Дата публикации: 29.11.2022

О влиянии мультимедийных технологий на восприятие обучающимися учебной информации

Аннотация

В статье рассмотрены тенденции эффективного применения мультимедийных технологий в процессе восприятия учебной информации обучающимися в условиях трансформации массового образования. Отмечены проблемы цифровизации, которые затрудняют процесс реальной и эффективной разработки и внедрения мультимедийных технологий в современный образовательный процесс. Приведены данные социологических исследований и примеры психолого-педагогической практики в образовательных организациях.




Проблема цифровизации учреждений общего и дополнительного образования, обозначенная в 2006 году при запуске национального проекта «Образование», и сегодня остается ключевой задачей государственной политики в данной сфере. По официальным данным, например, в 20 19 году объем господдержки достиг 13,6 млрд рублей. Причем 60 % этой суммы предназначались для обновления материально-технической базы, 20 % — для развития компетенций педагогов, развитие IT-инфраструктуры школ (10 %), создание цифрового образовательного контента (6 %) и организационно-методического сопровождения цифровой трансформации (4 %). Необходимо отметить, что доля мероприятий по цифровизации в общих расходах бюджета на образование составляет всего 1,5 % [14, с. 7–8].

Необходимость реализации государственных программ по внедрению IT-технологий в образовательный процесс на всех уровнях возросла во время пандемии и приобретает особую значимость при утверждении государственности на территориях, присоединившихся к России в ходе специальной военной операции (СВО) на Украине. Срочный переход к дистанционному обучению в 2000–2021 годах показал существенные недостатки и проблемы системы, что послужило мощным катализатором важных перемен [8, с. 83–91; 31–51].

Проведенный научный анализ свидетельствует, что появление систем мультимедиа привело к революционным изменениям в системе подготовки кадров. В образовании мультимедиа используется для создания компьютерных учебных курсов и справочников, таких как энциклопедии и сборники, тем самым повышая эффективность управления образовательным процессом восприятия учебной информации. Пассивные мультимедийные продукты разрабатываются для управления процессом представления информации (лекции, презентации, практикумы), активные — это интерактивные средства мультимедиа, предполагающие активную роль каждого обучающегося, который самостоятельно выбирает подразделы в рамках некоторой темы, определяя последовательность их изучения [9].

Идея мультимедиа заключается в использовании различных способов подачи информации. Включение в программное обеспечение видео- и звукового сопровождения текстов, высококачественной графики и анимации позволяет сделать программный продукт информационно насыщенным и удобным для восприятия, стать мощным дидактическим инструментом, благодаря своей способности одновременного воздействия на различные каналы восприятия информации [2, с. 147–153].

В то же время применение средств наглядности при использовании современных педагогических технологий позволяет повысить уровень обучения: значительно увеличивается наглядность курса, так как в своей работе преподаватель сегодня сталкивается с серьезной проблемой отсутствия другой материальной базы для усиления наглядности.

Список литературы

1. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А., Алёхин Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146.
2. Алёхин И. А. Внедрение учебных информационно-дидактических систем в образовательную деятельность высших учебных заведений / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 3 (55). — С. 147–153. — DOI: 10.5
3. Алёхин И. А. ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность как ключевые индикаторы профессионального развития и роста преподавателя / И. А. Алёхин, И. Н. Айнутдинова, Т. М. Трегубова, Р. С. Куликов, М. И. Гараев // Мир образования — образование в мире. — 2019. — №
4. Анцупов И. С. К вопросу о применении современных мультимедийных технологий в образовательном процессе / И. С. Анцупов, Д. А. Ертулов, Д. И. Попов // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 2. — С. 16–20.
5. Болбаков Р. Г. Мультимедийные образовательные технологии / Р. Г. Болбаков // Управление образованием: теория и практика. — 2015. — № 1 (17). — С. 156–167.
6. Веретко Е. Г. Применение мультимедиа технологий в начальной школе / Е. Г. Веретко // Вестник магистратуры. — 2021. — № 4 (9112). — С. 92–95.
7. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, В. Н. Герасимов и др. ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — 1-е изд. — М. : Юрайт, 2022. — 415 с. — Серия 76: Высшее образование.
8. Карпенко М. П. Образование и пандемия. Первые уроки и предстоящая трансформация массового образования : монография / М. П. Карпенко. — М. : Изд-во АЭО, 2021. — 101 с.
9. Кравченко О. А. Использование мультимедийных технологий в процессе обучения истории в современной школе / О. А. Кравченко // Первое сентября [Электронный ресурс]. — Режим доступа. — <a href="https://urok.1sept.ru/articles/605580" target="_blank">https://urok.1sept.ru/articles/605580</a> (дата обращения: 12.11.2022).
10. Крысько В. Г. Психология и педагогика: Схемы и комментарии / В. Г. Крысько. — М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — С. 86–88.
11. Мультимедийные технологии в образовании // Информационные технологии в образовании
12. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="https://sites.google.com/site/" target="_blank">https://sites.google.com/site/</a> infortechvobrazovanii/multimedijnye-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 12.11.2022).
13. Поздняков О. Г. Особенности реализации интерактивных дидактических технологий в образовательном процессе военных вузов на основе опыта, полученного в ходе специальных операций за пределами Российской Федерации / О. Г. Поздняков, И. А. Алёхин // Военный ак
14. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М. : Академия, 2019. — 383 с.
15. Юршина М. Мелом по планшету. Счетная палата оценила цифровизацию российских школ / М. Юршина // Профиль. — 2022. — № 41–42 (190). — С. 7–8.

Остальные статьи