Диалогическая педагогика как ценность в трудах Н. А. Асташовой
Аннотация
В статье представлены основные результаты многолетней научной деятельности известного педагога и деятеля педагогического образования Н. А. Асташовой по исследованию феномена диалогической педагогики. Тематика включена в более широкий спектр ее научных интересов, связанных с проблемой развития личности будущего учителя и ценностных ориентаций в образовательной системе. Н. А. Асташовой принадлежит заслуга научного обоснования концепции педагогической аксиологии, разработки типологии ценностей, которую можно использовать в качестве инструмента аксиологического моделирования. Заслуживают внимания характеристика особенностей аксиосферы современного учителя, анализ когнитивной, эмоциональной и поведенческой подсистем личностных ценностных ориентаций педагога. Она также выделила концептуальные идеи формирования диалогового пространства образования, определила методологические инструменты исследования диалогической педагогики.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 216-227 |
УДК | 37.013 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_216 |
В мире научной педагогики Надежда Александровна Асташова хорошо известна не только как доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики Брянского государственного университета имени академика И. Г. Петровского, почетный работник высшего образования Российской Федерации, но и как активнейший деятель в сфере отечественного образования и культуры. Она является членом Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки Российской академии образования (РАО), членом Научного совета по проблемам истории музыкального образования, победителем конкурса «Золотые имена высшей школы» в номинации «За развитие практико-ориентированного высшего образования». Конкурс, в котором участвовало более полутора тысяч преподавателей из 74 субъектов РФ, был проведен в 2021 г. Министерством науки и высшего образования РФ совместно с Фондом президентских грантов и Международной общественной организацией «Лига преподавателей высшей школы». Кроме того, она неоднократно избиралась в Экспертный совет по педагогике и психологии ВАК Минобрнауки РФ, где, по оценкам многих экспертов, является одним из самых ярких и принципиальных членов этого совета.
Научное признание Н. А. Асташова получила за исследования в сфере истории отечественной педагогики, педагогического образования, выделяя в первую очередь задачи профессионального роста и самореализации будущего учителя. Однако главной заслугой ученого, на наш взгляд, стала разработка аксиологического подхода, других методологических инструментов, на основе которых выполнены ее фундаментальные труды. На рубеже веков она подготовила и защитила докторскую диссертацию «Аксиологическое образование современного учителя: методология, концепция, модели и технологии развития»[1].
Обозначенные нами в названии статьи ключевые слова «диалогическая педагогика» и «ценность» Н. А. Асташова рассматривает в своих трудах в совокупности с широким спектром понятий, наполняя их онтологическим, культурно-историческим и методологическим смыслами. Среди них — аксиологическая парадигма и аксиологическое моделирование, аксиосфера и аксиологический потенциал; диалогическое воспитание и диалогическое обучение; диалогическая педагогика и диалоговое пространство; педагогическая аксиология и ценностные ориентации и др.
Н. А. Асташову из плеяды известных вузовских преподавателей и деятелей педагогического образования выделяет системность в работе по реализации стратегически важных исследований, тщательный выбор методологических инструментов их выполнения.