О совершенствовании военно-педагогической подготовки курсантов военных вузов на основе участия в военно-патриотической работе с допризывной молодежью
Аннотация
В статье идет речь о военно-патриотическом воспитании подрастающего поколения, роли педагогической практики в подготовке будущих специалистов в области военно-политической работы, а также деятельности курсантов Военного университета, которая направлена на военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2023 |
Страницы | 119-126 |
УДК | 355 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_1_119 |
Преобразования и изменения, происходящие в нашем государстве, придают особую актуальность проблемам, связанным с образованием и воспитанием современной молодежи. При этом особого внимания заслуживает проблема совершенствования военно-патриотического воспитания будущих защитников Родины [2, с. 22–31].
Военно-исторический опыт свидетельствует о том, что мощь армии зависит не только и не столько от ее численности, структуры, уровня оснащенности современным вооружением и военной техникой. В значительной степени качество армии определяется влиянием таких факторов, как уровень профессионализма военнослужащих, сформированные у них патриотические качества, государственная идеология военной службы, место и роль армии в обществе и государстве [5, с. 64–67]. Даже в эпоху высокотехнологичных войн заявление Наполеона Бонапарта, оценившего соотношение значения фактора физической силы к моральному фактору как 1 : 3, остается до сегодняшнего времени актуальным. Соглашаясь с ним, известный английский военный психолог Норман Коупленд утверждает: «Когда война приобретает затяжной характер, исход ее решает моральная, а не физическая сила» [9, с. 2].
Уникальность военной деятельности заключается в том, что функция защиты своего Отечества значительно преобладает над функцией обеспечения собственной безопасности. Однако к осуществлению такой функции способна и готова только зрелая личность, обладающая патриотическими качествами, реализующая себя в служении своей Родине. Именно поэтому главной целью воспитания военнослужащих на современном этапе является формирование готовности к выполнению своего долга защитника Отечества. Вместе с тем в современных условиях выполнение этой задачи осложняется тем, что наблюдается определенный регресс в образовании и воспитании всей допризывной молодежи. Причем, как известно, немаловажную отрицательную роль в этом играет Всемирная паутина — Интернет.
Как известно, современная допризывная молодежь стала меньше посещать библиотеки, пользование книгами оказалось не в приоритете. На учебных занятиях обучающиеся используют гаджеты, любой ответ на контрольных работах в короткие сроки можно найти в Интернете, в результате обучающиеся теряют навыки самостоятельно мыслить, анализировать и моделировать различные ситуации. Пользуясь Интернетом, современная молодежь имеет доступ к сайтам весьма сомнительного характера, что негативно отражается на их духовно-нравственных качествах. На задний план отошли кинотеатры, музеи, театры, концертные программы, художественные выставки. Опыт показывает, что в советское время воспитание будущих воинов носило комплексный и системный характер, в этом процессе учитывались и национальные особенности народов, населяющих нашу многонациональную страну, задача всестороннего личностного развития была фактически главной целью — целью подготовки подрастающего поколения молодежи. Кроме того, важную роль в воспитании подрастающего поколения играли различные молодежные объединения, среди которых главную роль играли комсомольские организации. Использование этого опыта могло бы во многом способствовать повышению эффективности процесса патриотического воспитания молодежи и совершенствования ее гражданской активности [1, с. 75–87].
Представляется, что сегодня приоритетными направлениями повышения качества воспитания военнослужащих являются формирование устойчивых патриотических чувств, положительная мотивация к допризывной подготовке, уважение к Вооруженным Силам, а главное, сочетание гармоничного личностного развития с подготовкой к военной службе. Мы считаем абсолютно верным решение правительства о возращении предмета «Начальная военная подготовка» в школьную учебную программу.