Педагогические возможности развития пассионарных качеств у обучающихся на примере подготовки кинологов-фигурантов
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия преподавателя и обучающихся, отображающие их общий образ в процессе формирования у последних пассионарных качеств. При этом автор предлагает организацию и проведение учебных занятий по специальности только тем преподавателем, который обязательно является носителем пассионарной энергии. В целях актуализации проблемы обучения специалистов, деятельность которых часто связана с выполнением задач в неблагоприятных условиях окружающей среды, решение педагогической задачи предлагается рассмотреть на примере подготовки кинологов-фигурантов для кинологических подразделений федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2023 |
Страницы | 146-152 |
УДК | 372.8 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_1_146 |
Сложившаяся система профессионального образования оказалась не в состоянии в полном объеме удовлетворить многовекторные запросы развития силовых структур Российской Федерации. Проблема подготовки ведомственных специалистов заключается в неготовности обучающихся принять за действительное будущую профессиональную деятельность, которая непосредственно связана с выполнением должностных задач в сложных условиях внутренней (корпоративной) и внешней (социальное напряжение, физические нагрузки, погодные условия) среды. К тому же в условиях быта и особенностей внутренней организации учебного процесса подготовка специалистов происходит под мощным влиянием обучающихся, подверженных апатии и лени. Их отрицательное влияние распространяется на коллектив так же стремительно, как и положительное воздействие активных, целеустремленных курсантов и студентов [1; 3; 10; 14].
В условиях современной образовательной среды воспитание социально значимого специалиста с высокими морально-нравственными качествами является приоритетной задачей государства. Рассматривая проблему профессиональной подготовки специалистов, можно констатировать следующий факт: образовательные учреждения стремятся ориентировать воспитательный процесс в направлении формирования таких личностных качеств будущих сотрудников или военнослужащих, как дисциплинированность, осознанность, целеустремленность, ответственность в принятии быстрых и правильных решений, адаптивность [2, с. 86–92], эмоциональность [1, с. 135–146], экстраполяционность [14]. Специалист в любом направлении своей деятельности должен быть верен профессиональному долгу, выполнению присяги, соблюдать принципы единоначалия, коллективизма в рамках субординации, гуманизма и воинских ритуалов, в условиях перегрузки исполнять работу с достоинством, вплоть до самопожертвования. Совокупность перечисленных специальных качеств побуждает нас подробно изучить значение и возможности использования пассионарности именно в педагогике как движущей силы в воспитании будущих профессионалов [12].
Согласно учению Л. Н. Гумилева, пассионарность как поведенческий феномен представляет собой внутреннюю энергию человека, придающую ему силы двигаться к поставленной цели невзирая на трудности [5]. Соответственно, ради достижения цели пассионарный специалист, носитель пассионарной энергии, способен жертвовать временем, средствами, комфортом и даже своим здоровьем. Поскольку психологический феномен пассионарности в педагогическом контексте рассматривается как фактор формирования профессиональной компетентности будущего специалиста, мы более подробно рассмотрим его на примере подготовки специалистов-кинологов.
В кинологических подразделениях федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации остро стоит вопрос повышения эффективности организации обучения кинологов, способных организовывать и проводить подготовку служебных собак к противодействию человеку [4]. Одним из возможных способов решения возникшего педагогического вопроса является выделение нового вида специалиста кинологической службы. Таким специалистом является кинолог-фигурант как единственный специалист кинологического подразделения, предназначенный для подготовки собак защитной службы [13].
Образ специалиста, стремящегося самостоятельно достигать целей высокого профессионального развития, формируется путем синтеза его энергии через мотивационную основу [8, с. 59–72]. Следовательно, возникает необходимость генерировать идеи об изменениях всестороннего взгляда на организацию образовательного процесса в учебных учреждениях в целях формирования у будущих кинологов ряда личностных качеств, позволяющих успешно выполнять профессиональные задачи. Вместе с тем требуется обсуждение вопросов об изменении содержания процесса подготовки кинологов-фигурантов, внесение инновационных взглядов в образовательную среду и повышение уровня квалификации педагогического состава учебных заведений.