Золотые правила педагогики: теоретическое наследие А. С. Макаренко и его использование для становления и развития педагогики высшей военной школы Росгвардии
Аннотация
Причина обращения к теме статьи — поиск новых подходов к развитию образовательного процесса в военных институтах Росгвардии в динамично меняющихся условиях. Российская педагогическая практика накопила большое число инноваций, которые могли бы быть использованы в процессе совершенствования обучения и воспитания курсантов. Среди инновационных достижений педагогическая система А. С. Макаренко занимает особое место. Закономерно она признана одной из лучших в мире в ХХ веке. Использование воспитательной силы коллектива создает благоприятные возможности для формирования и развития лучших сторон личности курсантов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 01/2023 |
Страницы | 22-31 |
УДК | 371.47.022 |
DOI | 10.51944/20738536_2023_1_22 |
Введение в проблему
В сложные исторические периоды, связанные с разрушением ценностных оснований жизнедеятельности общества и поиском ориентиров дальнейшего развития, активизируется потребность в обращении к историческому прошлому, особенно если оно насыщено выдающимися достижениями. Так было в России в начале XX века, в значительной степени аналогичным остался этот подход к решению научных проблем и сейчас, в том числе и в сфере образования.
Дискредитировавший себя педагогический либерализм, настаивавший на отказе от организации воспитательного процесса, должен уйти с российской образовательной сцены, а либеральные взгляды необходимо заменить педагогической доктриной, основанной на культурных ценностях российского общества, обращенной к отечественному культурно-педагогическому наследию, в котором на вершине отечественного педагогического олимпа находятся такие выдающиеся педагоги, как К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, А. В. Барабанщиков, В. Ф. Шаталов и многие другие. В их педагогическом творчестве скрыт огромный потенциал новаторских идей и опыта, которые могут и должны быть использованы сегодня для решения насущных образовательных проблем.
В статье анализируется опыт А. С. Макаренко, 135-летие которого российская педагогическая общественность отметила в марте этого года. Разработанная им теория коллектива и методика воспитательного процесса выступают мощной теоретико-методологической основой решения воспитательных задач, связанных с развитием личности в коллективе [3], что особенно важно для организации образовательного процесса в военных институтах Росгвардии.
Высшая военная школа Росгвардии находится в начале пути своего развития, хотя и опирается на богатый опыт высшей военной школы внутренних войск МВД России. Многие педагогические проблемы, в том числе и проблема развития личности курсанта в учебно-служебном коллективе, остаются пока малоисследованными. В этой связи обращение к наследию А. С. Макаренко могло бы сыграть существенную роль в обосновании и создании в военных институтах Росгвардии эффективных педагогических систем, функционирование которых обеспечивает разностороннее и гармоничное развитие будущих офицеров для войск национальной гвардии Российской Федерации. Цель статьи заключается в анализе педагогического наследия А. С. Макаренко с позиции потребностей педагогики высшей военной школы Росгвардии. Основными методами выступают анализ, сравнение, синтез, обобщение.