поляков // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. — 2008. — Т. 14. — С. 47–49.
15. 6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М. : Русский язык, 1990.
16. 5. Мудрик А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. — М. : Изд-во Моск. психол.соц. ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010.
17. 4. Воспитательная деятельность педагога / под общ. ред. В. А. Сластенина и И. А. Колесниковой. — М. : Академия, 2005.
18. 3. Волков Б. С. Психология ранней юности / Б. С. Волков. — М. : Сфера, 2001.
19. 2. Витольник В. Н. Культура обращения с огнестрельным оружием: педагогический аспект / В. Н. Витольник, А. А. Попов // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59–1. — С. 95–99.
20. 1. Асмолов А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. — М. : Юрайт, 2020.

Остальные статьи