Дата публикации: 01.01.2023

Использование искусственного интеллекта в дошкольном образовании

Аннотация

В статье говорится об использовании искусственного интеллекта в образовании. Дается анализ исследований в области применения искусственного интеллекта на разных ступенях образования. Приводятся результаты опроса студентов на предмет использования ими чат-ботов. Раскрывается возможное применение искусственного интеллекта в сфере дошкольного образования при изучении русских и других народных сказок, а также совместное их сочинение с детьми с использованием ресурсов искусственного интеллекта, находящихся в свободном доступе в сети Интернет.




После появления сети Интернет в современном мире люди уже не представляют свою жизнь без использования Всемирной паутины. Она помогает человеку во всем — начиная c подбора фильмов и музыки и заканчивая поиском ответов на любые жизненные вопросы. Для решения подобных задач разработан искусственный интеллект (далее ИИ) — технология, позволяющая системе, машине или компьютеру выполнять задачи, требующие разумного мышления.

Исследование возможностей ИИ в образовании зарубежные ученые начали проводить несколько раньше отечественных. Информационные и аналитические материалы, представленные С. Даггэном, содержат сведения о текущих и прогнозируемых фундаментальных изменениях в образовании, связанных с использованием технологий, а также влиянии этих изменений на образование [7]. С. Даггэн предполагает, что с введением в образование ИИ темп обучения увеличится, однако не дает четкого ответа, как этот темп скажется на качестве образования. В исследовании, проведенном Р. Кашьяпом, описана дорожная карта по созданию ИИ с техническим содержанием, основанным на инструментах и концепциях, широко используемых в физике, когнитивистике, психологии, эволюционной биологии, статистике, лингвистике, системах связи, распознавании образов, маркетинге, экономике, финансах, информатике и теории вычислений. [18]. При этом Р. Кашьяп размышляет о предполагаемых последствиях для общества, использующего возможности ИИ.

Несмотря на то что проблемой изучения использования искусственного интеллекта отечественные ученые занялись сравнительно недавно, уже можно найти немало исследований, рассматривающих данную проблему с разных аспектов и для различных ступеней образования — в основном для высшего и среднего образования. Например, Э. М. Абдулина [1], Р. А. Амиров и У. М. Билалова [3], Н. А. Коровникова [9], С. А. Корчагин [10], Л. В. Лучшева [13] и другие осуществляли поиск новых возможностей использования ИИ в высшем образовании: в своих исследованиях они перечислили возможные проблемы, задачи и перспективы применения ИИ в современном образовательном пространстве вуза, выявили потенциал возможностей влияния ИИ на современных обучающихся; И. М. Ахтямова описывает ИИ как пространство для новых возможностей преподавания [4]; А. П. Авраменко рассматривает историю и перспективы применения технологии ИИ в иноязычном образовании [2].

Для средней ступени образования ученые предлагают использовать возможности ИИ при изучении информатики, иностранных языков и пр. Например, П. А. Кириллов рассматривает ИИ как адаптивную систему обучения не только детей школьного возраста, но и людей любого поколения [8]; И. Б. Елтунова и А. С. Нестеров предлагают внедрить в образовательный процесс нейросети для построения индивидуальной образовательной траектории обучающихся при изучении иностранных языков [5]; А. Н. Лавренов обращает внимание на возможности ИИ в современной информационной среде [12]; А. Р. Садыкова и И. В. Левченко выделяют ИИ как компонент инновационного содержания общего образования [15]; Д. С. Иванова и А. А. Серов делают акцент на использования ИИ, нейронных сетей и других сквозных технологий в начальном образовании [6].

Исследований использования ИИ для детей дошкольного возраста очень мало, особенно среди отечественных исследователей. Так, П. А. Курбонмамадов пишет, что в последние годы наблюдается тенденция к увеличению времени и степени в коммуникации дошкольников и ИИ [11]. Зарубежные авторы, например С. Тянь и Ш. Цуй, описывают применение и влияние игр на основе ИИ в дошкольном образовании в условиях умного города [20]; Ц. Нань считает, что использование технологий ИИ в обучении может повысить интерес детей к новым знаниям [19]; Л. Джин делает вывод, что глубокая интеграция ИИ и дошкольного воспитания детей — задача длительная, сложная [17] и др.

Список литературы

1. 1. Abdulina E. M. Iskusstvennyi intellekt: problemy i perspektivy [Elektronnyi resurs] / E. M. Abdulina // Molodoi uchenyi. — 2020. — № 1 (291). — S. 9–10. — Rezhim dostupa: <a href="https://" target="_blank">https://</a> moluch.ru/archive/291/66056 (data obrashcheniya: 21.02.2023).
2. 2. Avramenko A. P. Iskusstvennyi intellekt v prepodavanii inostrannykh yazykov: ucheb. posobie / A. P. Avramenko. — Moskva: KDU, Dobrosvet, 2022. — 166 s.
3. 3. Amirov R. A. Perspektivy vnedreniya tekhnologii iskusstvennogo intellekta v sfere vysshego obrazovaniya [Elektronnyi resurs] / R. A. Amirov, U. M. Bilalova // Upravlencheskoe konsul’tirovanie.— 2020.— №3.— S. 80–88.— Rezhim dostupa: <a href="https://cyberlenink" target="_blank">https://cyberlenink</a>
4. 4. Akhtyamova I. M. Iskusstvennyi intellekt v obrazovanii 21 veka — prostranstvo dlya novykh vozmozhnostei prepodavaniya / I. M. Akhtyamova // Byulleten’ nauki i praktiki. — 2021. — T. 7, №2. — S.330–338.— Rezhim dostupa: <a href="https://www.bulletennauki.ru/gall" target="_blank">https://www.bulletennauki.ru/gall</a>
5. 5. Eltunova I. B. Ispol’zovanie algoritmov iskusstvennogo intellekta v obrazovanii [Elektronnyi resurs] / I. B. Eltunova, A. S. Nesterov // Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie. — 2021. — № 11. — Rezhim dostupa: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/ispolz" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/ispolz</a>
6. 6. Ivanova D. S. Ispol’zovanie potentsiala iskusstvennogo intellekta v nachal’nom obrazovanii [Elektronnyi resurs] / D. S. Ivanova, A. A. Serov // Psikhologo-pedagogicheskii poisk. — 2023. — № 3 (63). – S. 75–83. — Rezhim dostupa: <a href="https://doi.org/10.37724" target="_blank">https://doi.org/10.37724</a>
7. 7. Iskusstvennyi intellekt v obrazovanii: Izmenenie tempov obucheniya. Analiticheskaya zapiska IITO YuNESKO [Elektronnyi resurs] / Stiven Daggen; red. S. Yu. Knyazeva; per. s angl. A. V. Parshakova. — Moskva : Institut YuNESKO po informatsionnym tekhnolog
8. 8. Kirillov P. A. Iskusstvennyi intellekt dlya obrazovaniya. Adaptivnaya sistema obucheniya [Elektronnyi resurs] / P. A. Kirillov // Molodoi uchenyi. — 2020. — № 27 (317). — S. 39–43. — Rezhim dostupa: <a href="https://moluch.ru/archive/317/72235" target="_blank">https://moluch.ru/archive/317/72235</a> (data obrashcheni
9. 9. Korovnikova N. A. Iskusstvennyi intellekt v sovremennom obrazovatel’nom prostranstve: problemy i perspektivy / N. A. Korovnikova // Sotsial’nye novatsii i sotsial’nye nauki. — Moskva : INION RAN, 2021. — № 2. — S. 98–113.
10. 10. Korchagin S. A. Analiz tendentsii primeneniya tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovatel’noi sfere / S. A. Korchagin // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Sotsiologiya. Politologiya. — 2021. — T. 21, vyp. 1. — S. 37–4
11. 11. Kurbonmamadov P. A. K voprosu o novykh kommunikatsiyakh: iskusstvennyi intellekt i doshkol’nik [Elektronnyi resurs] / P. A. Kurbonmamadov // Academic research in educational sciences. — 2021. — Rezhim dostupa: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/k-vopro" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/k-vopro</a>
12. 12. Lavrenov A. N. Iskusstvennyi intellekt v sovremennoi informatsionnoi obrazovatel’noi srede [Elektronnyi resurs] / A. N. Lavrenov // Aktual’nye problemy metodiki obucheniya informatike i matematike v sovremennoi shkole: mater. mezhdunar. nauch.-prakt.
13. 13. Luchsheva L. V. Sotsial’nye problemy ispol’zovaniya iskusstvennogo intellekta v vysshem obrazovanii: zadachi i perspektivy / L. V. Luchsheva // Nauchnyi Tatarstan. — 2020. — № 4. — S. 84–89. — Rezhim dostupa: <a href="https://elibrary.ru/item.asp?id=44240126" target="_blank">https://elibrary.ru/item.asp?id=44240126</a> (
14. 14. Magamedova A. Z. Iskusstvennyi intellekt. Alisa, Siri i Google assistant / A. Z. Magamedova, D. M. Magomedova, M. T. Alkhazova // Ekologicheskii inzhiniring, agro- i biotekhnologii : mater. Vseros. nauch.-prakt. konf. (Groznyi, 15 noyabrya 2022 g.). —
15. 15. Sadykova A. R. Iskusstvennyi intellekt kak komponent innovatsionnogo soderzhaniya obshchego obrazovaniya: analiz mirovogo opyta i otechestvennye perspektivy [Elektronnyi resurs] / A. R. Sadykova, I. V. Levchenko // Vestnik RUDN. Seriya: Informatizatsi
16. 16. Sergeeva I. I. Chat-boty i iskusstvennyi intellekt — tekhnologiya setevogo vzaimodeistviya / I. I. Sergeeva, L. I. Malyavkina, A. G. Savina i dr.; pod red. L. I. Malyavkinoi // Tekhnologicheskie trendy i modeli tsifrovoi transformatsii ekonomiki. — Or
17. 17. Jin Ling. Investigation on Potential Application of Artificial Intelligence in Preschool Children’s Education // Journal of Physics: Conference Series. — 2019. 1288. 012072. 10.1088/1742-6596/1288/1/012072.
18. 18. Kashyap R. Artificial Intelligence: A Child’s Play [Electronic resource] / R. Kashyap. Technological Forecasting and Social Change. — 2021. — Vol. 166. — P. 1–18. — Access mode: <a href="https://www.researchgate.net/publication/320244191_Artificial_Intelligenc" target="_blank">https://www.researchgate.net/publication/320244191_Artificial_Intelligenc</a>
19. 19. Nan Jiang. Research of Application of Artificial Intelligence in Preschool Education // Journal of Physics: Conference Series. — 2020. 1607. 012119. 10.1088/1742-6596/1607/1/012119.
20. 20. Tian Xingjiang, Cui Shujing. The Application of Scientific Games by Artificial Intelligence in Preschool Education under the Smart City. Security and Communication Networks. — 2022. — DOI: 10.1155/2022/7483566
21. 1. Абдулина Э. М. Искусственный интеллект: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] / Э. М. Абдулина // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 9–10. — Режим доступа: <a href="https://moluch.ru/archive/291/66056" target="_blank">https://moluch.ru/archive/291/66056</a> (дата обращения: 21.02.2023).
22. 2. Авраменко А. П. Искусственный интеллект в преподавании иностранных языков : учеб. пособие / А. П. Авраменко. — М. : КДУ, Добросвет, 2022. — 166 с.
23. 3. Амиров Р. А. Перспективы внедрения технологий искусственного интеллекта в сфере высшего образования [Электронный ресурс] / Р. А. Амиров, У. М. Билалова //Управленческое консультирование. — 2020. — № 3. — С. 80–88. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberleninka
24. 4. Ахтямова И. М. Искусственный интеллект в образовании 21 века — пространство для новых возможностей преподавания / И. М. Ахтямова // Бюллетень науки и практики. — 2021. — Т. 7, № 2. — С. 330–338. — Режим доступа: <a href="https://www.bulletennauki." target="_blank">https://www.bulletennauki.</a> ru/gallery/%D
25. 5. Елтунова И. Б. Использование алгоритмов искусственного интеллекта в образовании [Электронный ресурс] / И. Б. Елтунова, А. С. Нестеров // Современное педагогическое образование. — 2021. — № 11. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/</a> ispolzo
26. 6. Иванова Д. С. Использование потенциала искусственного интеллекта в начальном образовании [Электронный ресурс] / Д. С. Иванова, А. А. Серов // Психолого-педагогический поиск. — 2023. — № 3 (63). – С. 75–83. — Режим доступа: <a href="https://doi.org/10.37724/" target="_blank">https://doi.org/10.37724/</a> RSU
27. 7. Искусственный интеллект в образовании: Изменение темпов обучения. Аналитическая записка ИИТО ЮНЕСКО [Электронный ресурс] / Стивен Даггэн; ред. С. Ю. Князева; пер. с англ. А. В. Паршакова. — М. : Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образован
28. 8. Кириллов П. А. Искусственный интеллект для образования. Адаптивная система обучения [Электронный ресурс] / П. А. Кириллов // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 39–43. — Режим доступа: <a href="https://moluch.ru/archive/317/72235" target="_blank">https://moluch.ru/archive/317/72235</a> (дата обращения: 21.02.2
29. 9. Коровникова Н. А. Искусственный интеллект в современном образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н. А. Коровникова // Социальные новации и социальные науки. — М. : ИНИОН РАН, 2021. — № 2. — С. 98–113.
30. 10. Корчагин С. А. Анализ тенденций применения технологий искусственного интеллекта в образовательной сфере / С. А. Корчагин // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. — 2021. — Т. 21, вып. 1. — С. 37–42. — Режим д
31. 11. Курбонмамадов П. А. К вопросу о новых коммуникациях: искусственный интеллект и дошкольник [Электронный ресурс] / П. А. Курбонмамадов // Academic research in educational sciences. — 2021. — Режим доступа: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ono" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ono</a>
32. 12. Лавренов А. Н. Искусственный интеллект в современной информационной образовательной среде [Электронный ресурс] / А. Н. Лавренов // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе : матер. междунар. науч.-практ. интер
33. 13. Лучшева Л. В. Социальные проблемы использования искусственного интеллекта в высшем образовании: задачи и перспективы / Л. В. Лучшева // Научный Татарстан. — 2020. — № 4. — С. 84–89. — Режим доступа: <a href="https://elibrary.ru/item.asp?id=44240126" target="_blank">https://elibrary.ru/item.asp?id=44240126</a> (дата обращ
34. 14. Магамедова А. З. Искусственный интеллект. Алиса, Siri и Google assistant / А. З. Магамедова, Д. М. Магомедова, М. Т. Алхазова // Экологический инжиниринг, агро- и биотехнологии : матер. Всерос. науч.-практ. конф. (Грозный, 15 ноября 2022 г.). — Грозны
35. 15. Садыкова А. Р. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы [Электронный ресурс] / А. Р. Садыкова, И. В. Левченко // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образован
36. 16. Сергеева И. И. Чат-боты и искусственный интеллект — технология сетевого взаимодействия / И. И. Сергеева, Л. И. Малявкина, А. Г. Савина и др.; под ред. Л. И. Малявкиной // Технологические тренды и модели цифровой трансформации экономики. — Орел, 2020.

Остальные статьи