Дата публикации: 01.04.2023

Рефлексия развития педагогической психологии планомерного формирования умственных действий, творческого мышления и профессиональной подготовки психологов и педагогов (к юбилеям 100-летия Н. Ф. Талызиной и 120-летия П. Я. Гальперина)

Аннотация

Цель исследования — анализ научной деятельности выдающихся психологов П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. Методология определяется взаимодействием таких методов, как социокультурный, биографический, концептуально-методологический анализ. Обобщенно характеризуется творчество П. Я. Гальперина, и впервые представлены периодизация развития Н. Ф. Та известия российской академии образования Научный журнал. № 2. 2023 188 лызиной как ученого и ее вклад в психологию и педагогику, в создание ею с П. Я. Гальпериным условий в МГУ для экспериментального изучения и формирования рефлексивно-творческого мышления. Показана связь формирующего и развивающего подходов в обеспечении модернизации образования.




Введение

В связи с юбилеями выдающихся педагогических психологов и педагогов — 100-летием со дня рождения академика Академии педагогических наук (АПН) СССР/Российской академии образования (РАО) Н. Ф. Талызиной и 120-летием ее учителя профессора Московского государственного университета (МГУ) П. Я. Гальперина — актуально изучение их жизнедеятельности и научного наследия по формированию знаний и понятий у учащихся средней и высшей школы в контексте реформирования современного российского образования. С учетом трудов по истории отечественной психологии (П. Я. Гальперин, А. Н. Ждан, В. П. Зинченко, А. В. Петровский, А. И. Подольский, А. А. Смирнов, Е. Е. Соколова, М. Г. Ярошевский и др.) и личного опыта работы одного из авторов статьи (И. Н. Семенова) [22; 23] на руководимой Н. Ф. Талызиной [24] кафедре педагогики и педагогической психологии МГУ под ее и П. Я. Гальперина (см.: [25]) непосредственным началом обратимся к краткому анализу их вклада в развитие человекознания. В МГУ это развитие происходило в плодотворной научной обстановке, созданной в 1950–1970-е гг. на психологическом факультете МГУ его основателем и деканом А. Н. Леонтьевым. Его соратником с начала 1930-х гг. был Петр Яковлевич Гальперин (1902–1988), жизнетворчество которого подробно анализировалось ранее [19; 22; 25], из-за чего обратимся к изучению его сотворчества с ученицей и многолетней соратницей профессором Н. Ф. Талызиной.

Нина Федоровна (1923–2018) прошла большой путь от сельской школьницы из Ярославской губернии до профессора столичного университета, академика РАО и крупного организатора психолого-педагогической науки. На формирование мировоззрения юной Н. Ф. Талызиной важное влияние оказала семья просветителя Б. Ф. Некрасова, который был племянником поэта и публициста Н. А. Некрасова. Отсюда Н. Ф. Талызина является носителем культурных и педагогических традиций русского просветительства. Она была их ревностным продолжателем посредством своей семидесятилетней многогранной научно-педагогической деятельности в школах, педвузах, в Институте психологии на Моховой, в МГУ и РАО. Рассмотрим социокультурные контексты профессионального развития Н. Ф. Талызиной как психолога и педагога, с тем чтобы на этом конкретно-историческом фоне охарактеризовать ключевые вехи ее жизненного пути и содержание научной, преподавательской и организационной деятельности в сотворчестве со своим учителем П. Я. Гальпериным.

1. Социокультурный контекст развития педагогической психологии в Московском университете и Психологическом институте РАО

Этот контекст научно-педагогической деятельности Н. Ф. Талызиной связан с двумя законченными ею ярославскими педвузами и с двумя московскими психолого-педагогическими учреждениями: 1) Психологическим институтом АПН РСФСР (ныне Психологиче

Список литературы

1. Талызина, Н. Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории / Н. Ф. Талызина // Современная высшая школа. — 1977. — № 1.
2. Семенов, И. Н. Учение П. Я. Гальперина об ориентировке как концептуальная база рефлексивной психологии / И. Н. Семенов // Вестник МГУ им. М. В. Ломоносова. Серия 14, Психология. — 2012. — № 4. — С. 83–92.
3. Семенов, И. Н. Опыт изучения рефлексивности творческого мышления методом содержательно-смыслового анализа / И. Н. Семенов // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. — 2014. — № 5. — С. 10–57.
4. 24.Семенов, И. Н. Типология концептуально-методологических средств развития Н. Ф. Талызиной педагогической психологии / И. Н. Семенов // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. — Москва, 2014. — С. 8–12.
5. 25.Семенов, И. Н. Персонологическая рефлексия жизнетворчества П. Я. Гальперина и его психолого-педагогической и историко-методологической деятельности в Московском университете / И. Н. Семенов // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 2
6. 26.Семенов, И. Н. Я. А. Пономарев известный и неизвестный: персонологическая рефлексия взаимодействия философии творчества и психологии развития (к 100-летнему юбилею) / И. Н. Семенов // Мир психологии. — 2020. — № 3 (103). — С. 245–261.
7. 27.Семенов, И. Н. Рефлексивно-педагогические пути формирования человеческого капитала как ресурса психологической готовности субъектов профессионального образования / И. Н. Семенов, Д. А. Водопьянов // Стратегии и ресурсы личностно-профессионального разви
8. Талызина, Н. Ф. Теория поэтапного формирования умственных действий и проблема развития мышления / Н. Ф. Талызина // Обучение и развитие / отв. ред. Н. А. Менчинская [и др.]. — Москва, 1966. — С. 16–22.
9. Талызина, Н. Ф. Кибернетика и педагогика / Н. Ф. Талызина // Проблемы социалистической педагогики : матер. 1-й науч. конф. ученых-педагогов соц. стран. — Москва, 1973. — С. 142–149.
10. Талызина, Н. Ф. Пути и возможности автоматизации учебного процесса / Н. Ф. Талызина, Т. В. Габай. — Москва : Знание, 1977. — 64 с.
11. Семенов, И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач / И. Н. Семенов. — Москва : НИИ ОПП АПН СССР, 1990. — 215 с.
12. 32.Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология : Психодиагностика интеллекта / Н. Ф. Талызина, Ю. В. Карпов. — Москва : Изд-во МГУ, 1987. — 63 с.
13. 33.Талызина, Н. Ф. Пути разработки профиля специалиста / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский ; под ред. Н. Ф. Талызиной. — Саратов : Изд-во Саратовского университета, 1987. — 173 с.
14. 34.Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников : кн. для учителя / Н. Ф. Талызина. — Москва : Просвещение, 1988. — 175 с.
15. 35.Талызина, Н. Ф. Проблема индивидуальных различий : Опыт исследования близнецовым методом / Н. Ф. Талызина, С. В. Кривцова, Е. А. Мухаматулина. — Москва : МГУ, 1991. — 192 с.
16. 36.Талызина, Н. Ф. Пути использования теории планомерного формирования умственных действий в практике образования / Н. Ф. Талызина // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. — 1992. — № 4. — С. 18–26.
17. 37.Талызина, Н. Ф. Усвоение научных понятий в школе / Н. Ф. Талызина, И. А. Володарская, Г. А. Буткин. — Москва, 1999; 2-е изд., доп. — Москва : Юрайт, 2017. — 114 с.
18. 38.Талызина, Н. Ф. Деятельностная теория учения / Н. Ф. Талызина. — Москва : Изд-во Московского университета, 2018. — 400 с.
19. 39.Хозиева, М. В. Творчество как развернутый «речевой этап» в контексте формирования / М. В. Хозиева // Журнал практического психолога. — 2002. — № 4/5.
20. 40.Мatthaus, W. Sowjetische Denkpsychologie. Verlag fur Psychologie / W. Мatthaus. — Gottingen ; Toronto ; Zurich, 1988. — 892 s.3
21. Костюков, Н. Н. Теоретические проблемы формирования знаниевых компетенций в инновационном профессиональном образовании / Н. Н. Костюков, И. Н. Семенов // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник ИНИОН РАН. — Москва, 2010. — Вып. 5, ч. 2. —
22. Анцыферова, Л. И. Исследование процесса решения творческих задач / Л. И. Анцыферова // Материалы Совещания по психологии : стеногр. отчет / [ред.: А. Н. Леонтьев и др.]. — Москва, 1953.
23. Гальперин, П. Я. Формирование начальных геометрических понятий на основе организованного действия учащихся / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вопросы психологии. — 1957. — № 1. — C. 28–44.
24. Гальперин, П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии / под ред. Е. В. Шороховой. — Москва, 1966. — С. 236–277.
25. Гальперин, П. Я. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий / П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 1979. — № 4. — С. 54–63.
26. Гальперин, П. Я. Воспитание систематического мышления в процессе решения малых творческих задач / П. Я. Гальперин, В. Л. Данилова // Вопросы психологии. — 1980. — № 1. — С. 31–38.
27. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учеб. пособие для студ. вузов / П. Я. Гальперин. — 2-е изд. — Москва : Книжный дом «Университет» : Московский психолого-социальный институт, 2005. — 399 с.
28. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва : ИНТОР, 1996. — 544 с.
29. Калошина, И. П. Структура и механизмы творческой деятельности: нормативный подход / И. П. Калошина. — Москва : Изд-во МГУ, 1983. — 168 с.
30. Корнилова, Т. В. Целеобразование в условиях поэтапного формирования умения решать игровые задачи / Т. В. Корнилова, О. К. Тихомиров // Вестник Московского университета. Серия 14, Психология. — 1979. — № 3. — С. 3–13.
31. Алексеев, Н. Г. Когнитивизм как общепсихологическая концепция познавательных процессов и научения / Н. Г. Алексеев, В. К. Зарецкий, И. Н. Семенов // Вопросы психологии. — 1979. — № 2. — С. 164–169.
32. К проблеме управления обучением и воспитанием : сб. ст. / отв. ред.-сост. Н. Ф. Талызина. — Москва : Изд-во Московского университета, 1970. — 265 с.
33. Ладенко, И. С. Формирование творческого мышления и развитие рефлексии / И. С. Ладенко, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов. — Новосибирск : ИОФФ СО АН СССР, 1990. — 65 с.
34. Леонтьев, А. Н. Опыт экспериментального исследования творческого мышления / А. Н. Леонтьев, Я. А. Пономарев, Ю. Б. Гиппенрейтер // Общая психология. Психология мышления : хрестоматия / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. — Москва, 1981. — С.
35. Обухова, Л. Ф. Развитие дивергентного мышления / Л. Ф. Обухова, С. М. Чурбанова. — Москва : Изд-во Московского университета, 1994. — 79 с.
36. Оржековский, П. А. Роль рефлексивной психологии в формировании творческого опыта учащихся и разработке инновационных учебников по химии / П. А. Оржековский, И. Н. Семенов // Проектно-исследовательский подход в рефлексивной психологии инновационного об
37. Подольский, А. И. Психологическая система П. Я. Гальперина / А. И. Подольский // Вопросы психологии. — 2002. — № 5. — С. 15–28.
38. Психолого-педагогические проблемы профессионального обучения / отв. ред. П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, З. А. Решетова. — Москва : МГУ, 1979. — 298 с.
39. Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении / отв. ред.-сост. И. Н. Семенов, Т. Г. Болдина. — Москва : ИРПТиГО, 2003. — 247 с.
40. Семенов, И. Н. К нормативному анализу познавательной деятельности при дискурсивном решении творческих задач / И. Н. Семенов // Психологические исследования / под ред. А. Н. Леонтьева. — Москва, 1977. — Вып. 7. — С. 39–49.

Остальные статьи