Дата публикации: 31.12.2022

Влияние духовного воспитания на морально-боевые качества военнослужащих Республики Армении в различные исторические периоды

Аннотация

В статье проводится исторический анализ принятия христианства и распространения его как государственной религии в Армении во время правления армянского царя Трдата III Великого (287–330 годы) и первого просветителя и духовного наставника католикоса Армянской апостольской церкви Григория Просветителя (Григория Партева), а также отношения религии к военной службе, роли церкви и деятельности священнослужителей в различные периоды истории в армии Армении. Представлено становление военной духовной службы, форм и методов деятельности полковых капелланов как в мирное, так и в военное время, направленное на проведение мероприятий, способствующих формированию стойких морально-боевых и нравственно-духовных качеств у военнослужащих. Приведены примеры из Священной Книги по отношению к военной службе.




Принятие христианства в качестве государственной религии в Армении самым серьезным образом повлияло на мировосприятие и этнопсихологическую сущность армянского народа. IV век — один из самых удачных периодов в истории армянского народа, он отмечен важнейшими переменами в политической и экономической жизни страны. Пожалуй, самым важным из этих событий было принятие христианства в государственном масштабе. В 301 году Армения стала первым государством, провозгласившим христианство государственной религией. Распространение христианства в Армении и строительство многочисленных храмов и монастырей на ее территории связано с именами Григория Просветителя (Григория Партева), первого католикоса Армянской апостольской церкви, и царя Трдата III Великого (287–330 годы) [4].

Просвещению армян предшествовали следующие драматические события, заслуживающие особого внимания: мученическое убиение дев Рипсимиан и заточение Григория Просветителя в яме монастыря Хор-Вирап, где последний пробыл 13 лет, будучи осужденным языческим царем того времени Трдатом III. В то время царь Трдат III заболевает неизлечимой болезнью, которую историки характеризуют как свиную чуму, ее лечение не дало никаких результатов. Сестре царя, Хосравидухт, снится шесть раз один и тот же сон, что только Григор, заточенный в Хор-Вирапе, сможет исцелить его, и это стало причиной следующих событий.

Григория освобождают из тюрьмы Хор-Вирап по царскому приказу, и последний исцеляет языческого царя, после исцеления царь обращается в христианство и способствует широкому распространению новой религии — христианства. А Григорий Просветитель, в свою очередь, устанавливает 5-дневный пост, который до сих пор празднуется в Армянской церкви под названием Передовой пост. Григорий Просветитель учит людей, проповедуя в течение 66 дней, во время этого процесса происходят чудесные исцеления, царь Трдат также находит покой и исцеление. По указу царя придворные принимают христианство, и в 301 году христианство провозглашается государственной религией.

Во время 66-дневного проповедования Григорию Просветителю было видение: «У Христа в руке был молот, которым он ударил в замок царя, в месте, называемом Сандарамет. Господь нисходит в светила, первый луч которых видит Григорий там, где был жнец и где была замучена больная дева». Лучи света становятся четырьмя столпами, один выше трех других. Видение предназначено как божественное указание на создание церквей. Григор прикрывает языческое святилище Сандарамет и воздвигает на его месте крест, закладывает основания для строительства церкви. На могилах мучениц Гаяне, Рипсимэ и Пресвятой Богородицы, освященных их кровью, построены три часовни. Царь тоже участвовал в строительстве часовен, смиренно нося огромные валуны со склона горы Масис (гора Арарат). Великая Армянская Царица и женщины, представители благородных семей, также участвовали в строительстве, перенося землю в своих дорогих платьях. 

Одним из первых актов придворных было разрушение языческих капищ. Золото и серебро забирают из языческих храмов, богатства раздают бедным, земли мехианцев отдают церкви.

Список литературы

1. 1. Байдуков А. Христианское вероучение о войне и воинской службе [Электронный ресурс] / А. Байдуков // Журнал Московской Патриархии. — 1999. — № 8. — Режим доступа: <a href="http://" target="_blank">http://</a> www. Voskres.ru / army/ church/ bajdukov.htm (дата обращения: 20.01.2023).
2. 2. Брошюра, посвященная 20-летию духовного руководства Вооруженных Сил РА. — Ереван, 2017. — С. 6.
3. 3. Бюзанд Пастос. История армян, «Матенанагирк Айоц», т. 1, с. А., Э. век, Антильские острова. — Ливан, 2003, Г. школа, гл. ЖА. — С. 290.
4. 4. Бузанд П. История Армении / П. Бузанд. — Ереван : Изд-во ЕГУ, 1987. — 454 с. 5. Егише. О Вардане и войне армянской / Егише. — Иерусалим, 1865. — С. 104. 6. Епископ Тер-Мкртчян. История Армянской церкви / Епископ Тер-Мкртчян. — Сурб Эчмиадзин, 2011. — С
5. 7. Жамкочян А. Армянская Апостольская Церковь и ее служители в ополченной борьбе / А. Жамкочян, Л. Саргсян // Военно-научный журнал национального исследователь ского университета Министерства обороны Республики Армении «Айкакан банак» («Армянская Армия»).
6. 8. Карен диакон Саргсян. Деятельность Духовного руководства Вооруженных Сил Республики Армения во времена Патриаршества Католикоса Гарегина II // Эчмиадзин. — Сурб Эчмиадзин, 2021. — С. 115.
7. 9. Мовсес Абега Саргсян. Библия о войне и военной службе // Армянская армия. — 2015. — № 4. — С. 72.
8. 10. Мовсес Абега Саргсян. Теория справедливой войны // Эчмиадзин. — Сурб Эчмиадзин, 2016. — С. 113.
9. 11. Мовсес Абега Саргсян. Восприятие военной службы в ранней церкви // Эчмиадзинский журнал. — Сурб Эчмиадзин, 2018. — С. 28.
10. 12. Об организации военного духовенства в Вооруженных Силах Республики Армения: Приказ Министерства обороны Республики Армения № 728 от 19.07.2000. — Ереван, 2020. — 26 с.
11. 13. Саргсян А. Н. Воспитание военнослужащих вооруженных сил Республики Армения на героических традициях : автореф. дис. … канд. пед. наук / А. Н. Саргсян. — М., 2017. — 24 с.
12. 14. Энциклопедия Армянской Церкви, книга А. Католикос Всех Армян. — Святой Эчмиадзин, 2008. — С. 44.

Остальные статьи