Дата публикации: 01.01.2023

Педагогические возможности развития пассионарных качеств у обучающихся на примере подготовки кинологов-фигурантов

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия преподавателя и обучающихся, отображающие их общий образ в процессе формирования у последних пассионарных качеств. При этом автор предлагает организацию и проведение учебных занятий по специальности только тем преподавателем, который обязательно является носителем пассионарной энергии. В целях актуализации проблемы обучения специалистов, деятельность которых часто связана с выполнением задач в неблагоприятных условиях окружающей среды, решение педагогической задачи предлагается рассмотреть на примере подготовки кинологов-фигурантов для кинологических подразделений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.




Сложившаяся система профессионального образования оказалась не в состоянии в полном объеме удовлетворить многовекторные запросы развития силовых структур Российской Федерации. Проблема подготовки ведомственных специалистов заключается в неготовности обучающихся принять за действительное будущую профессиональную деятельность, которая непосредственно связана с выполнением должностных задач в сложных условиях внутренней (корпоративной) и внешней (социальное напряжение, физические нагрузки, погодные условия) среды. К тому же в условиях быта и особенностей внутренней организации учебного процесса подготовка специалистов происходит под мощным влиянием обучающихся, подверженных апатии и лени. Их отрицательное влияние распространяется на коллектив так же стремительно, как и положительное воздействие активных, целеустремленных курсантов и студентов [1; 3; 10; 14].

В условиях современной образовательной среды воспитание социально значимого специалиста с высокими морально-нравственными качествами является приоритетной задачей государства. Рассматривая проблему профессиональной подготовки специалистов, можно констатировать следующий факт: образовательные учреждения стремятся ориентировать воспитательный процесс в направлении формирования таких личностных качеств будущих сотрудников или военнослужащих, как дисциплинированность, осознанность, целеустремленность, ответственность в принятии быстрых и правильных решений, адаптивность [2, с. 86–92], эмоциональность [1, с. 135–146], экстраполяционность [14]. Специалист в любом направлении своей деятельности должен быть верен профессиональному долгу, выполнению присяги, соблюдать принципы единоначалия, коллективизма в рамках субординации, гуманизма и воинских ритуалов, в условиях перегрузки исполнять работу с достоинством, вплоть до самопожертвования. Совокупность перечисленных специальных качеств побуждает нас подробно изучить значение и возможности использования пассионарности именно в педагогике как движущей силы в воспитании будущих профессионалов [12].

Согласно учению Л. Н. Гумилева, пассионарность как поведенческий феномен представляет собой внутреннюю энергию человека, придающую ему силы двигаться к поставленной цели невзирая на трудности [5]. Соответственно, ради достижения цели пассионарный специалист, носитель пассионарной энергии, способен жертвовать временем, средствами, комфортом и даже своим здоровьем. Поскольку психологический феномен пассионарности в педагогическом контексте рассматривается как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, мы более подробно рассмотрим его на примере подготовки специалистов-кинологов.

В кинологических подразделениях федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации остро стоит вопрос повышения эффективности организации обучения кинологов, способных организовывать и проводить подготовку служебных собак к противодействию человеку [4]. Одним из возможных способов решения возникшего педагогического вопроса является выделение нового вида специалиста кинологической службы. Таким специалистом является кинолог-фигурант как единственный специалист кинологического подразделения, предназначенный для подготовки собак защитной службы [13].

Образ специалиста, стремящегося самостоятельно достигать целей высокого профессионального развития, формируется путем синтеза его энергии через мотивационную основу [8, с. 59–72]. Следовательно, возникает необходимость генерировать идеи об изменениях всестороннего взгляда на организацию образовательного процесса в учебных учреждениях в целях формирования у будущих кинологов ряда личностных качеств, позволяющих успешно выполнять профессиональные задачи. Вместе с тем требуется обсуждение вопросов об изменении содержания процесса подготовки кинологов-фигурантов, внесение инновационных взглядов в образовательную среду и повышение уровня квалификации педагогического состава учебных заведений.

Список литературы

1. 14. Shmachilina-Tsibenko S. V. Diagnostika i razvitie passionarnosti u sotrudnikov OVD [Elektronnyi resurs] / S. V. Shmachilina-Tsibenko // Kontsept. — 2015. — № 3. — Rezhim dostupa: <a href="http://e-koncept.ru/2015/15062.htm" target="_blank">http://e-koncept.ru/2015/15062.htm</a> (data obrashcheniya: 08.01.2023).
2. 13. Khodak V. N. Podgotovka sobak zashchitnoi sluzhby : ucheb. posobie / V. N. Khodak. — Perm’ : Khodak V. N., 2022. — 197 s.
3. 12. Teoriya obucheniya i pedagogicheskie tekhnologii / I. A. Alekhin, E. I. Fedak, A. V. Denikin i dr. — 2-e izd., pererab. — Moskva, 2019.
4. 11. Rybakova N. A. Samoaktualizatsiya prepodavatelya v professional’noi deyatel’nosti: voprosy teorii i praktiki : monografiya / N. A. Rybakova. — Moskva : Moskovskii universitet im. S. Yu. Vitte, 2017. — 130 s.
5. 10. Polkovnikov A. V. Formirovanie inzhenernoi kul’tury kursantov voennykh vuzov : dis. … kand. ped. nauk / A. V. Polkovnikov. — Chelyabinsk, 2019. — 209 s.
6. 9. Kadyrov U. D. Nekotorye voprosy psikhologicheskoi kompetentnosti prepodavatelya / U. D. Kadyrov, I. I. Khozhiboev // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2021. — № 1 (81). — S. 46–50.
7. 8. Zimina I. S. Pedagogicheskie vozmozhnosti vospitaniya passionarnoi lichnosti / I. S. Zimina // Pedagogicheskoe obrazovanie. — 2007. № 1. — S. 59–72.
8. 7. Zimina I. S. Tipologicheskaya kharakteristika passionarnosti v sisteme pedagogicheskikh kategorii / I. S. Zimina // Obrazovanie i nauka. Izvestiya UrO RAO. — 2006. — №4 (40). — S. 115–123.
9. 6. Debel’ M. A. Vzaimosvyaz’ lichnostnykh kachestv i osobennostei tsennostno-smyslovoi sfery lyudei srednego vozrasta, proyavlyayushchikh sebya kak passionarnye lichnosti / M. A. Debel’ // Nauchnyi dialog. — 2013. — № 9 (21). — S. 32–40.
10. 5. Gumilev L. N. Etnogenez i biosfera Zemli / L. N. Gumilev. — Moskva : Airis press, 2013. — 560 s.
11. 4. GOST: R 57526—2017. Uslugi dlya neproduktivnykh zhivotnykh. Dressirovka sobak dlya protivodeistviya cheloveku. Prikaz Federal’nogo agentstva po tekhnicheskomu regulirovaniyu i metrologii ot 4 iyulya 2017 g. № 658-st. — Moskva : Standartinform, 2017. —
12. 3. Voennaya pedagogika : uchebnik / I. A. Alekhin, A. A. Avuza, T. N. Gerasimova i dr. — 1-e izd. — Moskva : Yurait, 2022. — 415 s. — (Seriya 76, Vysshee obrazovanie).
13. 2. Alekhin I. A. Realizatsiya idei I. M. Sechenova i I. P. Pavlova v soderzhanii metoda uprazhneniya / I. A. Alekhin, D. S. Razuvaev // Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire. — 2019. — № 3 (75). — S. 86–92.
14. 1. Alekhin I. A. Pedagogicheskaya tekhnologiya podgotovki spetsialistov v voennykh vuzakh Rossii / I. A. Alekhin, N. A. Davydov // Izvestiya Rossiiskoi akademii obrazovaniya. — 2021. — № 1–2 (54). — S. 135–146.
15. 14. Шмачилина-Цибенко С. В. Диагностика и развитие пассионарности у сотрудников ОВД [Электронный ресурс] / С. В. Шмачилина-Цибенко // Концепт. — 2015. — № 3. — Режим доступа: <a href="http://e-koncept.ru/2015/15062.htm" target="_blank">http://e-koncept.ru/2015/15062.htm</a> (дата обращения: 08.01.2023).
16. 13. Ходак В. Н. Подготовка собак защитной службы : учеб. пособие / В. Н. Ходак. — Пермь : Ходак В. Н., 2022. — 197 с.
17. 12. Теория обучения и педагогические технологии / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, А. В. Деникин и др. — 2-е изд., перераб. — М., 2019.
18. 11. Рыбакова Н. А. Самоактуализация преподавателя в профессиональной деятельности: вопросы теории и практики : монография / Н. А. Рыбакова. — М. : Московский университет им. С. Ю. Витте, 2017. — 130 с.
19. 10. Полковников А. В. Формирование инженерной культуры курсантов военных вузов : дис. … канд. пед. наук / А. В. Полковников. — Челябинск, 2019. — 209 с.
20. 9. Кадыров У. Д. Некоторые вопросы психологической компетентности преподавателя / У. Д. Кадыров, И. И. Хожибоев // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 1 (81). — С. 46–50.
21. 8. Зимина И. С. Педагогические возможности воспитания пассионарной личности / И. С. Зимина // Педагогическое образование. — 2007. — № 1. — С. 59–72.
22. 7. Зимина И. С. Типологическая характеристика пассионарности в системе педагогических категорий / И. С. Зимина // Образование и наука. Известия УрО РАО. — 2006. — № 4 (40). — С. 115–123.
23. 6. Дебель М. А. Взаимосвязь личностных качеств и особенностей ценностно-смысловой сферы людей среднего возраста, проявляющих себя как пассионарные личности / М. А. Дебель // Научный диалог. — 2013. — № 9 (21). — С. 32–40.
24. 5. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. — М. : Айрис пресс, 2013. — 560 с.
25. 4. ГОСТ: Р 57526—2017. Услуги для непродуктивных животных. Дрессировка собак для противодействия человеку. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 4 июля 2017 г. № 658-ст. — М. : Стандартинформ, 2017. — 11 с.
26. 3. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Т. Н. Герасимова и др. — 1-е изд. — М. : Юрайт, 2022. — 415 с. — (Серия 76, Высшее образование).
27. 2. Алёхин И. А. Реализация идей И. М. Сеченова и И. П. Павлова в содержании метода упражнения / И. А. Алёхин, Д. С. Разуваев // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 3 (75). — С. 86–92.
28. 1. Алёхин И. А. Педагогическая технология подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146.

Остальные статьи