Дата публикации: 01.04.2023

Развитие профессиональной мобильности научнопедагогических кадров в условиях цифровизации образования

Аннотация

Цифровизация образования стимулирует процессы трансформации содержания, форм, методов образовательной деятельности, требований к профессиональным компетенциям преподавателей. В статье определена значимость профессиональной мобильности, которая обеспечивает адекватное реагирование на происходящие изменения, готовность к саморазвитию и профессиональной самореализации. Рассматриваются возможности открытых образовательных ресурсов и массовых открытых онлайн-курсов для развития профессиональной мобильности преподавателей в условиях современной цифровой образовательной среды.




Цифровая трансформация, открытость, гибкость, интегрированность с профессиональной сферой становятся важнейшими характеристиками и направлениями развития образования. Динамика инновационного образовательного движения в обществе, ведущим носителем которого являются педагогические кадры, становится важнейшим показателем уровня его развития. В условиях общественных, экономических, технологических, социальных изменений традиционные представления о роли, функциях преподавателя перестают соответствовать все более возрастающим потребностям информационного общества.

Постоянное расширение областей применения цифровых технологий позволяет разрабатывать новые образовательные структуры и организации. Среди современных образовательных инноваций важным трендом является открытое образование, главная задача которого состоит в преодолении функциональной неграмотности, информационного неравенства различных слоев населения, повышении уровня развития цифровых компетенций, информационной культуры. Преимущества открытого образования состоят в том, что оно позволяет строить образовательную деятельность в зависимости от личного опыта, целей, персональных потребностей, обеспечивает конструирование индивидуальной траектории обучения, персональной образовательной среды с помощью современных цифровых ресурсов и сервисов.

Система современного образования использует принципы открытых информационных сетей, использование которых оказывает значительное влияние на традиционные формы и методы обучения. Важное направление открытого образования состоит в трансформации содержания, форм, педагогических технологий, приемов коммуникации на основе использования цифровых инструментов, отечественных и зарубежных открытых образовательных ресурсов, в том числе общедоступных массовых открытых онлайн-курсов, видеолекций, аудиоматериалов, учебных пособий, цифровых учебников, учебно-методических материалов. Открытое образование предоставляет свободный доступ к отечественным и зарубежным цифровым ресурсам, снимает пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками информации.

В современной цифровой образовательной среде важную роль играют такие формы открытого образования, как открытые образовательные ресурсы (ООР) и массовые открытые онлайн-курсы (МООК) [2]. К открытым образовательным ресурсам относятся свободно распространяемые образовательные материалы с широким доступом к контенту. Основные функции МООК состоят в обеспечении свободного доступа без ограничений к платформам онлайн-образования, к образовательным сервисам [9].

Открытые образовательные ресурсы являются важными инструментами современного образования и самообразования, однако выявлению их потенциала, разработке технологий их применения в образовательном процессе уделяется недостаточно внимания, а методы распространения материалов ООР нуждаются в более эффективном продвижении [8]. Кроме того, разработка способов применения материалов ООР в значительной степени зависит от уровня развития профессиональных и цифровых компетенций преподавателя. Преподаватели самостоятельно выбирают не только необходимые для работы ресурсы и инструменты, но и удобные для них варианты распространения своих образовательных материалов на платформах онлайн-образования и в других видах ООР.

Список литературы

1. Игошев, Б. М. Организационно-методическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете / Б. М. Игошев. — Москва : ВЛАДОС, 2008. — 201 с.
2. Goncharuk, N. P. Blended Learning : Design and Organization Features on the Basis of the Use of Online Training Technologies / N. P. Goncharuk, F. T. Shageeva, E.I. Khromova // Lecture Notes in Networks and Systems. — 2022. — Vol. 390. — P. 684–695.
3. Холодная, М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. — Санкт-Петербург : Питер, 2002. — 272 с.
4. Современная цифровая образовательная среда (СЦОС). — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> neorusedu.ru/ (дата обращения: 16.02.23).
5. Сморчкова, В. П. Профессиональная мобильность педагога в условиях инновационного развития образования / В. П. Сморчкова, В. В. Тараканова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2018. — № 4. — С. 14–19.
6. Платформа дополнительного профессионального онлайн-образования. — URL: <a href="https://edumooc.openprofession.ru/catalog" target="_blank">https://edumooc.openprofession.ru/catalog</a> (дата обращения: 18.01.23).
7. Можаева, Г. В. Массовые онлайн-курсы: новый вектор в развитии непрерывного образования / Г. В. Можаева // Открытое и дистанционное образование. — 2015. — № 2. — С. 56–65.
8. Мое образование. — URL: <a href="https://online.edu.ru/public/promo" target="_blank">https://online.edu.ru/public/promo</a> (дата обращения: 18.02.23).
9. Коржуев, А. В. Традиции и инновации в высшем профессиональном образовании / А. В. Коржуев, В. А. Попков. — Москва, 2003. — 300 с.
10. Какие профессии исчезнут к 2030 году? — URL: <a href="https://futurehub." target="_blank">https://futurehub.</a> winningthehearts.com/kakie-professiiischeznut-k-2030 (дата обращения: 13.02.2023).
11. Амирова, Л. А. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации : монография / Л. А. Амирова, А. Ф. Амиров. — Уфа : Вагант, 2011. — 194 с.
12. Днепровская, Г. В. Открытые образовательные ресурсы и цифровая среда обучения / Н. В. Днепровская, И. В. Шевцова // Высшее образование в России. — 2020. — Т. 29, № 12. — С. 144–155. — <a href="https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12144-155" target="_blank">https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-12144-155</a>
13. Днепровская, Н. В. Открытые образовательные ресурсы: современные перспективы / Н. В. Днепровская, И. В. Шевцова // Высшее образование в России. — 2019. — Т. 28, № 8/9. — С. 110–118. — <a href="https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-110-118" target="_blank">https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-110-118</a>
14. Гречушкина, Н. В. Онлайн-курс: определение и классификация / Н. В. Гречушкина // Высшее образование в России. — 2018. — № 6. — С. 125–134.
15. Горюнова, Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : монография / Л. В. Горюнова. — Ростов-на-Дону : Изд-во РГПУ, 2006. — 228 с.
16. Гончарук, Н. П. Использование массовых открытых онлайн-курсов как способ повышения качества непрерывного самообразования / Н. П. Гончарук, Е. И. Хромова // Казанский педагогический журнал. — 2020. — № 5. — С. 77–83. — DOI: 10.34772/ KPJ.2020.142.5.011
17. Гончарук, Н. П. Интеллектуализация профессионально-педагогической деятельности на основе интеграции педагогических и цифровых технологий / Н. П. Гончарук, Е. И. Хромова // Педагогика и психология образования. — 2020. — № 2. — С. 83–92. — DOI: 10.31862/
18. Гончарук, Н. П. Развитие интеллектуальной компетентности и профессиональной мобильности научно-педагогических кадров в условиях информационного общества / Н. П. Гончарук. — Казань : Изд-во МОиН РТ, 2011. — 224 с.
19. Андреев, А. А. Российские открытые образовательные ресурсы и массовые открытые дистанционные курсы / А. А. Андреев // Высшее образование в России. — 2014. — № 6. — С. 150–155.

Остальные статьи