О факторах мотивации педагогов к профессиональному саморазвитию
Аннотация
Актуальность представленного исследования детерминирована фактом того, что педагоги — это профессионально-социальная группа, находящаяся в непосредственном взаимодействии с новым поколением, которому предстоит строить наше всеобщее будущее; от профессиональной мотивации педагогов зависит эффективность образовательного процесса, ценности и ценностные ориентации обучающихся, их образ жизни. Целью статьи 33 выступает выявление объективных и субъективных факторов мотивации педагогов к интеллектуально-творческому, профессионально-личностному саморазвитию и карьерному росту, а задачами — определение обстоятельств, препятствующих их всестороннему самосовершенствованию, рассмотрение путей их преодоления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2023 |
Страницы | 32-43 |
УДК | 37.08 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_1_32 |
Актуальные экономические и политические трансформации, увеличивающийся информационный поток в мировом пространстве, повышенная социальная напряженность обусловливают внутренние ментальные изменения человека. Мотивационная сфера личности не статична, она обладает изменяющимся, динамичным характером, а вектор ее развития, помимо объективных факторов, детерминирован индивидуальными особенностями (психофизиологические возможности, преобладающий психологический тип личности, ценности и ценностные ориентации, образ жизни). В данном контексте высокая степень ответственности за морально-психологические качества, мировоззренческие позиции, политические взгляды представителей молодежи, в руках которых строительство будущего, возложена на педагогов, профессионально занимающихся воспитательной деятельностью [1, с. 51–59].
Отсюда определяется сложная задача для административно-управленческого аппарата образовательных учреждений: как посредством создания организационных условий и внедрения совокупности методологических подходов (личностно развивающего, деятельностного, компетентностного, интегративного, синергетического, системного) мотивировать педагогических работников к дальнейшему интеллектуально-творческому, профессиональному, карьерному развитию. Трудовая мотивация выступает ключевым фактором в понимании каждым индивидом социальной значимости своей профессии, необходимости эффективного выполнения должностных функций, поиска перспектив дальнейшего карьерного роста, проектирования жизненных планов и модели развития своего потенциала [2, с. 135–146].
Проблемы мотивации личности рассматривались в ходе научной работы такими отечественными учеными, как Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Б. И. Додонова, А. Г. Здравомыслов, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф.Ломов, B. C. Мерлин, А. К. Маркова, В. Н. Мясищев, В. А. Петровский, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. А. Сосновский, В. Д. Шадриков, В. А. Ядов, П. М. Якобсон и др. [1–4; 8; 10; 20]. В западных исследованиях мотивации личности к трудовой деятельности можно выделить таких исследователей, как С. Адамс, Дж. Аткинсон, М. Вебер, Ф. Герцберг, А. Маслоу, Д. Макклелланд, Э. Мейо, X. Хекхаузен и др. [18; 22; 23].
Большинство ученых, исследовавших вопросы карьерного становления личности, сходятся во мнении, что указанный феномен следует рассматривать как деятельность, направленную на формирование профессионально значимых качеств личности и группы особых психологических установок. Например, опираясь на труды одного из основоположников концепции трудовой мотивации В. А. Ядова, следует подчеркнуть, что она обладает поликомпонентной структурой, состоящей из комплекса (ядра) основных мотивов, детерминированных объективными обстоятельствами жизнедеятельности субъекта [21]. При этом доминирующими образованиями в структуре личности педагога исследователи считают коммуникабельность, позитивный настрой на взаимодействие с обучающимися, любовь к профессии, гуманистические ценностные ориентации, склонность к творчеству [5, с. 28–31].
Так, в качестве приоритетных мотивов, составляющих профессиональный энтузиазм педагогов, нужно выделить следующие: