Дата публикации: 01.01.2023

Об оптимизации психолого-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в современных военных вузах

Аннотация

В статье речь идет о педагогическом взаимодействии между субъектами образовательного процесса, которое является особой формой взаимосвязи между участниками образовательного процесса и предусматривает взаимообогащение их интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Важной задачей оптимизации педагогического взаимодействия является разрешение возникающих противоречий и трудностей в процессе его осуществления.




В третье десятилетие XXI века, когда военные конфликты периодически вспыхивают в разных уголках земного шара, а блок НАТО вплотную приблизился к границам нашего государства и продолжает двигаться на восток, стягивая огромное количество техники и живой силы, вовлекая новые государства в альянс, Российскому государству как никогда необходимо быть готовым к отражению любых агрессивных действий противника, направленных на нарушение целостности государства и изменение ее политических взглядов, расходящихся со взглядами западного мира.  

В этих условиях только сильное государство сможет защитить себя от любой агрессии.

В сложной геополитической обстановке страны по отношению к нашему государству разделились на дружественные и недружественные, поэтому волей-неволей вспоминаются крылатые слова российского императора Александра III: «У России есть только два союзника — ее армия и флот. Все остальные предадут ее при первой же возможности», что мы и наблюдаем по отношению к нашим бывшим союзникам, которые в данный момент являются членами НАТО и проводят в отношении Российской Федерации весьма агрессивную политику.

Для укрепления обороноспособности страны необходимы высококвалифицированные военные специалисты, обладающие глубокими теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками при освоении новейших образцов военной техники, поступающей в войска. Однако недостаточно подготовить военного специалиста, обучив его владению сложнейшими образцами военной техники, его необходимо подготовить психологически и педагогически к эффективному управлению воинским подразделением и общению с военнослужащими [2, с. 135–137].

Как у будущих командиров, у курсантов военных вузов, которым предстоит обучать и воспитывать подчиненных военнослужащих, должны быть сформированы психолого-педагогические компетенции взаимодействия с личным составом подразделения. Именно поэтому большое значение приобретает педагогическая подготовка обучающихся в военных вузах Российской Федерации [1, с. 52–57].

Список литературы

1. 11. Radionova N. F. Uchebnik pedagogiki dlya budushchego uchitelya / N. F. Radionova, A. P. Tryapitsyna // Sovremennaya uchebnaya kniga : materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii / [redkol.: A. P. Tryapitsyna (otv. red.) i dr.]. — Sankt-Peterburg : Iz
2. 10. Psikhologiya i pedagogika / pod red. V. A. Slastenina, V. P. Kashirina. — Moskva : Yurait, 2021. — 374 s.
3. 9. Gerasimova T. N. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty samosovershenstvovaniya prepodavatelya voennogo vuza / T. N. Gerasimova, V. B. Koval’skii // Sovremennye problemy professional’nogo obrazovaniya: tendentsii i perspektivy razvitiya : sb. nauch. st. II
4. 8. Voennaya pedagogika : uchebnik / I. A. Alekhin, A. A. Avuza, T. N. Gerasimova i dr. — 1-e izd. — Moskva : Yurait, 2022. — 415 s. — (Seriya 76, Vysshee obrazovanie).
5. 7. Blonskii P. P. Psikhologiya i pedagogika. Izbrannye trudy / P. P. Blonskii. — 2-e izd., ster. — Moskva : Yurait, 2016.
6. 6. Barabanshchikov A. V. Metodika issledovaniya problem voennoi pedagogiki i psikhologii / A. V. Barabanshchikov, V. P. Davydov, N. I. Konyukhov, N. F. Fedenko. — Moskva : VPA, 1987.
7. 5. Arakelova T. L. Teoriya i praktika pedagogicheskikh vzaimodeistvii v sovremennoi sisteme obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / T. L. Arakelova, T. V. Bezrodnykh ; pod red. E. V. Korotaevoi. — Novosibirsk : TsRNS, 2010. — 172 s.
8. 4. Alekhin I. A. Realizatsiya didakticheskogo printsipa dostupnosti v kontekste razvitiya lichnosti / I. A. Alekhin, P. S. Tenitilov // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2016. — № 2 (62). — S. 53–55.
9. 3. Alekhin I. A. Integrativno-fundamental’nyi aspekt problematiki pedagogicheskoi podgotovki prepodavatelei tekhnicheskikh vuzov v mezhdunarodnoi obrazovatel’noi praktike / I. A. Alekhin, U. A. Kazakova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2019. —
10. 2. Alekhin I. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya sovremennoi podgotovki spetsialistov v voennykh vuzakh Rossii / I. A. Alekhin, N. A. Davydov // Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya. — 2021. — № 1–2 (54). — S. 135–146.
11. 1. Alekhin I. A. Fenomen pedagogicheskoi kul’tury kafedral’nogo kollektiva / I. A. Alekhin, T. N. Gerasimova // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2015. — № 1 (57). — S. 52–57.
12. 11. Радионова Н. Ф. Учебник педагогики для будущего учителя / Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына // Современная учебная книга : материалы научно-практической конференции / [редкол.: А. П. Тряпицына (отв. ред.) и др.]. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,
13. 10. Психология и педагогика / под ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — М. : Юрайт, 2021. — 374 с.
14. 9. Герасимова Т. Н. Психолого-педагогические аспекты самосовершенствования преподавателя военного вуза / Т. Н. Герасимова, В. Б. Ковальский // Современные проблемы профессионального образования: тенденции и перспективы развития : сб. науч. ст. II Всерос.
15. 8. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Т. Н. Герасимова и др. — 1-е изд. — М. : Юрайт, 2022. — 415 с. — (Серия 76, Высшее образование).
16. 7. Блонский П. П. Психология и педагогика. Избранные труды / П. П. Блонский. — 2-е изд., стер. — М. : Юрайт, 2016.
17. 6. Барабанщиков А. В. Методика исследования проблем военной педагогики и психологии / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов, Н. И. Конюхов, Н. Ф. Феденко. — М. : ВПА, 1987.
18. 5. Аракелова Т. Л. Теория и практика педагогических взаимодействий в современной системе образования : коллективная монография / Т. Л. Аракелова, Т. В. Безродных ; под ред. Е. В. Коротаевой. — Новосибирск : ЦРНС, 2010. — 172 с.
19. 4. Алёхин И. А. Реализация дидактического принципа доступности в контексте развития личности / И. А. Алёхин, П. С. Тенитилов // Мир образования — образование в мире. — 2016. — № 2 (62). — С. 53–55.
20. 3. Алёхин И. А. Интегративно-фундаментальный аспект проблематики педагогической подготовки преподавателей технических вузов в международной образовательной практике / И. А. Алёхин, У. А. Казакова // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 2 (74)
21. 2. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146.
22. 1. Алёхин И. А. Феномен педагогической культуры кафедрального коллектива / И. А. Алёхин, Т. Н. Герасимова // Мир образования — образование в мире. — 2015. — № 1 (57). — С. 52–57.

Остальные статьи