Дата публикации: 01.10.2022

Историко-педагогические предпосылки становления и развития методической деятельности преподавателей высшей и высшей военной школы

Аннотация

В статье рассматриваются историко-педагогические предпосылки образования и развития методической деятельности преподавателей высшей школы в целом и высшей военной школы в частности. В работе выделены наиболее значимые этапы становления исследуемой научной категории, как в качестве важной составляющей педагогической системы, так и в качестве самостоятельного педагогического процесса, направленного на повышение педагогического мастерства и профессионализма профессорско-преподавательского состава.




В современных условиях и на этапе существенных изменений в подходах к образовательному процессу возросли требования к качеству подготовки военно-педагогических кадров как одного из основных направлений развития военного образования.

Методическая деятельность, а также вопросы ее обеспечения и поддержки в качестве дефиниций педагогической науки появились во второй половине прошлого века. Несомненно, научной задачей настоящей работы является не определение момента появления этих определений в педагогическом тезаурусе, а выявление предпосылок для их формирования в качестве самостоятельных институтов педагогики.

Для системности работы по решению этой задачи, во-первых, были определены направления, которые, по мнению авторов, являются историко-педагогическими источниками наполнения рассматриваемых процессов. Во-вторых, они рассматриваются в историческом развитии, то есть выделены его этапы, соответствующие качественному преобразованию анализируемых направлений.

Зарождение, становление и развитие исследуемого явления целесообразно рассматривать на различных исторических этапах, первоначально выделив из них основные: 1-й этап — зарождение форм и содержания методической деятельности преподавателей в XIX — середине XX века; 2-й этап — становление и развитие методической деятельности преподавателей с середины и до конца XX века; 3-й этап — модернизация системы методической деятельности преподавателей в конце XX — начале XXI века [1].

В каждом этапе нами условно было выделено пять направлений: развитие методических служб; профессиональная подготовка и переподготовка педагогов; институт наставничества; развитие нормативно-правовой базы; наполнение тезауруса.

Список литературы

1. 20. Челнокова Е. А. Эволюция системы наставничества в педагогической практике / Е. А. Челнокова, З. И. Тюмасева // Вестник Мининского университета. — 2018. — Т. 6. — № 4. — С. 11–15.
2. 19. Чарнолусский В. К. Вопросы народного образования / В. К. Чарнолусский // 1-й общеземский съезд. — М., 1912. — С. 180.
3. 18. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. — М. : Гардарики, 1999. — 123 с.
4. 17. Тенчурина Х. Ш. Становление и развитие профессионально-педагогического образования : дис. … д-ра пед. наук / Х. Ш. Тенчурина . — М., 2002. — 240 с.
5. 16. Плотникова Т. В. Профессиональное сопровождение педагогов на уровне методических служб России: исторический аспект / Т. В. Плотникова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2013. — № 5. — С. 20–23.
6. 15. Неосков И. А. Учительские кадры России: их подготовка и повышение квалификации / И. А. Неосков. — М., 1998. — 147 с.
7. 14. О восстановлении методических объединений учителей: приказ народного комиссара просвещения т. Тюркина от 23.10.1938 г. // Советская педагогика. — 1938. — № 12. — С. 3–5.
8. 13. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.
9. 12. Военная педагогика : учебник / Алёхин И. А., Авуза А. А., Герасимова Т. Н. и др. — 1-е изд. — М.: ЮРАЙТ, 2023. — 415 с. — Сер. 76: Высшее образование.
10. 11. Данилюк А. Я. Принципы модернизации педагогического образования / А. Я. Данилюк // Педагогика. — 2010. — №5. — С. 37–46.
11. 10. Бутенко В. С. Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации / В. С. Бутенко, О. С. Бутенко // Гуманитарные и социальные науки. Серия «Психология». — 2012. — № 4. — С. 248–255.
12. 9. Богуславский М. В. В прошлом веке «открытые» уроки давали инспектора / М. В. Богуславский // Учительская газета. — 1998. — № 18. — С. 6–7.
13. 8. Барабанщиков А. В. Военно-педагогическая диагностика (теория, опыт, проблемы) / А. В. Барабанщиков, Н. И. Дерюгин. — М. : ВУ, 1995. — 108 с.
14. 7. Барабанщиков А. В. Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы / А. В. Барабанщиков. — М. : ВПА им. В. И. Ленина, 1980. — 39 с.
15. 6. Алёхин А. И. Подготовка педагогических кадров для военно-учебных заведений России: исторический опыт и современность / И. А. Алёхин // Военная мысль. — 2004. — № 9. — С. 67–71.
16. 5. Алёхин И. А. К вопросу о философии образования / И. А. Алёхин // Военный академический журнал. — 2017. — № 3 (15). — С. 94–102.
17. 4. Алёхин И. А. Историко-педагогический анализ становления и развития системы военной подготовки в гражданских вузах в период с XVII века по настоящее время / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, А. Е. Денисов // Право и образование. — 2018. — № 5. — С. 109–122.
18. 3. Алёхин И. А. Генерал А. В. Барабанщиков — основатель советской военной педагогики / И. А. Алёхин // Военный академический журнал. — 2019. — № 3 (23). — С. 81–85.
19. 2. Алёхин И. А. О воспитании военнослужащих и всей молодежи на историческом наследии в условиях современной гибридной войны / И. А. Алёхин, В. Н. Осташкин, Д. В. Шутько // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 2 (86). — С. 90– 100. — DOI: 10.5
20. 1. Алёхин И. А. История педагогики : учебник / И. А. Алёхин, Е. И. Федак. — 2-е изд., перераб. — М., 2019.

Остальные статьи