Историко-педагогические предпосылки становления и развития методической деятельности преподавателей высшей и высшей военной школы
Аннотация
В статье рассматриваются историко-педагогические предпосылки образования и развития методической деятельности преподавателей высшей школы в целом и высшей военной школы в частности. В работе выделены наиболее значимые этапы становления исследуемой научной категории, как в качестве важной составляющей педагогической системы, так и в качестве самостоятельного педагогического процесса, направленного на повышение педагогического мастерства и профессионализма профессорско-преподавательского состава.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2022 |
Страницы | 23-31 |
УДК | 378.02+355 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_4_23 |
В современных условиях и на этапе существенных изменений в подходах к образовательному процессу возросли требования к качеству подготовки военно-педагогических кадров как одного из основных направлений развития военного образования.
Методическая деятельность, а также вопросы ее обеспечения и поддержки в качестве дефиниций педагогической науки появились во второй половине прошлого века. Несомненно, научной задачей настоящей работы является не определение момента появления этих определений в педагогическом тезаурусе, а выявление предпосылок для их формирования в качестве самостоятельных институтов педагогики.
Для системности работы по решению этой задачи, во-первых, были определены направления, которые, по мнению авторов, являются историко-педагогическими источниками наполнения рассматриваемых процессов. Во-вторых, они рассматриваются в историческом развитии, то есть выделены его этапы, соответствующие качественному преобразованию анализируемых направлений.
Зарождение, становление и развитие исследуемого явления целесообразно рассматривать на различных исторических этапах, первоначально выделив из них основные: 1-й этап — зарождение форм и содержания методической деятельности преподавателей в XIX — середине XX века; 2-й этап — становление и развитие методической деятельности преподавателей с середины и до конца XX века; 3-й этап — модернизация системы методической деятельности преподавателей в конце XX — начале XXI века [1].
В каждом этапе нами условно было выделено пять направлений: развитие методических служб; профессиональная подготовка и переподготовка педагогов; институт наставничества; развитие нормативно-правовой базы; наполнение тезауруса.