Развитие профессиональной мобильности научнопедагогических кадров в условиях цифровизации образования
Аннотация
Цифровизация образования стимулирует процессы трансформации содержания, форм, методов образовательной деятельности, требований к профессиональным компетенциям преподавателей. В статье определена значимость профессиональной мобильности, которая обеспечивает адекватное реагирование на происходящие изменения, готовность к саморазвитию и профессиональной самореализации. Рассматриваются возможности открытых образовательных ресурсов и массовых открытых онлайн-курсов для развития профессиональной мобильности преподавателей в условиях современной цифровой образовательной среды.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 168-178 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_168 |
Цифровая трансформация, открытость, гибкость, интегрированность с профессиональной сферой становятся важнейшими характеристиками и направлениями развития образования. Динамика инновационного образовательного движения в обществе, ведущим носителем которого являются педагогические кадры, становится важнейшим показателем уровня его развития. В условиях общественных, экономических, технологических, социальных изменений традиционные представления о роли, функциях преподавателя перестают соответствовать все более возрастающим потребностям информационного общества.
Постоянное расширение областей применения цифровых технологий позволяет разрабатывать новые образовательные структуры и организации. Среди современных образовательных инноваций важным трендом является открытое образование, главная задача которого состоит в преодолении функциональной неграмотности, информационного неравенства различных слоев населения, повышении уровня развития цифровых компетенций, информационной культуры. Преимущества открытого образования состоят в том, что оно позволяет строить образовательную деятельность в зависимости от личного опыта, целей, персональных потребностей, обеспечивает конструирование индивидуальной траектории обучения, персональной образовательной среды с помощью современных цифровых ресурсов и сервисов.
Система современного образования использует принципы открытых информационных сетей, использование которых оказывает значительное влияние на традиционные формы и методы обучения. Важное направление открытого образования состоит в трансформации содержания, форм, педагогических технологий, приемов коммуникации на основе использования цифровых инструментов, отечественных и зарубежных открытых образовательных ресурсов, в том числе общедоступных массовых открытых онлайн-курсов, видеолекций, аудиоматериалов, учебных пособий, цифровых учебников, учебно-методических материалов. Открытое образование предоставляет свободный доступ к отечественным и зарубежным цифровым ресурсам, снимает пространственно-временные ограничения в работе с различными источниками информации.
В современной цифровой образовательной среде важную роль играют такие формы открытого образования, как открытые образовательные ресурсы (ООР) и массовые открытые онлайн-курсы (МООК) [2]. К открытым образовательным ресурсам относятся свободно распространяемые образовательные материалы с широким доступом к контенту. Основные функции МООК состоят в обеспечении свободного доступа без ограничений к платформам онлайн-образования, к образовательным сервисам [9].
Открытые образовательные ресурсы являются важными инструментами современного образования и самообразования, однако выявлению их потенциала, разработке технологий их применения в образовательном процессе уделяется недостаточно внимания, а методы распространения материалов ООР нуждаются в более эффективном продвижении [8]. Кроме того, разработка способов применения материалов ООР в значительной степени зависит от уровня развития профессиональных и цифровых компетенций преподавателя. Преподаватели самостоятельно выбирают не только необходимые для работы ресурсы и инструменты, но и удобные для них варианты распространения своих образовательных материалов на платформах онлайн-образования и в других видах ООР.