Дата публикации: 01.01.2023

Обеспечение безопасности образовательной среды

Аннотация

В статье рассматриваются различные точки зрения на понимание феномена безопасной образовательной среды, ее компонентного состава, обсуждается модель достаточной безопасности в образовательном учреждении. Система гуманистических ценностей требует создания социально-педагогической адаптивно-развивающей среды. В работе рассматриваются ресурсы и направления обеспечения безопасности образовательной среды. Исходя из существующих угроз и требований к их преодолению, предложена авторская модель безопасной образовательной среды.




В настоящее не совсем спокойное время школа, отражая происходящие в обществе процессы, также не является островком комфорта и безопасности. Противоправные действия посторонних лиц, проникающих на территорию школы, акты терроризма, вымогательство, хулиганство, пожары и взрывы в помещении школы, психологическое и физическое насилие, буллинг — неполный перечень угроз, которым могут подвергаться школьники, находясь на территории образовательного учреждения. Если добавить к этому отсутствие у большинства учащихся серьезной мотивации к образованию и погруженность в виртуальный мир компьютерных игр, ощущение своей незащищенности в стенах образовательного учреждения, то для значительного количества детей школа становится нетерпимой обузой [18; 19]. Причин сложившейся ситуации множество, выделим основные, на наш взгляд:

— недооценка серьезности проблем безопасности лицами, ответственными за безопасность ребенка;

— недостаточный контроль за деятельностью учащихся со стороны родителей, педагогов и администрации;

— отсутствие у учащихся навыков в организации безопасной, комфортной коммуникации с одноклассниками и педагогами;

— непонимание учителями реальных интересов и проблем учащихся, их контактов;

Список литературы

1. Михалкин Н. В. Cодержание и виды безопасности образовательной среды / Н. В. Михалкин, А. Н. Аверюшкин // Язык и текст. — 2021. — Т. 8, № 1. — C. 64–78.
2. Mooij T. School and Pupil Effects on Secondary Pupils’ Feelings of Safety in School, Around School and at Home / T. Mooij, D. Fettelaar // Journal of Interpersonal Violence. — 2012. — No. 28 (6). — Р. 1240–1266.
3. Mwoma T. Safety and security in preschools: A challenge in informal settlements [Electronic resource] / T. Mwoma, N. Begi, C. Murungi // Issues in Educational Research. — 2018. — No. 28 (3). — Р. 720–736. — Access mode: <a href="http://www.iier.org.au/iier28/m" target="_blank">http://www.iier.org.au/iier28/m</a>
4. Glew G. M. Bulling and school safety / G. M. Glew, M.-Y. Fan, W. Katon, F. P. Rivara // The Journal of Pediatrics. — 2008. — Vol. 152 (1). — Р. 123–128.
5. Ярычев Н. У. Предотвращение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя [Электронный ресурс] / Н. У. Ярычев // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2011. — Т. 7, № 2. — С. 23–33. — Режим доступа: <a href="https://" target="_blank">https://</a> cyberl
6. Энциклопедия Ракетных войск стратегического назначения / под общ. ред. Н. Е. Соловцова. — М. ; Белгород, 2009. — С. 257.
7. Прокофьева Е. Н. Модель управления комплексной безопасностью образовательных организаций / Е. Н. Прокофьева // Казанский педагогический журнал. — 2016. — № 3. — С. 57–61.
8. Погодаева М. В. Пространство безопасного детства как условие развития личности ребенка / М.В. Погодаева // Казанский педагогический журнал. — 2016. — №5. — С. 96–100.
9. Петров С. В. Обеспечение безопасности образовательной организации : учеб. пособие для вузов / С. В. Петров, П. А. Кисляков. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Юрайт, 2023. — 189 с.
10. Михалкин Н. В. Способы и средства обеспечения безопасности образовательной среды в школе и вузе / Н. В. Михалкин, А. Н. Аверюшкин, С. А. Симонова // Язык и текст. — 2021. — Т. 8, № 2. — С. 86–102.
11. Андронникова О. О. Безопасность образовательной среды в современных геополитических условиях / О. О. Андронникова // Философия образования. — 2015. — № 3. — С. 14–22. — DOI: 10.15372/PHE20150302
12. Ли А. С. Критериальные показатели безопасности образовательной среды в условиях СПО / А. С. Ли // Вестник НЦБЖД. — 2017. — № 4 (34). — С. 23–27.
13. Коломийченко Л. В. Концептуальные основания безопасной образовательной среды / Л. В. Коломийченко, А. А. Наумов // Педагогическое образование в России. — 2013. — № 3. — С. 142–145.
14. Казин Э. М. Психолого-физиологические подходы к созданию образовательной адаптивно-развивающей среды / Э. М. Казин, Н. Э. Касаткина, Т. Н. Семенкова // Вестник ТГПУ. — 2011. — № 13.
15. Иванов В. М. Практико-ориентированное обучение школьников и самоопределение личности [Электронный ресурс] / В. М. Иванов, А. А. Грудуз, И. А. Мачульная // Концепт. — 2014. — № 18. — С. 21–25. — Режим доступа: <a href="http://e-koncept.ru/2014/14727.htm" target="_blank">http://e-koncept.ru/2014/14727.htm</a> (дата об
16. Гилемханова Э. Н. Контекстная модель оценки социально-психологической безопасности образовательной среды школы / Э. Н. Гилемханова // Психолог. — 2020. — № 6. — С. 24–37. — DOI: 10.25136/2409- 8701.2020.6.34214
17. Гаязова Л. А. Психологические основания мониторинга безопасности образовательной среды / Л. А. Гаязова // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. — 2012. — № 145. — С. 64–72.
18. Габер И. В. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды : метод. рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций / И. В. Габер, В. В. Зарецкий. — М. : ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2018. — 50 с.
19. Бакланова Н. К. К проблеме создания психологически безопасной образовательной среды: целостный подход / Н. К.Бакланова, Т. С. Иванова, В.В. Колот // Вестник МГОУ. Серия: Педагогика. — 2018. — № 3. — С. 13–28. — DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-13-24
20. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении : практическое руководство / И. А. Баева. — СПб. : Речь, 2006. — 288 с.

Остальные статьи