О влиянии мультимедийных технологий на восприятие обучающимися учебной информации
Аннотация
В статье рассмотрены тенденции эффективного применения мультимедийных технологий в процессе восприятия учебной информации обучающимися в условиях трансформации массового образования. Отмечены проблемы цифровизации, которые затрудняют процесс реальной и эффективной разработки и внедрения мультимедийных технологий в современный образовательный процесс. Приведены данные социологических исследований и примеры психолого-педагогической практики в образовательных организациях.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2022 |
Страницы | 184-192 |
УДК | 37.013.77 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_4_184 |
Проблема цифровизации учреждений общего и дополнительного образования, обозначенная в 2006 году при запуске национального проекта «Образование», и сегодня остается ключевой задачей государственной политики в данной сфере. По официальным данным, например, в 20 19 году объем господдержки достиг 13,6 млрд рублей. Причем 60 % этой суммы предназначались для обновления материально-технической базы, 20 % — для развития компетенций педагогов, развитие IT-инфраструктуры школ (10 %), создание цифрового образовательного контента (6 %) и организационно-методического сопровождения цифровой трансформации (4 %). Необходимо отметить, что доля мероприятий по цифровизации в общих расходах бюджета на образование составляет всего 1,5 % [14, с. 7–8].
Необходимость реализации государственных программ по внедрению IT-технологий в образовательный процесс на всех уровнях возросла во время пандемии и приобретает особую значимость при утверждении государственности на территориях, присоединившихся к России в ходе специальной военной операции (СВО) на Украине. Срочный переход к дистанционному обучению в 2000–2021 годах показал существенные недостатки и проблемы системы, что послужило мощным катализатором важных перемен [8, с. 83–91; 31–51].
Проведенный научный анализ свидетельствует, что появление систем мультимедиа привело к революционным изменениям в системе подготовки кадров. В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов и справочников, таких как энциклопедии и сборники, тем самым повышая эффективность управления образовательным процессом восприятия учебной информации. Пассивные мультимедийные продукты разрабатываются для управления процессом представления информации (лекции, презентации, практикумы), активные — это интерактивные средства мультимедиа, предполагающие активную роль каждого обучающегося, который самостоятельно выбирает подразделы в рамках некоторой темы, определяя последовательность их изучения [9].
Идея мультимедиа заключается в использовании различных способов подачи информации. Включение в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом, благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации [2, с. 147–153].
В то же время применение средств наглядности при использовании современных педагогических технологий позволяет повысить уровень обучения: значительно увеличивается наглядность курса, так как в своей работе преподаватель сегодня сталкивается с серьезной проблемой отсутствия другой материальной базы для усиления наглядности.