Дата публикации: 01.04.2023

Формирование профессионально значимых свойств обучающихся в учебно-воспитательном процессе вуза

Аннотация

В статье акцентируется внимание на стратегии учебно-воспитательного процесса вуза, отвечающего за качество подготовки выпускников к выполнению функциональных обязанностей в условиях неординарных профессиональных ситуаций. В качестве значимой воспитательной задачи определяется личностная идентификация обучающихся с будущей профессией, что выражается осознанием своих профессионально значимых свойств. Изменение стратегии реорганизации направлений профессиональной подготовки и показателей для ее оценки иллюстрируется сменой доминантной личностной характеристики, подтверждающей соответствие достигнутой образовательной цели определенной стратегии университетского образования. На основе сравнения доминирующих профессионально значимых свойств утверждается значимость профессионального самосознания выпускников для успешной адаптации в профессиональной сфере. Приводятся результаты комплексного исследования, проведенного в Самарском университете, выборку которого составили 198 человек. Данные подтверждаются положительными результатами апробирования разработанной дидактической системы на примере студентов — будущих юристов.




Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

К. Д. Ушинский 

Постановка проблемы

Значительные изменения, происходящие в системе образования, обусловлены ее новой парадигмой. Образовательные цели направляются на преодоление противоречий между вызовами человеческой цивилизации и неготовностью личности справляться с неординарными ситуациями. Сегодня намечен путь от освоения значительных объемов информации к овладению способами непрерывного приобретения знаний, способствующих качественному решению профессиональных задач. Спорным остается вопрос соответствия личностных характеристик специалиста миссии выполняющего профессиональные функции.

В процессе профессиональной подготовки отмечаются недостатки в постановке ее целей и выборе средств организации учебно-воспитательного процесса. Изменение содержания учебных программ требует доказательства целесообразности развития способностей будущих специалистов с учетом поставленных социальной ситуацией задач и требований работодателей. Каждый исторический этап выдвигает на первый план основное требование к выпускнику вуза, адекватное специфике и особенностям деятельности, обусловленным востребованностью данной профессии. Однако вступление России в Болонский процесс в качестве образовательного приоритета определило наличие у выпускника вуза компетенций, изменив его типологию. Уход от фундаментального образования не оправдал ожидаемого качества профессиональной подготовки, что подтверждают регулярные изменения в Госстандартах.

Список литературы

1. Агеенко, Н. В. Подготовка студентов — будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Агеенко Наталия Владимировна. — Самара, 2007. — 20 c.
2. Агуреева, А. В. Формирование операциональной компетентности гидов-переводчиков в системе дополнительного образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Агуреева Алина Викторовна. — Самара, 2002. — 24 c.
3. Белов, Д. О. Система формирования профессиональной надежности студентов специализации «Электроснабжение железных дорог» / Д. О. Белов // Культура физическая и здоровье. — 2020. — № 4. — С. 25–28.
4. Дудович, Д. Л. Формирование межкультурной компетентности студентов — будущих культурологов в процессе профессиональной подготовки в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Дудович Дарья Леонидовна. — Самара, 2013. — 20 c.
5. Косарева, Е. Ю. Система формирования профессионального самосознания педагогов в процессе непрерывного профессионального образования : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Косарева Екатерина Юрьевна. — Самара, 2003. — 20 c.
6. Липунова, О. В. Формирование методической культуры учителей школ коренных малочисленных народов Севера : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Липунова Оксана Васильевна. — Самара, 2009. — 19 c.
7. Меркулова, Л. П. Формирование профессиональной мобильности специалистов технического профиля средствами иностранного языка : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Меркулова Людмила Петровна. — Самара, 2008. — 40 c.
8. Певцова, Е. А. Правовая культура и правовое воспитание в России на рубеже XX–XXI веков / Е. А. Певцова. — Москва : Новый учебник, 2003. — 415 с.
9. Руднева, Т. И. Качество профессиональной подготовки: методологические аспекты / Т. И. Руднева, А. Б. Храмцова, Е. Б. Храмцов // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире : матер. докл. междунар. науч.-практ. конф. — Сочи,
10. Стрельникова, В. Н. Специфика профессиональной деятельности будущих специалистов социальной работы / В. Н. Стрельникова // Тенденции развития педагогики и психологии : сб. ст. междунар. науч.-практ. конф. — Уфа, 2014. — С. 101–104.
11. Филипченко, С. Н. Формирование патриотической культуры курсантов в процессе обучения в военном вузе : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Филипченко Светлана Николаевна. — Самара, 2006. — 33 c.
12. Храмцов, Е. Б. Формирование профессионального самосознания студентов — будущих юристов средствами учебных дисциплин : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.08 / Храмцов Егор Борисович. — Самара, 2010. — 20 c.
13. Храмцов, Е. Б. Профессиональное самосознание юриста — фактор предупреждения профессиональной деформации / Е. Б. Храмцов // Образование в современном мире: инновационные стратегии : сб. науч. тр. междунар. науч.-метод. конф. — Самара, 2016. — С. 150–15
14. Юстус, И. В. Теоретико-методологические основы развития духовной культуры студентов университета : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.08 / Юстус Ирина Викторовна. — Самара, 2002. — 38 c.

Остальные статьи