Влияние духовного воспитания на морально-боевые качества военнослужащих Республики Армении в различные исторические периоды
Аннотация
В статье проводится исторический анализ принятия христианства и распространения его как государственной религии в Армении во время правления армянского царя Трдата III Великого (287–330 годы) и первого просветителя и духовного наставника католикоса Армянской апостольской церкви Григория Просветителя (Григория Партева), а также отношения религии к военной службе, роли церкви и деятельности священнослужителей в различные периоды истории в армии Армении. Представлено становление военной духовной службы, форм и методов деятельности полковых капелланов как в мирное, так и в военное время, направленное на проведение мероприятий, способствующих формированию стойких морально-боевых и нравственно-духовных качеств у военнослужащих. Приведены примеры из Священной Книги по отношению к военной службе.
Ключевые слова
- Ключевые слова: принятие христианства в Армении
- роль церкви в становлении государственности Армении
- духовная служба в ВС РА
- деятельность и обязанности войсковых капелланов
- Библия о военной службе и применении оружия
- участие капелланов в занятиях боевой подготовкой и в боевых действиях
- распространение христианских обычаев и проведения обрядов.
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2023 |
Страницы | 92-101 |
УДК | 355 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_1_92 |
Принятие христианства в качестве государственной религии в Армении самым серьезным образом повлияло на мировосприятие и этнопсихологическую сущность армянского народа. IV век — один из самых удачных периодов в истории армянского народа, он отмечен важнейшими переменами в политической и экономической жизни страны. Пожалуй, самым важным из этих событий было принятие христианства в государственном масштабе. В 301 году Армения стала первым государством, провозгласившим христианство государственной религией. Распространение христианства в Армении и строительство многочисленных храмов и монастырей на ее территории связано с именами Григория Просветителя (Григория Партева), первого католикоса Армянской апостольской церкви, и царя Трдата III Великого (287–330 годы) [4].
Просвещению армян предшествовали следующие драматические события, заслуживающие особого внимания: мученическое убиение дев Рипсимиан и заточение Григория Просветителя в яме монастыря Хор-Вирап, где последний пробыл 13 лет, будучи осужденным языческим царем того времени Трдатом III. В то время царь Трдат III заболевает неизлечимой болезнью, которую историки характеризуют как свиную чуму, ее лечение не дало никаких результатов. Сестре царя, Хосравидухт, снится шесть раз один и тот же сон, что только Григор, заточенный в Хор-Вирапе, сможет исцелить его, и это стало причиной следующих событий.
Григория освобождают из тюрьмы Хор-Вирап по царскому приказу, и последний исцеляет языческого царя, после исцеления царь обращается в христианство и способствует широкому распространению новой религии — христианства. А Григорий Просветитель, в свою очередь, устанавливает 5-дневный пост, который до сих пор празднуется в Армянской церкви под названием Передовой пост. Григорий Просветитель учит людей, проповедуя в течение 66 дней, во время этого процесса происходят чудесные исцеления, царь Трдат также находит покой и исцеление. По указу царя придворные принимают христианство, и в 301 году христианство провозглашается государственной религией.
Во время 66-дневного проповедования Григорию Просветителю было видение: «У Христа в руке был молот, которым он ударил в замок царя, в месте, называемом Сандарамет. Господь нисходит в светила, первый луч которых видит Григорий там, где был жнец и где была замучена больная дева». Лучи света становятся четырьмя столпами, один выше трех других. Видение предназначено как божественное указание на создание церквей. Григор прикрывает языческое святилище Сандарамет и воздвигает на его месте крест, закладывает основания для строительства церкви. На могилах мучениц Гаяне, Рипсимэ и Пресвятой Богородицы, освященных их кровью, построены три часовни. Царь тоже участвовал в строительстве часовен, смиренно нося огромные валуны со склона горы Масис (гора Арарат). Великая Армянская Царица и женщины, представители благородных семей, также участвовали в строительстве, перенося землю в своих дорогих платьях.
Одним из первых актов придворных было разрушение языческих капищ. Золото и серебро забирают из языческих храмов, богатства раздают бедным, земли мехианцев отдают церкви.