Перспективные направления руководства самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся в военных вузах России
Аннотация
Статья посвящена вопросам организации самостоятельной творческой деятельности курсантов с целью формирования познавательного потенциала. Описаны организационные условия активизации научно-исследовательского потенциала курсантов и условия их реализации. Рассматриваются формы самостоятельной научно-исследовательской деятельности курсантов: создание портфолио, участие в тематических олимпиадах, подготовка научных докладов и рефератов и др. Указаны пути развития научного мировоззрения курсантов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2023 |
Страницы | 137-145 |
УДК | 378+355 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_1_137 |
В современной педагогической теории вопросам активизации творческого познавательного потенциала курсантов в форме самостоятельной научно-исследовательской деятельности уделяется повышенное внимание. В военных вузах РФ на сегодняшний день обоснована совокупность организационно-педагогических условий, необходимых для активизации познавательного потенциала курсантов. Будем рассматривать эти педагогические условия как совокупность связанных между собой обстоятельств, которые определяют содержание деятельности преподавателя и обучаемых в соответствии с учебными целями, что призвано обеспечить формирование творческого начала личности курсанта военного вуза [13].
В вопросе выявления сущности творческой личности разделяем точку зрения В. И. Андреева, который, описывая сущность творческой личности, отмечает, что она должна обладать такими качествами, как самоактуализация, самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация [6].
Основной предпосылкой стимулирования самостоятельной научноисследовательской деятельности курсантов является педагогическая технология проблемно-концентрированного обучения, которую можно рассматривать в качестве специфического типа развивающего обучения, основанного на поэтапно усложняющейся проблематизации и интеграции. Результатом такого обучения является творческое саморазвитие курсантов [1, с. 193–198]. Ведущим субъектом реализации данной педагогической технологии выступает преподаватель, который инициирует исследовательскую активность курсантов, моделируя проблемные ситуации, воспринимаемые ими как личностно значимые. Основанием для создания проблемных ситуаций в образовательном процессе и активизации творческого потенциала личности обучающихся является развитие рефлексивного мышления, под которым понимается обращение внимания на себя, переосмысление, анализ [2, с. 125–133].
В современной педагогике механизмами активизации рефлексивного мышления является новизна и нестандартность познавательной ситуации, несоответствие типовых «комфортных» алгоритмов мышления поиску решений проблемы, наличие достаточного времени для самостоятельного поиска оптимальных вариантов решения ситуации. Представляется, что в условиях образовательной среды военного вуза решающим фактором для активизации рефлексивного мышления является директивное воздействие на курсанта, которое предполагает постановку конкретной исследовательской задачи в контексте необходимости ее скорейшего разрешения в форме приказа в ограниченном временном формате. Такой механизм позволяет максимально концентрировать внимание курсанта на решении конкретной задачи [4, с. 147–153].
Важным фактором, повышающим эффективность реализации технологии рефлексивного управления в специфических условиях образовательной среды военного вуза в отношении курсантов, является использование «коллективного рефлексивного потенциала» военного подразделения (учебного взвода). В этой связи особое значение имеет деятельность командира подразделения, который наряду с преподавателем должен осуществлять направленное воздействие на активизацию творческой научно-исследовательской инициативы курсантов в рамках конструктивного сотрудничества с ними (модель рефлексивного соуправления). В рамках такой модели, основанной на сочетании вертикально-директивного и горизонтально-партнерского алгоритмов, осуществляется направленное «делегирование» полномочий по разрешению конкретной исследовательской задачи курсанту в условиях стимулирования в его сознании чувства коллективной ответственности за успех при решении поставленной задачи. Эта модель способствует удовлетворению одной из ведущих духовных потребностей личности — в самовыражении [3, с. 135–146].