Компетенция профессионального самоконтроля в квалификационных требованиях к специалистам среднего звена
Аннотация
В статье освещены результаты анализа образовательных итогов подготовки специалистов среднего звена в системе среднего профессионального образования в сопоставлении с современными квалификационными требованиями к специалистам данного уровня квалификации. Автором проанализированы результаты педагогических исследований, направленных на разработку систем развития умений самоконтроля студентов в учебной деятельности. Представлены перспективы исследования, направленного на создание методики формирования компетенции профессионального самоконтроля.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 155-159 |
УДК | 377.5 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_155 |
Современные специалисты среднего звена — техники, технологи, прорабы, мастера участков проходят подготовку в системе среднего профессионального образования (СПО). В этих целях выделен самостоятельный подуровень СПО — программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ), утвержден и самостоятельный перечень специальностей СПО. В отличие от рабочих, специалисты среднего звена готовятся к выполнению функций линейных руководителей, в обязанности которых входит управление небольшими производственными подразделениями. Для многих именно эта работа становится основной трудовой деятельностью.
Управление производственными подразделениями подчиняется основным циклографическим этапам, выделенным еще Генри Л. Гантом (см.: [1]). Планирование, организация деятельности, контроль и рефлексия — этапы циклограммы управленческой деятельности специалистов среднего звена. При этом в системе СПО, как правило, больше внимания уделяется первым трем этапам, а рефлексия, анализ собственной деятельности, действия, направленные на улучшение производственных процессов, остаются вне профессиональных образовательных программ.
В современной компетентностной интерпретации управленческая рефлексия чаще всего определяется как готовность к выполнению операций профессионального самоконтроля, или самоконтроля процессов и результатов профессиональной деятельности. Очевидно, что данная функция крайне важна для дальнейшего планирования и организации деятельности подчиненных с учетом отрефлексированных ошибок или, напротив, удачных управленческих решений. Последнее даже важней, поскольку опыт профессиональной деятельности не есть осознание ошибок в ситуациях, которые больше никогда не повторятся.
Современная система квалификационных требований пришла на смену тарифно-квалификационным справочникам советской эпохи, в которых крайне скудно описывались требования к выполнению определенных трудовых функций. Устаревшие документы ограничивались формулами «должен знать» и «должен уметь». Профессиональные стандарты оперируют такими понятиями, как «обобщенные трудовые функции», которые, в свою очередь, декомпозируются на трудовые функции. Для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников были разработаны и утверждены уровни квалификации [3].
Уровни квалификации содержат описание следующих показателей: «Полномочия и ответственность», «Характер умений», «Характер знаний», «Основные пути достижения уровня квалификации», они определяют требования к умениям и знаниям в зависимости от полномочий и ответственности работника. Показатель «Полномочия и ответственность» устанавливает компетенцию (общую) работника, связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки и ее последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства. Показатель «Характер умений» фиксирует требования к умениям и зависит от особенностей профессиональной деятельности, способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития. Показатель «Характер знаний» устанавливает требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объема и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний или степени их абстрактности.