Рефлексия развития педагогической психологии планомерного формирования умственных действий, творческого мышления и профессиональной подготовки психологов и педагогов (к юбилеям 100-летия Н. Ф. Талызиной и 120-летия П. Я. Гальперина)
Аннотация
Цель исследования — анализ научной деятельности выдающихся психологов П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. Методология определяется взаимодействием таких методов, как социокультурный, биографический, концептуально-методологический анализ. Обобщенно характеризуется творчество П. Я. Гальперина, и впервые представлены периодизация развития Н. Ф. Та известия российской академии образования Научный журнал. № 2. 2023 188 лызиной как ученого и ее вклад в психологию и педагогику, в создание ею с П. Я. Гальпериным условий в МГУ для экспериментального изучения и формирования рефлексивно-творческого мышления. Показана связь формирующего и развивающего подходов в обеспечении модернизации образования.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 187-215 |
УДК | 37.013+929 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_187 |
Введение
В связи с юбилеями выдающихся педагогических психологов и педагогов — 100-летием со дня рождения академика Академии педагогических наук (АПН) СССР/Российской академии образования (РАО) Н. Ф. Талызиной и 120-летием ее учителя профессора Московского государственного университета (МГУ) П. Я. Гальперина — актуально изучение их жизнедеятельности и научного наследия по формированию знаний и понятий у учащихся средней и высшей школы в контексте реформирования современного российского образования. С учетом трудов по истории отечественной психологии (П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан, В. П. Зинченко, А. В. Петровский, А. И. Подольский, А. А. Смирнов, Е. Е. Соколова, М. Г. Ярошевский и др.) и личного опыта работы одного из авторов статьи (И. Н. Семенова) [22; 23] на руководимой Н. Ф. Талызиной [24] кафедре педагогики и педагогической психологии МГУ под ее и П. Я. Гальперина (см.: [25]) непосредственным началом обратимся к краткому анализу их вклада в развитие человекознания. В МГУ это развитие происходило в плодотворной научной обстановке, созданной в 1950–1970-е гг. на психологическом факультете МГУ его основателем и деканом А. Н. Леонтьевым. Его соратником с начала 1930-х гг. был Петр Яковлевич Гальперин (1902–1988), жизнетворчество которого подробно анализировалось ранее [19; 22; 25], из-за чего обратимся к изучению его сотворчества с ученицей и многолетней соратницей профессором Н. Ф. Талызиной.
Нина Федоровна (1923–2018) прошла большой путь от сельской школьницы из Ярославской губернии до профессора столичного университета, академика РАО и крупного организатора психолого-педагогической науки. На формирование мировоззрения юной Н. Ф. Талызиной важное влияние оказала семья просветителя Б. Ф. Некрасова, который был племянником поэта и публициста Н. А. Некрасова. Отсюда Н. Ф. Талызина является носителем культурных и педагогических традиций русского просветительства. Она была их ревностным продолжателем посредством своей семидесятилетней многогранной научно-педагогической деятельности в школах, педвузах, в Институте психологии на Моховой, в МГУ и РАО. Рассмотрим социокультурные контексты профессионального развития Н. Ф. Талызиной как психолога и педагога, с тем чтобы на этом конкретно-историческом фоне охарактеризовать ключевые вехи ее жизненного пути и содержание научной, преподавательской и организационной деятельности в сотворчестве со своим учителем П. Я. Гальпериным.
1. Социокультурный контекст развития педагогической психологии в Московском университете и Психологическом институте РАО
Этот контекст научно-педагогической деятельности Н. Ф. Талызиной связан с двумя законченными ею ярославскими педвузами и с двумя московскими психолого-педагогическими учреждениями: 1) Психологическим институтом АПН РСФСР (ныне Психологиче