Дата публикации: 01.04.2023

От индивидуально-психологических особенностей подростков к транспрофессионализму в социально-профессиональном будущем: сущностный анализ и результаты исследования

Аннотация

В статье представлен сущностный анализ индивидуально-психологических особенностей личности как предпосылки и предиктора формирования транспрофессиональных характеристик в процессе допрофессионального развития, сопряженного с воспитанием, обучением, профориентацией; описаны характеристики транспрофессионализма субъекта профессиональной деятельности. В ходе эмпирического исследования конструктивные профессиональные установки, антиципационная состоятельность, интеллектуальная лабильность, лидерские способности, коммуникативные и организаторские склонности подростков рассматривались как предпосылки формирования у них транспрофессионализма в социально-профессиональном будущем.




Теоретические основания исследования

Изменчивость мира вызывает сообразные реакции у каждого человека, если только он хочет идти в ногу со временем. Изменчивость мира — это не веяние текущих событий, а обычная ситуация, характеризующаяся неопределенностью и непредсказуемостью будущего, с которой неоднократно сталкивается каждое поколение. Объективная реальность априори не может быть статичной, а значит, и отражение ее человеком порождает трансформационные процессы в нем. Конструктивный ответ на внешние вызовы становится возможным благодаря тому, что есть в самом человеке, — его индивидуально-психологическим особенностям. Как отмечают Т. В. Корнилова и С. Д. Смирнов, «и прошлый опыт, и индивидуальные черты, и генотип человека представляют собой не основу личности, а ее предпосылки, условия становления и развития личности» [15, с. 179].

Подростки, стоящие на пороге самостоятельной взрослой жизни, нуждаются в пристальном внимании в аспекте формирования у них готовности и способности к совладанию с изменчивостью мира не только в текущее время, но и в будущем. А учитывая то, что человек в течение практически всей своей жизни в разнообразных формах сталкивается с профессиональным миром, необходимо дать нынешним школьникам перспективную возможность быть устойчивыми, гибкими в условиях его «турбулентности» и достигать новых высот в собственной профессиональной деятельности и профессиональном развитии.

Обращаясь к классическому определению и сопрягая его с сущностью принципа развития в психологии, можно понимать профессиональное развитие как неравномерный, нелинейный процесс прогрессивного и регрессивного изменения личности человека в ходе освоения и выполнения им профессионально-образовательной и профессиональной деятельности. Однако онтогенетически этот процесс начинается гораздо раньше, чем собственно профессиональная подготовка, — в латентном виде. В этом случае допрофессиональное развитие человека протекает в контексте индивидуально-личностного развития, является частью процесса собственно профессионального развития, вносит существенный вклад в выбор жизненного сценария, профессионального пути, профессионально-образовательной траектории. Такая расширенная трактовка феномена и процесса профессионального развития фокусирует исследовательское внимание на индивидуально-психологических особенностях человека, которые отражают функционирование его психических процессов, свойств, состояний, проявляются в мировоззрении, поведении, деятельности, делая при этом личность уникальной и неповторимой. В основе индивидуально-психологических особенностей человека лежит специфический набор персональных характеристик, обусловленных разнообразными факторами (от биологической организации до разных форм социального взаимодействия), которые в ходе активной и исключительной жизнедеятельности не только развиваются и изменяются, но и в результате экстериоризации позволяют преобразовывать объективный мир.

Центральным звеном допрофессионального развития человека выступает процесс профессионального самоопределения, тесно связанный с воспитанием [19], обучением, профориентацией в дошкольных образовательных учреждениях [16; 18], в школе и учреждениях дополнительного образования, которые в идеале должны способствовать не столько выбору профессии, сколько раскрытию способностей, интересов, приобщению к труду, формированию у субъекта адекватных жизненных и профессиональных планов, перспектив.

Список литературы

1. 12.Кондаков, И. М. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопросы психологии. — 1989. — № 5. — С. 158–164.
2. Kondakov, I. M. Metodologicheskie osnovaniya zarubezhny`x teorij professional`nogo razvitiya / I. M. Kondakov, A. V. Suxarev // Voprosy` psixologii. — 1989. — № 5. — S. 158–164.
3. 13. Кондаков, И. М. Диагностика профессиональных установок подростка / И. М. Кондаков // Вопросы психологии. — 1997. — № 2. — С. 122–130.
4. Kondakov, I. M. Diagnostika professional`ny`x ustanovok podrostka / I. M. Kondakov // Voprosy` psixologii. — 1997. — № 2. — S. 122–130.
5. 14. Конюхова, Е. Т. Функции установки личности на успешность в профессиональной деятельности / Е. Т. Конюхова // Современные наукоемкие технологии. — 2005. — № 10. — С. 21–22.
6. Konyuxova, E. T. Funkcii ustanovki lichnosti na uspeshnost` v professional`noj deyatel`nosti / E. T. Konyuxova // Sovremenny`e naukoemkie texnologii. — 2005. — № 10. — S. 21–22.
7. 15. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. — Санкт-Петербург : Питер, 2006. — 320 с.
8. Kornilova, T. V. Metodologicheskie osnovy` psixologii / T. V. Kornilova, S. D. Smirnov. — Sankt-Peterburg : Piter, 2006. — 320 s.
9. 16. Мазниченко, М. А. Ранняя комплексная профориентация дошкольников: ознакомление с профессиями, профдиагностика, профессиональные пробы / М. А. Мазниченко, В. П. Шуванова, А. А. Зиновьева // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. — 2020.
10. Maznichenko, M. A. Rannyaya kompleksnaya proforientaciya doshkol`nikov: oznakomlenie s professiyami, profdiagnostika, professional`ny`e proby` / M. A. Maznichenko, V. P. Shuvanova, A. A. Zinov`eva // Doshkol`nik. Metodika i praktika vospitaniya i obucheni
11. 17. Менделевич, В. Д. Антиципационные механизмы неврозогенеза / В. Д. Менделевич. — Москва: Городец, 2018. — 448 с.
12. Mendelevich, V. D. Anticipacionny`e mexanizmy` nevrozogeneza / V. D. Mendelevich. — Moskva : Gorodecz, 2018. — 448 s.
13. 18. Пряжникова, Е. Ю. Профориентация : учеб. пособие / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. — Москва : Академия, 2010. — 496 с.
14. Pryazhnikova, E. Yu. Proforientaciya : ucheb. posobie / E. Yu. Pryazhnikova, N. S. Pryazhnikov. — Moskva : Akademiya, 2010. — 496 s.
15. 19. Родичев, Н. Ф. Гармонизация представлений о воспитании и профессиональной ориентации / Н. Ф. Родичев, Л. Н. Куртеева, С. А. Осадчева // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 3 (59). — С. 108–123. — DOI: 10.51944/20738498_2022_3_108
16. Rodichev, N. F. Garmonizaciya predstavlenij o vospitanii i professional`noj orientacii / N. F. Rodichev, L. N. Kurteeva, S. A. Osadcheva // Izvestiya Rossijskoj akademii obrazovaniya. — 2022. — № 3 (59). — S. 108–123. — DOI: 10.51944/20738498_2022_3_108
17. 20. Скотникова, И. Г. Парадигма вероятностного прогнозирования в психологии / И. Г. Скотникова // Познание и переживание. — 2021. — Т. 2, № 2. — С. 6–27. — DOI: 10.51217/cogexp_2021_02_02_01
18. Skotnikova, I. G. Paradigma veroyatnostnogo prognozirovaniya v psixologii / I. G. Skotnikova // Poznanie i perezhivanie. — 2021. — T. 2, № 2. — S. 6–27. — DOI: 10.51217/cogexp_2021_02_02_01
19. 21. Третьяков, П. И. Профессиональная жизнеспособность и компетенции педагогов-руководителей как показатели качества образования / П. И. Третьяков // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 3. — С. 221–227.
20. Tret`yakov, P. I. Professional`naya zhiznesposobnost` i kompetencii pedagogovrukovoditelej kak pokazateli kachestva obrazovaniya / P. I. Tret`yakov // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. — 2006. — № 3. — S. 221–227.
21. 1. Асмолов, А. Г. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции / А. Г. Асмолов, Е. Д. Шехтер, А. М. Черноризов // Mobilis in mobili: личность в эпоху перемен / под общ. ред. А. Г. Асмолова. — Москва, 2018
22. Asmolov, A. G. Preadaptaciya k neopredelennosti kak strategiya navigacii razvivayushhixsya sistem: marshruty` e`volyucii / A. G. Asmolov, E. D. Shexter, A. M. Chernorizov // Mobilis in mobili: lichnost` v e`poxu peremen / pod obshh. red. A. G. Asmolova. —
23. 2. Байденко, В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения : метод. пособие / В. И. Байденко. — Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. — 72 с.
24. Bajdenko, V. I. Vy`yavlenie sostava kompetencij vy`pusknikov vuzov kak neobxodimy`j e`tap proektirovaniya GOS VPO novogo pokoleniya : metod. posobie / V. I. Bajdenko. — Moskva : Issledovatel`skij centr problem kachestva podgotovki specialistov, 2006. — 72
25. 3. Бутко, Н. Б. Формирование профессиональных и общекультурных компетенций студентов-физиков в процессе самостоятельной работы / Н. Б. Бутко, С. П. Степина // Полилингвиальность и транскультурные практики. — 2018. — Т. 15, № 2. — С. 248–254. — DOI: 10.223
26. Butko, N. B. Formirovanie professional`ny`x i obshhekul`turny`x kompetencij studentov-fizikov v processe samostoyatel`noj raboty` / N. B. Butko, S. P. Stepina // Polilingvial`nost` i transkul`turny`e praktiki. — 2018. — T. 15, № 2. — S. 248–254. — DOI: 10
27. 4. Выготский, Л. С. Исторический смысл психологического кризиса / Л. С. Выготский // Психология. — Москва, 2002. — С. 14–120.
28. Vy`gotskij, L. S. Istoricheskij smy`sl psixologicheskogo krizisa / L. S. Vy`gotskij // Psixologiya. — Moskva, 2002. — S. 14–120.
29. 5. Горбунова, М. Б. Методика формирования социально-личностных компетенций учащихся 1–4 классов в исследовательской деятельности / М. Б. Горбунова // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя. — 2018. — № 3. — С. 33–37.
30. Gorbunova, M. B. Metodika formirovaniya social`no-lichnostny`x kompetencij uchashhixsya 1–4 klassov v issledovatel`skoj deyatel`nosti / M. B. Gorbunova // Весцi БДПУ. Серыя 1. Педагогiка. Псiхалогiя. Фiлалогiя. — 2018. — № 3. — S. 33–37.
31. 6. Гребнев, Л. С. Общекультурные компетенции и воспитывающие технологии / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. — 2015. — № 10. — С. 48–51.
32. Grebnev, L. S. Obshhekul`turny`e kompetencii i vospity`vayushhie texnologii / L. S. Grebnev // Vy`sshee obrazovanie v Rossii. — 2015. — № 10. — S. 48–51.
33. 7. Зеер, Э. Ф. Психологические характеристики транспрофессиональных компетенций специалистов (на примере магистрантов — представителей социономических и технономических групп профессий) / Э. Ф. Зеер, М. В. Зиннатова, Т. Д. Буковей // Психология образовани
34. Zeer, E` . F. Psixologicheskie xarakteristiki transprofessional`ny`x kompetencij specialistov (na primere magistrantov — predstavitelej socionomicheskix i texnonomicheskix grupp professij) / E` . F. Zeer, M. V. Zinnatova, T. D. Bukovej // Psixologiya obra
35. 8. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Эксперимент и инновации в школе. — 2009. — № 2. — С. 7–14.
36. Zimnyaya, I. A. Klyuchevy`e kompetencii — novaya paradigma rezul`tata obrazovaniya / I. A. Zimnyaya // E`ksperiment i innovacii v shkole. — 2009. — № 2. — S. 7–14.
37. 9. Зиннатова, М. В. Психологические предпосылки формирования транспрофессионализма у старших подростков / М. В. Зиннатова // Профессиональное образование и рынок труда. — 2019. — № 2. — С. 35–40.
38. Zinnatova, M. V. Psixologicheskie predposy`lki formirovaniya transprofessionalizma u starshix podrostkov / M. V. Zinnatova // Professional`noe obrazovanie i ry`nok truda. — 2019. — № 2. — S. 35–40.
39. 10. Зиннатова, М. В. Самотрансценденция: феноменологическое исследование / М. В. Зиннатова // Учененые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. — 2022. — № 3. — С. 116–128.
40. Zinnatova, M. V. Samotranscendenciya: fenomenologicheskoe issledovanie / M. V. Zinnatova // Ucheneny`e zapiski Kry`mskogo federal`nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Sociologiya. Pedagogika. Psixologiya. — 2022. — № 3. — S. 116–128.
41. 11. Измерение и оценка сформированности универсальных компетенций обучающихся при освоении образовательных программ бакалавриата, магистратуры, специалитета : кол. монография / под науч. ред. И. Ю. Тархановой. — Ярославль : РИО ЯГПУ, 2018. — 383 с.
42. Izmerenie i ocenka sformirovannosti universal`ny`x kompetencij obuchayushhixsya pri osvoenii obrazovatel`ny`x programm bakalavriata, magistratury`, specialiteta : kol. monografiya / pod nauch. red. I. Yu. Tarxanovoj. — Yaroslavl` : RIO YaGPU, 2018. — 383

Остальные статьи