Дата публикации: 31.12.2022

О факторах мотивации педагогов к профессиональному саморазвитию

Аннотация

Актуальность представленного исследования детерминирована фактом того, что педагоги — это профессионально-социальная группа, находящаяся в непосредственном взаимодействии с новым поколением, которому предстоит строить наше всеобщее будущее; от профессиональной мотивации педагогов зависит эффективность образовательного процесса, ценности и ценностные ориентации обучающихся, их образ жизни. Целью статьи 33 выступает выявление объективных и субъективных факторов мотивации педагогов к интеллектуально-творческому, профессионально-личностному саморазвитию и карьерному росту, а задачами — определение обстоятельств, препятствующих их всестороннему самосовершенствованию, рассмотрение путей их преодоления.




Актуальные экономические и политические трансформации, увеличивающийся информационный поток в мировом пространстве, повышенная социальная напряженность обусловливают внутренние ментальные изменения человека. Мотивационная сфера личности не статична, она обладает изменяющимся, динамичным характером, а вектор ее развития, помимо объективных факторов, детерминирован индивидуальными особенностями (психофизиологические возможности, преобладающий психологический тип личности, ценности и ценностные ориентации, образ жизни). В данном контексте высокая степень ответственности за морально-психологические качества, мировоззренческие позиции, политические взгляды представителей молодежи, в руках которых строительство будущего, возложена на педагогов, профессионально занимающихся воспитательной деятельностью [1, с. 51–59].

Отсюда определяется сложная задача для административно-управленческого аппарата образовательных учреждений: как посредством создания организационных условий и внедрения совокупности методологических подходов (личностно развивающего, деятельностного, компетентностного, интегративного, синергетического, системного) мотивировать педагогических работников к дальнейшему интеллектуально-творческому, профессиональному, карьерному развитию. Трудовая мотивация выступает ключевым фактором в понимании каждым индивидом социальной значимости своей профессии, необходимости эффективного выполнения должностных функций, поиска перспектив дальнейшего карьерного роста, проектирования жизненных планов и модели развития своего потенциала [2, с. 135–146].

Проблемы мотивации личности рассматривались в ходе научной работы такими отечественными учеными, как Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. И. Додонова, А. Г. Здравомыслов, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф.Ломов, B. C. Мерлин, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, В. А. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. А. Сосновский, В. Д. Шадриков, В. А. Ядов, П. М. Якобсон и др. [1–4; 8; 10; 20]. В западных исследованиях мотивации личности к трудовой деятельности можно выделить таких исследователей, как С. Адамс, Дж. Аткинсон, М. Вебер, Ф. Герцберг, А. Маслоу, Д. Макклелланд, Э. Мейо, X. Хекхаузен и др. [18; 22; 23].

Большинство ученых, исследовавших вопросы карьерного становления личности, сходятся во мнении, что указанный феномен следует рассматривать как деятельность, направленную на формирование профессионально значимых качеств личности и группы особых психологических установок. Например, опираясь на труды одного из основоположников концепции трудовой мотивации В. А. Ядова, следует подчеркнуть, что она обладает поликомпонентной структурой, состоящей из комплекса (ядра) основных мотивов, детерминированных объективными обстоятельствами жизнедеятельности субъекта [21]. При этом доминирующими образованиями в структуре личности педагога исследователи считают коммуникабельность, позитивный настрой на взаимодействие с обучающимися, любовь к профессии, гуманистические ценностные ориентации, склонность к творчеству [5, с. 28–31].

Так, в качестве приоритетных мотивов, составляющих профессиональный энтузиазм педагогов, нужно выделить следующие:

Список литературы

1. 12. Крисковец
2. 23. Kazakova U. A. Priorities of vocational training of educators of engineering universities in the formation of their psychological and pedagogical competency / U. A. Kazakova, V. V. Kondratyev, M. N. Kuznetsova // In the collection: Mobility for Smart
3. 22. Kazakova U. A. Psychological and pedagogical training of teachers of engineering universities in the framework of additional professional education / U. A. Kazakova, I. A. Alekhin // In the collection: Integrating Engineering Education and Humanities
4. 21. Ядов В. А. Мотивация труда: проблемы и пути исследования // Советская социология. — М. : Наука, 1982. — Т. 2.
5. 20. Шевко О. Н. Новые подходы к исследованию профессиональной мотивации педагогов / О. Н. Шевко / Ярославский педагогический вестник. Т. II (Психолого-педагогические науки). — 2011. — № 2. — С. 241–246.
6. 19. Ферапонтова М. В. Идея нравственного развития в контекстном подходе А. А. Вербицкого / М. В. Ферапонтова // В сб. : Актуальные вопросы контекстного образования : материалы круглого стола, посвященного памяти академика РАО, доктора педагогических наук,
7. 18. Скутина Т. В. Профессиональная мотивация педагогов средней школы / Т. В. Скутина, М. С. Спиридонова, Г. Г. Дулинец и др. // Психология и психотехника. — 2022. — № 4. — С. 119–134.
8. 17. Пронина Н. А. Профессиональная мотивация педагога вуза как фактор личностного и профессионального роста / Н. А. Пронина // Наука и школа. — 2022. — № 5. — С. 98–106.
9. 16. Новикова Г.В.Профессиональное здоровье и мотивация труда педагогов / Г.В.Новикова // Вестн. Моск. ун-та. Серия 20, Педагогическое образование.— 2014.— №4.— С.82–88.
10. 15. Мычко Е. И. Факторы мотивации профессионального роста педагогов / Е. И. Мычко, О. В. Кайгородова // Калининградский вестник образования. — 2019. — №3. — С. 24–29.
11. 14. Маслоу А. Мотивация и личность / А. Маслоу ; пер. с англ. Т. Гутман, Н. Мухиной. — СПб. : Питер, 2021. — 399 с.
12. 13. Ларионова М. А. Взаимосвязь рефлексивности и профессиональной мотивации современного педагога / М. А. Ларионова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. — 2015. — № 3. — С. 105–109.
13. Т. Н. Особенности управления мотивацией профессионального карьерного развития учителя / Т. Н. Крисковец // Интеллект. Инновации. Инвестиции. — 2012. — № 4. — С. 122–126.
14. 1. Алёхин И. А. Интегративно-фундаментальный аспект проблематики педагогической подготовки преподавателей технических вузов в международной образовательной практике / И. А. Алёхин, У. А. Казакова // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 2 (74)
15. 11. Коломиец О. М. Технология развития педагогической деятельности в образовательном учреждении / О. М. Коломиец // Вестник МГГУ им. М. А. Шолохова. Серия: Педагогика и психология. — 2011. — № 4. — С. 15–18.
16. 10. Казакова У. А. Теоретико-методологические основания модели профессионально педагогической культуры преподавателей вузов / У. А. Казакова, Ю. М. Кудрявцев, В. В. Майстренко, Я. В. Орехов // Мир образования — образование в мире. — 2019. — № 1 (73). — С.
17. 9. Жданова Н. Е. Особенности мотивации профессиональной деятельности педагогов / Н. Е. Жданова // Московский экономический журнал. — 2018. — № 4. — С. 593–598.
18. 8. Дреер Р. Концепция инженерного образования для устойчивого развития общества / Р. Дреер, В. В. Кондратьев, У. А. Казакова, М. Н. Кузнецова // В сб. : Инновационные технологии в транспортном и химическом машиностроении : матер. ХII Междунар. науч.техн.
19. 7. Галиханов М. Ф. Психолого-педагогическая подготовка преподавателей инженерных вузов в рамках дополнительного профессионального образования / М. Ф. Галиханов, У. А. Казакова, Е. С. Мищенко // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. В
20. 6. Виноградова Г. А. Профессиональная мотивация и направленность личности педагога / Г. А. Виноградова // Вестник СамГУ. — 2015. — № 4 (126). — С. 197–200.
21. становление новой педагогической парадигмы / А. А. Вербицкий // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 8. — С. 28–31.
22. 5. Вербицкий А. А. Кросс-культурный контекст образования и
23. 4. Богоудинова Р. З. Профессиональная подготовка специалистов к новым технологическим условиям / Р. З. Богоудинова, У. А. Казакова // Бизнес. Образование. Право. — 2022. — № 4 (61). — С. 371–375.
24. 3. Алёхин И. А. Психологические условия развития познавательной самостоятельности обучающихся на основе интерактивных дидактических технологий / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов, А. В. Деникин, А. Д. Лазукин // Мир образования — образование в мире. — 2021. — №
25. 2. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146.

Остальные статьи