Дата публикации: 01.01.2023

Воспитание нравственно-патриотических ориентиров при формировании образной картины мира школьников средствами художественной литературы

Аннотация

В статье рассматривается проблема воспитания нравственно-патриотических ориентиров при формировании образной картины мира школьников средствами художественной литературы. Проведен анализ педагогической и методической литературы и обобщен материал по указанной проблеме. Авторами определены основные нравственно-патриотические ориентиры воспитания школьников, обоснован перечень, рассмотрены методические возможности их использования на урочных и внеурочных занятиях по литературе. Представлена программа элективного курса для 10-го класса «Образ малой родины в русской и мировой словесности», даны конкретные примеры ее реализации.




Современный период развития отечественной системы образования характеризуется кардинальными изменениями, вызванными глобальными вызовами российскому обществу. 5 октября 2022 года Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил, что уже в 2023 году будут внедрены «единые обязательные подходы к организации воспитательной работы с подрастающим поколением, а также к преподаванию общественно значимых предметов» [13]. К общественно значимым предметам он отнес русский язык, литературу, историю, обществознание, географию и окружающий мир.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что литература как никакой другой школьный предмет способствует духовно-нравственному становлению обучающихся, формированию их нравственных позиций, патриотизма, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков [18]. Однако в настоящее время связь «литература — образная картина мира — воспитание — ученик» исследована недостаточно. Это противоречие, с одной стороны, объясняется тем, что школьники мало внимания уделяют чтению именно художественной литературы, особенно по школьной программе, а с другой — что недостаточно и не всегда эффективно используются воспитательные резервы, заложенные в особенностях предмета «Литература».

В связи с этим возникла необходимость рассмотрения проблемы воспитания нравственно-патриотических ориентиров у школьников средствами художественной литературы. Художественные произведения русской и мировой литературы порождают в сознании читателей собственную образную картину мира, которая является неотъемлемой частью целостной картины мира человека, способствуют их эстетическому наслаждению, духовному обогащению, поэтому целесообразно при их изучении в школе акцентировать особое внимание на становлении национального самосознания и духовного мира личности ученика в процессе изучения литературы.

Целью статьи является рассмотрение особенностей воспитания нравственно-патриотических качеств личности школьника при формировании его образной картины мира на уроках литературы в средней школе.

Эта проблема имеет глубокие исторические корни. Так, в отечественной науке XIX века, решая проблемы педагогической науки, известные ученые, педагоги (Ушинский К. Д., Каптерев П. Ф., Вахтеров В. П., Лесгафт П. Ф., Толстой Л. Н. и др.) обосновывали идеи о воспитании нового человека, гражданина и патриота своего Отечества, высоконравственного и образованного. Искусство они характеризовали как фактор влияния на развитие человека, сопоставимый по фундаментальности познания природы и общества с наукой и формирующий свой особый взгляд на мир.

Список литературы

1. 1. Vakhterov V. P. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Elektronnyi resurs] / V. P.Vakhterov. — Moskva: Yurait, 2023. — 353 s. — Rezhim dostupa: <a href="https://urait.ru/bcode/515862" target="_blank">https://urait.ru/bcode/515862</a> (data obrashcheniya: 18.02.2023).
2. 2. Vinnikova S. N. Patrioticheskoe vospitanie kursantov vuzov vnutrennikh voisk MVD Rossii sredstvami khudozhestvennoi literatury : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / S. N. Vinnikova ; SanktPeterburgskaya akademiya MVD Rossii. — Sankt-Peterburg, 1998. —
3. 3. Ekimova T. I. Professional’noe samoopredelenie starsheklassnikov pri izuchenii khudozhestvennoi literatury : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / T. I. Ekimova ; Kurganskii gos. un-t. — Kurgan, 2000. — 21 s.
4. 4. Ivanova S. Yu. Patriotizm v sisteme sotsiokul’turnykh tsennostei sovremennoi Rossii / S. Yu. Ivanova. — Stavropol’ : SGU, 2015. — 300 s.
5. 5. Kaznacheeva N. N. Vzaimosvyaz’ shkol’nogo literaturnogo obrazovaniya i predmetnoi oblasti «Osnovy religioznykh kul’tur i svetskoi etiki»: dukhovno-nravstvennoe vospitanie / N. N. Kaznacheeva. — Moskva : FGBNU IIDSV RAO, 2018. — 80 s.
6. 6. Kaznacheeva N. N. Razvitie gumanisticheskogo mirovozzreniya starsheklassnikov sredstvami russkoi klassicheskoi literatury : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / N. N. Kaznacheeva ; GNII sem’i i vospitaniya RAO. — Moskva, 2000. — 22 s.
7. 7. Kapterev P. F. Istoriya russkoi pedagogii : v 2 ch. Ch. 2. Obshchestvennaya pedagogiya : ucheb. posobie dlya vuzov [Elektronnyi resurs] / P. F. Kapterev. — Moskva : Yurait, 2023. — 271 s. — Rezhim dostupa: <a href="https://urait.ru/bcode/513243" target="_blank">https://urait.ru/bcode/513243</a> (data obrashchen
8. 8. Kudelich A. A. Formirovanie tsennostnykh orientatsii nravstvenno-patrioticheskoi napravlennosti u detei starshego shkol’nogo vozrasta : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / A. A. Kudelich ; Smolenskii gos. un-t. — Smolensk, 2008. — 19 s.
9. 9. Kuznetsova A. V. O smysle patriotizma / A. V. Kuznetsova // Bezopasnost’ Evrazii. — 2016. — № 2. — S. 23–25.
10. 10. Kulinin S. I. K opredeleniyu ponyatiya «tsennostno-patrioticheskie orientatsii» / S. I. Kulinin // Vestnik MGUKI. — 2013. — № 5. — S. 117–121.
11. 11. Lesgaft P. F. Pedagogika. Izbrannye trudy [Elektronnyi resurs] / P. F. Lesgaft. — Moskva : Yurait, 2023. — 374 s. — (Antologiya mysli). — Rezhim dostupa: <a href="https://urait.ru/bcode/513980" target="_blank">https://urait.ru/bcode/513980</a> (data obrashcheniya: 18.02.2023).
12. 12. Raikhlina E. L. Sozdanie i funktsionirovanie pedagogicheskoi sistemy patrioticheskogo vospitaniya starsheklassnikov v protsesse izucheniya literatury : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / E. L. Raikhlina ; Tul’skii gos. ped. un-t im. L. N. Tolstogo. —
13. 13. Stenogramma vstrechi Putina s laureatami i finalistami konkursa «Uchitel’ goda» [Elektronnyi resurs]. — Rezhim dostupa: <a href="http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechi-putina-s-laureatami-i-finalistami-konkursa-uchitel-goda-05-10-2022.html" target="_blank">http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechi-putina-s-laureatami-i-finalistami-konkursa-uchitel-goda-05-10-2022.html</a> (data obras
14. 14. Sukalenko N. I. Otrazhenie obydennogo soznaniya v obraznoi yazykovoi kartine mira / N. I. Sukalenko. — Kiev : Naukova dumka, 1992. — 162 s.
15. 15. Tolstoi L. N. O narodnom obrazovanii [Elektronnyi resurs] / L. N. Tolstoi. — Moskva : Infra-M, 2015. — 22 s. — Rezhim dostupa: <a href="https://znanium.com/catalog/product/505695" target="_blank">https://znanium.com/catalog/product/505695</a> (data obrashcheniya: 18.02.2023).
16. 16. Unt I. E. Individualizatsiya i differentsiatsiya obucheniya / I. E. Unt. — Moskva : Pedagogika, 1990. — 192 s.
17. 17. Ushinskii K. D. Pedagogicheskaya antropologiya : v 2 t. T. 1 : uchebnik dlya vuzov [Elektronnyi resurs] / K. D. Ushinskii. — Moskva : Yurait, 2023. — Rezhim dostupa: <a href="https://urait.ru/" target="_blank">https://urait.ru/</a> bcode/514630 (data obrashcheniya: 18.02.2023).
18. 18. Chernousova F. P. Dukhovno-nravstvennoe vospitanie — osnova formirovaniya potrebnosti cheloveka v cheloveke / F. P. Chernousova. — Moskva : UTs Perspektiva, 2013. — 120 s.
19. 1. Вахтеров В. П. Избранные педагогические сочинения [Электронный ресурс] / В. П. Вахтеров. — М. : Юрайт, 2023. — 353 с. — Режим доступа: <a href="https://urait.ru/bcode/515862" target="_blank">https://urait.ru/bcode/515862</a> (дата обращения: 18.02.2023).
20. 2. Винникова С. Н. Патриотическое воспитание курсантов вузов внутренних войск МВД России средствами художественной литературы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С. Н. Винникова ; Санкт-Петербургская академия МВД России. — СПб., 1998. — 20 с.
21. 3. Екимова Т. И. Профессиональное самоопределение старшеклассников при изучении художественной литературы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. И. Екимова ; Курганский гос. ун-т. — Курган, 2000. — 21 с.
22. 4. Иванова С. Ю. Патриотизм в системе социокультурных ценностей современной России / С. Ю. Иванова. — Ставрополь : СГУ, 2015. — 300 с.
23. 5. Казначеева Н. Н. Взаимосвязь школьного литературного образования и предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»: духовно-нравственное воспитание / Н. Н. Казначеева. — М. : ФГБНУ ИИДСВ РАО, 2018. — 80 с.
24. 6. Казначеева Н. Н. Развитие гуманистического мировоззрения старшеклассников средствами русской классической литературы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. Н. Казначеева ; ГНИИ семьи и воспитания РАО. — М., 2000. — 22 с.
25. 7. Каптерев П. Ф. История русской педагогии : в 2 ч. Ч. 2. Общественная педагогия : учеб. пособие для вузов [Электронный ресурс] / П. Ф. Каптерев. — М. : Юрайт, 2023. — 271 с. — Режим доступа: <a href="https://urait.ru/bcode/513243" target="_blank">https://urait.ru/bcode/513243</a> (дата обращения: 18.02.2023).
26. 8. Куделич А. А. Формирование ценностных ориентаций нравственно-патриотической направленности у детей старшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. А. Куделич ; Смоленский гос. ун-т. — Смоленск, 2008. — 19 с.
27. 9. Кузнецова А. В. О смысле патриотизма / А. В. Кузнецова // Безопасность Евразии. — 2016. — № 2. — С. 23–25.
28. 10. Кулинин С. И. К определению понятия «ценностно-патриотические ориентации» / С. И. Кулинин // Вестник МГУКИ. — 2013. — № 5. — С. 117–121.
29. 11. Лесгафт П. Ф. Педагогика. Избранные труды [Электронный ресурс] / П. Ф. Лесгафт. — М. : Юрайт, 2023. — 374 с. — (Антология мысли). — Режим доступа: <a href="https://urait.ru/" target="_blank">https://urait.ru/</a> bcode/513980 (дата обращения: 18.02.2023).
30. 12. Райхлина Е. Л. Создание и функционирование педагогической системы патриотического воспитания старшеклассников в процессе изучения литературы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Л. Райхлина ; Тульский гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. — Тула, 200
31. 13. Стенограмма встречи Путина с лауреатами и финалистами конкурса «Учитель года» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: <a href="http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechiputina-s-laureatami-i-finalistami-konkursa-uchitel-goda-05-10-2022.html" target="_blank">http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechiputina-s-laureatami-i-finalistami-konkursa-uchitel-goda-05-10-2022.html</a> (дата обращения
32. 14. Сукаленко Н. И. Отражение обыденного сознания в образной языковой картине мира / Н. И. Сукаленко. — Киев : Наукова думка, 1992. — 162 с.
33. 15. Толстой Л. Н. О народном образовании [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой. — М. : Инфра-М, 2015. — 22 с. — Режим доступа: <a href="https://znanium.com/catalog/product/505695" target="_blank">https://znanium.com/catalog/product/505695</a> (дата обращения: 18.02.2023).
34. 16. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И. Э. Унт. — М. : Педагогика, 1990. — 192 с.
35. 17. Ушинский К. Д. Педагогическая антропология : в 2 т. Т. 1 : учебник для вузов [Электронный ресурс] / К. Д. Ушинский. — М. : Юрайт, 2023. — Режим доступа: <a href="https://urait.ru/" target="_blank">https://urait.ru/</a> bcode/514630 (дата обращения: 18.02.2023).
36. 18. Черноусова Ф. П. Духовно-нравственное воспитание — основа формирования потребности человека в человеке / Ф. П. Черноусова. — М. : УЦ Перспектива, 2013. — 120 с.

Остальные статьи