Дата публикации: 01.01.2023

Перспективные направления руководства самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в военных вузах России

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации самостоятельной творческой деятельности курсантов с целью формирования познавательного потенциала. Описаны организационные условия активизации научно-исследовательского потенциала курсантов и условия их реализации. Рассматриваются формы самостоятельной научно-исследовательской деятельности курсантов: создание портфолио, участие в тематических олимпиадах, подготовка научных докладов и рефератов и др. Указаны пути развития научного мировоззрения курсантов.




В современной педагогической теории вопросам активизации творческого познавательного потенциала курсантов в форме самостоятельной научно-исследовательской деятельности уделяется повышенное внимание. В военных вузах РФ на сегодняшний день обоснована совокупность организационно-педагогических условий, необходимых для активизации познавательного потенциала курсантов. Будем рассматривать эти педагогические условия как совокупность связанных между собой обстоятельств, которые определяют содержание деятельности преподавателя и обучаемых в соответствии с учебными целями, что призвано обеспечить формирование творческого начала личности курсанта военного вуза [13].

В вопросе выявления сущности творческой личности разделяем точку зрения В. И. Андреева, который, описывая сущность творческой личности, отмечает, что она должна обладать такими качествами, как самоактуализация, самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация [6].

Основной предпосылкой стимулирования самостоятельной научноисследовательской деятельности курсантов является педагогическая технология проблемно-концентрированного обучения, которую можно рассматривать в качестве специфического типа развивающего обучения, основанного на поэтапно усложняющейся проблематизации и интеграции. Результатом такого обучения является творческое саморазвитие курсантов [1, с. 193–198]. Ведущим субъектом реализации данной педагогической технологии выступает преподаватель, который инициирует исследовательскую активность курсантов, моделируя проблемные ситуации, воспринимаемые ими как личностно значимые. Основанием для создания проблемных ситуаций в образовательном процессе и активизации творческого потенциала личности обучающихся является развитие рефлексивного мышления, под которым понимается обращение внимания на себя, переосмысление, анализ [2, с. 125–133].

В современной педагогике механизмами активизации рефлексивного мышления является новизна и нестандартность познавательной ситуации, несоответствие типовых «комфортных» алгоритмов мышления поиску решений проблемы, наличие достаточного времени для самостоятельного поиска оптимальных вариантов решения ситуации. Представляется, что в условиях образовательной среды военного вуза решающим фактором для активизации рефлексивного мышления является директивное воздействие на курсанта, которое предполагает постановку конкретной исследовательской задачи в контексте необходимости ее скорейшего разрешения в форме приказа в ограниченном временном формате. Такой механизм позволяет максимально концентрировать внимание курсанта на решении конкретной задачи [4, с. 147–153].

Важным фактором, повышающим эффективность реализации технологии рефлексивного управления в специфических условиях образовательной среды военного вуза в отношении курсантов, является использование «коллективного рефлексивного потенциала» военного подразделения (учебного взвода). В этой связи особое значение имеет деятельность командира подразделения, который наряду с преподавателем должен осуществлять направленное воздействие на активизацию творческой научно-исследовательской инициативы курсантов в рамках конструктивного сотрудничества с ними (модель рефлексивного соуправления). В рамках такой модели, основанной на сочетании вертикально-директивного и горизонтально-партнерского алгоритмов, осуществляется направленное «делегирование» полномочий по разрешению конкретной исследовательской задачи курсанту в условиях стимулирования в его сознании чувства коллективной ответственности за успех при решении поставленной задачи. Эта модель способствует удовлетворению одной из ведущих духовных потребностей личности — в самовыражении [3, с. 135–146].

Список литературы

1. Алёхин И. А. Сущность и содержание индивидуализации обучения иностранному языку курсантов военных вузов / И. А. Алёхин, С. Н. Нечаева, Н. В. Пахомова // Мир образования — образование в мире. — 2020. — № 2 (78). — С. 193–198.
2. Алёхин И. А. Использование методики контрольно-измерительных материалов и метода экспертных оценок в исследовании формирования научного мировоззрения у иностранных курсантов / И. А. Алёхин, И. С. Измайлова // Мир образования — образование в мире. — 202
3. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146.
4. Алёхин И. А. Внедрение учебных информационно-дидактических систем в образовательную деятельность высших учебных заведений / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 3 (55). — С. 147–153. — DOI: 1
5. Алёхин И. А. Современная методика формирования основ научного мировоззрения у иностранных военнослужащих в процессе обучения в военных вузах Российской Федерации / И. А. Алёхин, И. С. Измайлова, Ю. А. Ленев // Мир образования — образование в мире. — 20
6. Андреев В. И. Концепция, законы и идеология гарантированного качества образования на основе творческого саморазвития человека (акмеоквалитология образования) / В. И. Андреев. — Казань : Центр инновационных технологий, 2013. — С. 207.
7. Барсукова Н. К. Формирование научного мировоззрения студентов в образовательном процессе вуза : дис. ... канд. пед. наук / Н. К. Барсукова. — Новокузнецк, 2007. — С. 107.
8. Бурнышев Е. К. Цифровая трансформация военного образования / Е. К. Бурнышев, О. К. Шевченко // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 2 (82). — С. 61–72.
9. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Т. Н. Герасимова и др. — 1-е изд. — М. : Юрайт, 2022. — 415 с. — (Серия 76, Высшее образование).
10. Елагина
11. В. С. Организация исследовательской
12. деятельности
13. курсантов военного вуза / В. С. Елагина // Международный журнал экспериментального образования. — 2017. — № 11. — С. 13.
14. Измайлова Н. В. Анализ уровня сформированности научного мировоззрения у иностранных курсантов / Н. В. Измайлова, Н. Л. Борисова, И. С. Измайлова // Мир образования — образование в мире. — 2021. — № 4 (84). — С. 115–121. — DOI: 10.51944/2073-8536_2021_
15. Измайлова Н. В. Анализ результатов педагогического эксперимента по повышению уровня сформированности научного мировоззрения у иностранных курсантов военных вузов РФ с применением методов математической статистики / Н. В. Измайлова, Н. Л. Борисова, И.
16. Сайтбагина Л. А. Развитие исследовательской деятельности студентов вуза в условиях проблемно-концентрированного обучения : дис. … канд. пед. наук / Л. А. Сайтбагина. — Омск, 2017. — 207 c.

Остальные статьи