Дата публикации: 01.01.2023

Золотые правила педагогики: теоретическое наследие А. С. Макаренко и его использование для становления и развития педагогики высшей военной школы Росгвардии

Аннотация

Причина обращения к теме статьи — поиск новых подходов к развитию образовательного процесса в военных институтах Росгвардии в динамично меняющихся условиях. Российская педагогическая практика накопила большое число инноваций, которые могли бы быть использованы в процессе совершенствования обучения и воспитания курсантов. Среди инновационных достижений педагогическая система А. С. Макаренко занимает особое место. Закономерно она признана одной из лучших в мире в ХХ веке. Использование воспитательной силы коллектива создает благоприятные возможности для формирования и развития лучших сторон личности курсантов.




Введение в проблему

В сложные исторические периоды, связанные с разрушением ценностных оснований жизнедеятельности общества и поиском ориентиров дальнейшего развития, активизируется потребность в обращении к историческому прошлому, особенно если оно насыщено выдающимися достижениями. Так было в России в начале XX века, в значительной степени аналогичным остался этот подход к решению научных проблем и сейчас, в том числе и в сфере образования.

Дискредитировавший себя педагогический либерализм, настаивавший на отказе от организации воспитательного процесса, должен уйти с российской образовательной сцены, а либеральные взгляды необходимо заменить педагогической доктриной, основанной на культурных ценностях российского общества, обращенной к отечественному культурно-педагогическому наследию, в котором на вершине отечественного педагогического олимпа находятся такие выдающиеся педагоги, как К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, А. В. Барабанщиков, В. Ф. Шаталов и многие другие. В их педагогическом творчестве скрыт огромный потенциал новаторских идей и опыта, которые могут и должны быть использованы сегодня для решения насущных образовательных проблем.

В статье анализируется опыт А. С. Макаренко, 135-летие которого российская педагогическая общественность отметила в марте этого года. Разработанная им теория коллектива и методика воспитательного процесса выступают мощной теоретико-методологической основой решения воспитательных задач, связанных с развитием личности в коллективе [3], что особенно важно для организации образовательного процесса в военных институтах Росгвардии.

Высшая военная школа Росгвардии находится в начале пути своего развития, хотя и опирается на богатый опыт высшей военной школы внутренних войск МВД России. Многие педагогические проблемы, в том числе и проблема развития личности курсанта в учебно-служебном коллективе, остаются пока малоисследованными. В этой связи обращение к наследию А. С. Макаренко могло бы сыграть существенную роль в обосновании и создании в военных институтах Росгвардии эффективных педагогических систем, функционирование которых обеспечивает разностороннее и гармоничное развитие будущих офицеров для войск национальной гвардии Российской Федерации. Цель статьи заключается в анализе педагогического наследия А. С. Макаренко с позиции потребностей педагогики высшей военной школы Росгвардии. Основными методами выступают анализ, сравнение, синтез, обобщение. 

Список литературы

1. 10. Sidorov S. V. A. S. Makarenko o pedagogicheskoi logike [Elektronnyi resurs] / S. V. Sidorov. — Rezhim dostupa: <a href="http://si-sv.com/publ/kejsy/a_s_makarenko/45-1-0-711" target="_blank">http://si-sv.com/publ/kejsy/a_s_makarenko/45-1-0-711</a> (data obrashcheniya: 11.04.2022).
2. 9. Makarenko A. S. Shkola zhizni, truda, vospitaniya / A. S. Makarenko / sost. A. A. Frolov, E. Yu. Ilaltdinova. — Nizhnii Novgorod, 2009. — 364 s.
3. 8. Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochineniya : v 7 t. / A. S. Makarenko. — Moskva : Izdvo APN RSFSR, 1957–1958. — T. 6. Flagi na bashnyakh. — 296 s.
4. 7. Makarenko A. S. Pedagogicheskie sochineniya : v 7 t. / A. S. Makarenko. — Moskva : Izdvo APN RSFSR, 1957–1958. — T. 1. Pedagogicheskaya poema. — 736 s.
5. 6. Makarenko A. S. Metody vospitaniya / A. S. Makarenko. V kn. : Pedagogicheskie sochineniya : v 8 t. / redkol. M. I. Kondakov (gl. red.) i dr. ; Akad. ped. nauk SSSR. — Moskva : Pedagogika, 1984. — T. 4. — 396 s.
6. 5. Makarenko A. S. Metodika organizatsii vospitatel’nogo protsessa / A. S. Makarenko. V kn. : Pedagogicheskie sochineniya : v 8 t. / redkol. M. I. Kondakov (gl. red.) i dr. ; Akad. ped. nauk SSSR. — Moskva : Pedagogika, 1985. — T. 1. — 336 s.
7. 4. Makarenko A. S. Distsiplina, rezhim, nakazanie i pooshchrenie / A. S. Makarenko. V kn. : Pedagogicheskie sochineniya : v 8 t. / sost.: L. Yu. Gordin, A. A. Frolov. — Moskva : Pedagogika, 1985. — 336 s.
8. 3. Ilaltdinova E. Yu. «Ofitsial’naya pedagogika» i obshchestvenno-pedagogicheskaya initsiativa v istorii osvoeniya i razrabotki naslediya A. S. Makarenko : monografiya / E. Yu. Ilaltdinova. — Nizhnii Novgorod : GOU VPO «Nizhegorodskii gosudarstvennyi peda
9. 2. Gorshkova V. V. Sozidatel’nyi konflikt v kontseptsii vospitaniya A. S. Makarenko / V. V. Gorshkova // Nauchnoe mnenie. — 2016. — № 13. — S. 46–49.
10. 1. Glikman I. Z. Makarenkovskaya logika vospitatel’nogo deistviya i trudnosti vospitaniya / I. Z. Glikman // Narodnoe obrazovanie. — 2015. — № 7. — S. 75–83.
11. 10. Сидоров С. В. А. С. Макаренко о педагогической логике [Электронный ресурс] / С. В. Сидоров. — Режим доступа: <a href="http://si-sv.com/publ/kejsy/a_s_makarenko/45-1-0-711" target="_blank">http://si-sv.com/publ/kejsy/a_s_makarenko/45-1-0-711</a> (дата обращения: 11.04.2022).
12. 9. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания / А. С. Макаренко / сост. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. — Нижний Новгород, 2009. — 364 с.
13. 8. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 7 т. / А. С. Макаренко. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1957–1958. — Т. 6. Флаги на башнях. — 296 с.
14. 7. Макаренко А. С. Педагогические сочинения : в 7 т. / А. С. Макаренко. — М. : Изд-во АПН РСФСР, 1957–1958. — Т. 1. Педагогическая поэма. — 736 с.
15. 6. Макаренко А. С. Методы воспитания / А. С. Макаренко. В кн. : Педагогические сочинения : в 8 т. / редкол. М. И. Кондаков (гл. ред.) и др. ; Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1984. — Т. 4. — 396 с.
16. 5. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса / А. С. Макаренко. В кн. : Педагогические сочинения : в 8 т. / редкол. М. И. Кондаков (гл. ред.) и др. ; Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1985. — Т. 1. — 336 с.
17. 4. Макаренко А. С. Дисциплина, режим, наказание и поощрение / А. С. Макаренко. В кн. : Педагогические сочинения : в 8 т. / сост.: Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. — М. : Педагогика, 1985. — 336 с.
18. 3. Илалтдинова Е. Ю. «Официальная педагогика» и общественно-педагогическая инициатива в истории освоения и разработки наследия А. С. Макаренко : монография / Е. Ю. Илалтдинова. — Нижний Новгород : ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический унив
19. 2. Горшкова В. В. Созидательный конфликт в концепции воспитания А. С. Макаренко / В. В. Горшкова // Научное мнение. — 2016. — № 13. — С. 46–49.
20. 1. Гликман И. З. Макаренковская логика воспитательного действия и трудности воспитания / И. З. Гликман // Народное образование. — 2015. — № 7. — С. 75–83.

Остальные статьи