Дата публикации: 01.04.2023

Формирование профессионально значимых свойств обучающихся в учебно-воспитательном процессе вуза

Аннотация

В статье акцентируется внимание на стратегии учебно-воспитательного процесса вуза, отвечающего за качество подготовки выпускников к выполнению функциональных обязанностей в условиях неординарных профессиональных ситуаций. В качестве значимой воспитательной задачи определяется личностная идентификация обучающихся с будущей профессией, что выражается осознанием своих профессионально значимых свойств. Изменение стратегии реорганизации направлений профессиональной подготовки и показателей для ее оценки иллюстрируется сменой доминантной личностной характеристики, подтверждающей соответствие достигнутой образовательной цели определенной стратегии университетского образования. На основе сравнения доминирующих профессионально значимых свойств утверждается значимость профессионального самосознания выпускников для успешной адаптации в профессиональной сфере. Приводятся результаты комплексного исследования, проведенного в Самарском университете, выборку которого составили 198 человек. Данные подтверждаются положительными результатами апробирования разработанной дидактической системы на примере студентов — будущих юристов.




Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

К. Д. Ушинский 

Постановка проблемы

Значительные изменения, происходящие в системе образования, обусловлены ее новой парадигмой. Образовательные цели направляются на преодоление противоречий между вызовами человеческой цивилизации и неготовностью личности справляться с неординарными ситуациями. Сегодня намечен путь от освоения значительных объемов информации к овладению способами непрерывного приобретения знаний, способствующих качественному решению профессиональных задач. Спорным остается вопрос соответствия личностных характеристик специалиста миссии выполняющего профессиональные функции.

В процессе профессиональной подготовки отмечаются недостатки в постановке ее целей и выборе средств организации учебно-воспитательного процесса. Изменение содержания учебных программ требует доказательства целесообразности развития способностей будущих специалистов с учетом поставленных социальной ситуацией задач и требований работодателей. Каждый исторический этап выдвигает на первый план основное требование к выпускнику вуза, адекватное специфике и особенностям деятельности, обусловленным востребованностью данной профессии. Однако вступление России в Болонский процесс в качестве образовательного приоритета определило наличие у выпускника вуза компетенций, изменив его типологию. Уход от фундаментального образования не оправдал ожидаемого качества профессиональной подготовки, что подтверждают регулярные изменения в Госстандартах.

Список литературы

1. Yustus, I. V. Teoretiko-metodologicheskie osnovy` razvitiya duxovnoj kul`tury` studentov universiteta : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk : 13.00.08 / Yustus Irina Viktorovna. — Samara, 2002. — 38 s.
2. 14. Юстус, И. В. Теоретико-методологические основы развития духовной культуры студентов университета : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Юстус Ирина Викторовна. — Самара, 2002. — 38 c.
3. Xramczov, E. B. Professional`noe samosoznanie yurista — faktor preduprezhdeniya professional`noj deformacii / E. B. Xramczov // Obrazovanie v sovremennom mire: innovacionny`e strategii : sb. nauch. tr. mezhdunar. nauch.-metod. konf. — Samara, 2016. — S. 1
4. 13. Храмцов, Е. Б. Профессиональное самосознание юриста — фактор предупреждения профессиональной деформации / Е. Б. Храмцов // Образование в современном мире: инновационные стратегии : сб. науч. тр. междунар. науч.-метод. конф. — Самара, 2016. — С. 150–15
5. Xramczov, E. B. Formirovanie professional`nogo samosoznaniya studentov — budushhix yuristov sredstvami uchebny`x disciplin : avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08 / Xramczov Egor Borisovich. — Samara, 2010. — 20 s.
6. 12. Храмцов, Е. Б. Формирование профессионального самосознания студентов — будущих юристов средствами учебных дисциплин : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Храмцов Егор Борисович. — Самара, 2010. — 20 c.
7. Filipchenko, S. N. Formirovanie patrioticheskoj kul`tury` kursantov v processe obucheniya v voennom vuze : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk : 13.00.08 / Filipchenko Svetlana Nikolaevna. — Samara, 2006. — 33 s.
8. 11. Филипченко, С. Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Филипченко Светлана Николаевна. — Самара, 2006. — 33 c.
9. Strel`nikova, V. N. Specifika professional`noj deyatel`nosti budushhix specialistov social`noj raboty` / V. N. Strel`nikova // Tendencii razvitiya pedagogiki i psixologii : sb. st. mezhdunar. nauch.-prakt. konf. — Ufa, 2014. — S. 101–104.
10. 10. Стрельникова, В. Н. Специфика профессиональной деятельности будущих специалистов социальной работы / В. Н. Стрельникова // Тенденции развития педагогики и психологии : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — Уфа, 2014. — С. 101–104.
11. Rudneva, T. I. Kachestvo professional`noj podgotovki: metodologicheskie aspekty` / T. I. Rudneva, A. B. Xramczova, E. B. Xramczov // Sostoyanie i perspektivy` razvitiya vy`sshego obrazovaniya v sovremennom mire : mater. dokl. mezhdunar. nauch.-prakt. konf
12. 9. Руднева, Т. И. Качество профессиональной подготовки: методологические аспекты / Т. И. Руднева, А. Б. Храмцова, Е. Б. Храмцов // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире : матер. докл. междунар. науч.-практ. конф. — Сочи,
13. Pevczova, E. A. Pravovaya kul`tura i pravovoe vospitanie v Rossii na rubezhe XX– XXI vekov / E. A. Pevczova. — Moskva : Novy`j uchebnik, 2003. — 415 s.
14. 8. Певцова, Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX–XXI веков / Е. А. Певцова. — Москва : Новый учебник, 2003. — 415 с.
15. Merkulova, L. P. Formirovanie professional`noj mobil`nosti specialistov texnicheskogo profilya sredstvami inostrannogo yazy`ka : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk : 13.00.08 / Merkulova Lyudmila Petrovna. — Samara, 2008. — 40 s.
16. 7. Меркулова, Л. П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Меркулова Людмила Петровна. — Самара, 2008. — 40 c.
17. Lipunova, O. V. Formirovanie metodicheskoj kul`tury` uchitelej shkol korenny`x malochislenny`x narodov Severa : avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08 / Lipunova Oksana Vasil`evna. — Samara, 2009. — 19 s.
18. 6. Липунова, О. В. Формирование методической культуры учителей школ коренных малочисленных народов Севера : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Липунова Оксана Васильевна. — Самара, 2009. — 19 c.
19. Kosareva, E. Yu. Sistema formirovaniya professional`nogo samosoznaniya pedagogov v processe neprery`vnogo professional`nogo obrazovaniya : avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08 / Kosareva Ekaterina Yur`evna. — Samara, 2003. — 20 s.
20. 5. Косарева, Е. Ю. Система формирования профессионального самосознания педагогов в процессе непрерывного профессионального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Косарева Екатерина Юрьевна. — Самара, 2003. — 20 c.
21. Dudovich, D. L. Formirovanie mezhkul`turnoj kompetentnosti studentov — budushhix kul`turologov v processe professional`noj podgotovki v vuze : avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08 / Dudovich Dar`ya Leonidovna. — Samara, 2013. — 20 s.
22. 4. Дудович, Д. Л. Формирование межкультурной компетентности студентов — будущих культурологов в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Дудович Дарья Леонидовна. — Самара, 2013. — 20 c.
23. Belov, D. O. Sistema formirovaniya professional`noj nadezhnosti studentov specializacii «E`lektrosnabzhenie zhelezny`x dorog» / D. O. Belov // Kul`tura fizicheskaya i zdorov`e. — 2020. — № 4. — S. 25–28.
24. 3. Белов, Д. О. Система формирования профессиональной надежности студентов специализации «Электроснабжение железных дорог» / Д. О. Белов // Культура физическая и здоровье. — 2020. — № 4. — С. 25–28.
25. Agureeva, A. V. Formirovanie operacional`noj kompetentnosti gidov-perevodchikov v sisteme dopolnitel`nogo obrazovaniya : avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08 / Agureeva Alina Viktorovna. — Samara, 2002. — 24 s.
26. 2. Агуреева, А. В. Формирование операциональной компетентности гидов-переводчиков в системе дополнительного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Агуреева Алина Викторовна. — Самара, 2002. — 24 c.
27. Ageenko, N. V. Podgotovka studentov — budushhix zhurnalistov k soblyudeniyu norm professional`noj e`tiki : avtoref. dis. … kand. ped. nauk : 13.00.08 / Ageenko Nataliya Vladimirovna. — Samara, 2007. — 20 s.
28. 1. Агеенко, Н. В. Подготовка студентов — будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Агеенко Наталия Владимировна. — Самара, 2007. — 20 c.

Остальные статьи