Формирование профессионально значимых свойств обучающихся в учебно-воспитательном процессе вуза
Аннотация
В статье акцентируется внимание на стратегии учебно-воспитательного процесса вуза, отвечающего за качество подготовки выпускников к выполнению функциональных обязанностей в условиях неординарных профессиональных ситуаций. В качестве значимой воспитательной задачи определяется личностная идентификация обучающихся с будущей профессией, что выражается осознанием своих профессионально значимых свойств. Изменение стратегии реорганизации направлений профессиональной подготовки и показателей для ее оценки иллюстрируется сменой доминантной личностной характеристики, подтверждающей соответствие достигнутой образовательной цели определенной стратегии университетского образования. На основе сравнения доминирующих профессионально значимых свойств утверждается значимость профессионального самосознания выпускников для успешной адаптации в профессиональной сфере. Приводятся результаты комплексного исследования, проведенного в Самарском университете, выборку которого составили 198 человек. Данные подтверждаются положительными результатами апробирования разработанной дидактической системы на примере студентов — будущих юристов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 159-167 |
УДК | 378 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_159 |
Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.
К. Д. Ушинский
Постановка проблемы
Значительные изменения, происходящие в системе образования, обусловлены ее новой парадигмой. Образовательные цели направляются на преодоление противоречий между вызовами человеческой цивилизации и неготовностью личности справляться с неординарными ситуациями. Сегодня намечен путь от освоения значительных объемов информации к овладению способами непрерывного приобретения знаний, способствующих качественному решению профессиональных задач. Спорным остается вопрос соответствия личностных характеристик специалиста миссии выполняющего профессиональные функции.
В процессе профессиональной подготовки отмечаются недостатки в постановке ее целей и выборе средств организации учебно-воспитательного процесса. Изменение содержания учебных программ требует доказательства целесообразности развития способностей будущих специалистов с учетом поставленных социальной ситуацией задач и требований работодателей. Каждый исторический этап выдвигает на первый план основное требование к выпускнику вуза, адекватное специфике и особенностям деятельности, обусловленным востребованностью данной профессии. Однако вступление России в Болонский процесс в качестве образовательного приоритета определило наличие у выпускника вуза компетенций, изменив его типологию. Уход от фундаментального образования не оправдал ожидаемого качества профессиональной подготовки, что подтверждают регулярные изменения в Госстандартах.