Дата публикации: 01.04.2023

Подготовка преподавателей к формированию военно-профессиональной направленности воспитанников суворовских военных училищ на основе проектной деятельности

Аннотация

В статье раскрывается процесс профессиональной подготовки преподавателей суворовских военных училищ к формированию военно-профессиональной направленности воспитанников. Рассматриваются стратегии, направления, формы, методы и методики, способствующие эффективной подготовке специалистов к предстоящей деятельности по 179 формированию военно-профессиональной направленности у суворовцев на основе организации их проектной деятельности.




Профессионально-ориентационная воспитательная деятельность в образовательных организациях современной России становится первостепенным делом. Новые социокультурные условия и новые поколения взрослых, призванные осуществлять формирование профессиональной направленности обучающихся, определяют необходимость пересмотра приоритетов в методах подготовки преподавателей к этой деятельности.

Профессионально ориентированная работа — особый, практический вид деятельности, направленной на развитие личности взрослеющего человека. Эта практическая педагогическая деятельность решает задачи «совершенствования людей и отношений между людьми, создания благоприятных условий для развития личности, микроклимата общностей, в которые входит воспитанник» [1, с. 34].

Важным условием успешного воспитания профессиональной направленности обучающихся является подготовка преподавателя к работе в профильной школе. В связи с этим важным современным требованием является подготовка преподавателя, способного к организации обучения на компетентностной основе, с применением инновационных образовательных технологий; владеющего не только традиционными формами организации учебных занятий, но и методикой создания курсов по выбору — факультативов, спецкурсов; умеющего осуществлять профориентационную и научно-исследовательскую деятельность, формировать естественно-научную компетентность у выпускников образовательной организации. Названные вопросы определяют необходимость и актуальность разработки теоретических и методических основ подготовки преподавателей вообще и преподавателей суворовских военных училищ в частности к профильному обучению старшеклассников.

В психолого-педагогической литературе понятие «профессиональная подготовка» представлено как:

— процесс формирования специалистов для определенной отрасли трудовой деятельности, связанный с овладением определенным родом занятий, профессией;

Список литературы

1. Ushamirskaya, G. F. Proektirovanie obrazovaniya: struktura, funkcii, status / G. F. Ushamirskaya // Vy`sshee obrazovanie segodnya. — 2003. — № 7. — S. 28–35.
2. 11. Ушамирская, Г. Ф. Проектирование образования: структура, функции, статус / Г. Ф. Ушамирская // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 7. — С. 28–35.
3. Pryazhnikov, N. S. Professional`noe i lichnostnoe samoopredelenie / N. S. Pryazhnikov. — Moskva : Izd-vo Instituta prakticheskoj psixologii ; Voronezh : MODE`K, 1996. — 256 s.
4. 10.Пряжников, Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. — Москва : Изд-во Института практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. — 256 с.
5. Pryazhnikov, N. S. Professional`noe samoopredelenie i professional`naya kar`era molodezhi / N. S. Pryazhnikov ; pod red. S. N. Chistyakovoj. — Moskva : RAO, 1993. — 89 s.
6. 9. Пряжников, Н. С. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / Н. С. Пряжников ; под ред. С. Н. Чистяковой. — Москва : РАО, 1993. — 89 с.
7. Professional`ny`e proby`: texnologiya i metodika provedeniya : metod. posobie dlya uchitelej 5–11 kl. / A. V. Gaponenko, S. N. Chistyakova, N. F. Rodichev, P. S. Lerner. — Moskva : Akademiya, 2011. — 192 s.
8. 8. Профессиональные пробы: технология и методика проведения : метод. пособие для учителей 5–11 кл. / А. В. Гапоненко, С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер. — Москва : Академия, 2011. — 192 с.
9. Pavlyutenkov, E. M. Formirovanie motivov vy`bora professii / E. M. Pavlyutenkov. — Kiev : Radyans`ka shkola, 1980. — 144 s.
10. 7. Павлютенков, Е. М. Формирование мотивов выбора профессии / Е. М. Павлютенков. — Киев : Радянська школа, 1980. — 144 с.
11. Novikov, A. M. Metodologiya nauchnogo issledovaniya / A. M. Novikov, D. A. Novikov. — Moskva : Librokom, 2010. — 280 s.
12. 6. Новиков, A. M. Методология научного исследования / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — Москва : Либроком, 2010. — 280 с.
13. Matyash, N. V. Psixologiya proektnoj deyatel`nosti shkol`nikov : avtoref. dis. … d-ra psixol. nauk : 19.00.07 / Matyash Natal`ya Viktorovna. — Moskva, 2000. — 52 s.
14. 5. Матяш, Н. В. Психология проектной деятельности школьников : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Матяш Наталья Викторовна. — Москва, 2000. — 52 с.
15. Leont`ev, A. N. Deyatel`nost` . Soznanie. Lichnost` / A. N. Leont`ev. — Moskva : Politizdat, 1975. — 115 s.
16. 4. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — Москва : Политиздат, 1975. — 115 с.
17. Korrekcionno-obuchayushhie programmy` povy`sheniya urovnya professional`nogo razvitiya uchitelya : ucheb. posobie / L. M. Mitina, E. S. Asmakovecz, I. V. Vachkov [i dr.] ; pod red. L. M. Mitinoj. — Moskva : Moskovskij psixologo-social`ny`j institut ; Voro
18. 3. Коррекционно-обучающие программы повышения уровня профессионального развития учителя: учеб. пособие / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец, И. В. Вачков [и др.] ; под ред. Л. М. Митиной. — Москва : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : МОДЭК, 2
19. Klimov, E. A. Psixologiya professionala / E. A. Klimov. — Moskva : Izd-vo Instituta prakticheskoj psixologii ; Voronezh : MODE`K, 1996. — 400 s.
20. 2. Климов, Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. — Москва : Изд-во Института практической психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1996. — 400 с.
21. Buyakas, T. M. Problema i psixotexnika samoopredeleniya lichnosti / T. M. Buyakas // Voprosy` psixologii. — 2002. — № 2. — S. 28–39.
22. 1. Буякас, Т. М. Проблема и психотехника самоопределения личности / Т. М. Буякас // Вопросы психологии. — 2002. — № 2. — С. 28–39.

Остальные статьи