Дата публикации: 31.12.2022

О формировании структурных компонентов профессионально-правовой культуры курсантов вузов МВД России

Аннотация

В статье рассматривается формирование профессионально-правовой культуры курсантов образовательных организаций МВД России во взаимосвязи с ее структурными компонентами. Среди структурных компонентов формирования профессионально-правовой культуры курсантов выделяются мотивационный, когнитивный, деятельностный и рефлексивный.




В ходе расширенного заседания коллегии МВД России Президент РФ В. В. Путин выразил свою уверенность в осознании сотрудниками своей колоссальной ответственности перед обществом и страной в целом и их готовности к решению поставленных задач на самом высоком уровне [15]. Данные задачи смогут решать специалисты, обладающие сформированной профессионально-правовой культурой, которая является важным качеством высококлассного компетентного специалиста — сотрудника органов внутренних дел.

Как известно, процесс формирования профессионально-правовой культуры осуществляется на протяжении всего периода обучения в ведомственной образовательной организации и не должен прерываться по ее окончании, но сам ее фундамент возводится именно в период обучения курсанта в образовательной организации МВД России. В связи с этим перед высшим образованием встает задача подготовки высококвалифицированных компетентных специалистов со сформированной профессионально-правовой культурой, способных к быстрому ориентированию в информационном пространстве, работе в условиях высоких эмоциональных перегрузок и возникающих нестандартных ситуациях, постоянному профессиональному росту и самосовершенствованию [1, с. 52–57].

Профессионально-правовая культура является основополагающим элементом в процессе подготовки специалистов для органов внутренних дел и служит интегральным показателем, определяющим качество подготовки выпускников — курсантов образовательных организаций МВД России.

Исследование сущности понятия «профессионально-правовая культура курсантов образовательных организаций МВД России» подводит к необходимости определения его компонентного состава.

Особое внимание при формировании профессионально-правовой культуры у курсантов стоит уделять развитию мотивационного компонента, направленного на осознание курсантом готовности к своей профессиональной деятельности, заинтересованности в освоении учебных дисциплин, стремления добросовестно выполнять свои должностные обязанности при выходе на службу.

Список литературы

1. 11. Нежкина Л. Ю. Изучение сплоченности служебного коллектива сотрудников органов внутренних дел / Л. Ю. Нежкина // Правопорядок: история, теория, практика. — 2019. — № 4. — С. 95–98.
2. 21. Чиняков О. Е. Роль учебной и производственной практик в формировании профессиональных компетенций и трудоустройстве выпускников / О. Е. Чиняков // Мир науки и образования. — 2017. — № 3. — С. 9.
3. 20. Цветков В. Л. Профессиональная мотивация курсантов / В. Л. Цветков, В. А. Балашова // Психопедагогика в правоохранительных органах. — 2020. — № 4 (83). — С. 395–401.
4. 19. Хуторской А. В. Современная дидактика : учеб. пособие / А. В. Хуторской. — М. : Высшая школа, 2007. — 639 с.
5. 18. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания : собр. соч. : в 11 т. / К. Д. Ушинский. — М.-Л. : АПН РСФСР, 1950. — Т. 9. — 562 с.
6. 17. Сурцев А. В. Самостоятельная подготовка слушателей и курсантов в образовательных организациях МВД России / А. В. Сурцев // Проблемы современного педагогического образования. — 2018. — № 59–4. — С. 263–266.
7. 16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб. : Питер, 2007. — 258 с.
8. 15. Расширенное заседание коллегии МВД России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://www.kremlin.ru/events/president/news/67795" target="_blank">http://www.kremlin.ru/events/president/news/67795</a> (дата обращения: 10.01.2023).
9. 14. Петрова Н. Ф. Соотношение теоретического и практического компонентов обучения в профессиональной подготовке студентов (на примере студентов — будущих психологов) / Н. Ф. Петрова, Е. А. Ворсина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные на
10. 13. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М. : АСТ, 2018. — 736 c.
11. 12. Об организации внутренней службы и внутреннего распорядка в 2022/2023 учебном году: приказ Воронежского института МВД России от 31 августа 2022 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://lektsia.com/12xc51f.html" target="_blank">https://lektsia.com/12xc51f.html</a> (дата обращения: 13.01.2023).
12. 1. Алёхин И. А. Феномен педагогической культуры кафедрального коллектива / И. А. Алёхин, Т. Н. Герасимова // Мир образования — образование в мире. — 2015. — № 1 (57). — С. 52–57.
13. 10. Миняйленко Н. Н. Клиническое юридическое образование и его особенности в вузах системы МВД / Н. Н. Миняйленко, И. К. Пархоменко // Вестник Московского университета МВД России. — 2015. — № 12. — C. 314–317.
14. вузов в условиях профессиональной подготовки / Ю. В. Микрюков // Вестник ЮУрГГПУ. — 2018. — № 8. — С. 74–87.
15. 9. Микрюков Ю. В. Формирование мотивации у курсантов военных
16. 8. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу. — СПб. : Евразия, 1999. — 316 с.
17. 7. Леонтьев Д. А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации / Д. А. Леонтьев // Вестник Московского университета. Психология. — 2016. — № 2. — С. 3–18.
18. 6. Комлев Н. Ю. Юридическая клиника в ведомственном вузе: опыт Казанского юридического института МВД России / Н. Ю. Комлев // Вестник Казанского юридического института МВД России. — 2017. — № 2 (28). — С. 29–33.
19. 5. Коменский Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский. — СПб. : Ред. журн. «Семья и школа», 1875–1877.— 312 с.
20. 4. Егоров Д. А. Личный пример преподавателя военного вуза в воспитании будущих офицеров / Д. А. Егоров // Академический вестник войск национальной гвардии Российской Федерации. — 2018. — № 1. — С. 34–37.
21. 3. Грачёв Ю. А. Мотивация курсантов к учебной деятельности в образовательных организациях МВД России / Ю. А. Грачёв // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2016. — № 3. — С. 150–152.
22. 2. Горбатов В. В. Актуальные вопросы совершенствования тактико-специальной, огневой и профессионально-прикладной физической подготовки в современном контексте практического обучения сотрудников органов внутренних дел / В. В. Горбатов, С. А. Горелов, О. В.

Остальные статьи