От индивидуально-психологических особенностей подростков к транспрофессионализму в социально-профессиональном будущем: сущностный анализ и результаты исследования
Аннотация
В статье представлен сущностный анализ индивидуально-психологических особенностей личности как предпосылки и предиктора формирования транспрофессиональных характеристик в процессе допрофессионального развития, сопряженного с воспитанием, обучением, профориентацией; описаны характеристики транспрофессионализма субъекта профессиональной деятельности. В ходе эмпирического исследования конструктивные профессиональные установки, антиципационная состоятельность, интеллектуальная лабильность, лидерские способности, коммуникативные и организаторские склонности подростков рассматривались как предпосылки формирования у них транспрофессионализма в социально-профессиональном будущем.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 142-154 |
УДК | 159.922.7-053.6+159.98:331.101+159.922.4+331.101+378.1 |
DOI | 0.51944/20738498_2023_2_141 |
Теоретические основания исследования
Изменчивость мира вызывает сообразные реакции у каждого человека, если только он хочет идти в ногу со временем. Изменчивость мира — это не веяние текущих событий, а обычная ситуация, характеризующаяся неопределенностью и непредсказуемостью будущего, с которой неоднократно сталкивается каждое поколение. Объективная реальность априори не может быть статичной, а значит, и отражение ее человеком порождает трансформационные процессы в нем. Конструктивный ответ на внешние вызовы становится возможным благодаря тому, что есть в самом человеке, — его индивидуально-психологическим особенностям. Как отмечают Т. В. Корнилова и С. Д. Смирнов, «и прошлый опыт, и индивидуальные черты, и генотип человека представляют собой не основу личности, а ее предпосылки, условия становления и развития личности» [15, с. 179].
Подростки, стоящие на пороге самостоятельной взрослой жизни, нуждаются в пристальном внимании в аспекте формирования у них готовности и способности к совладанию с изменчивостью мира не только в текущее время, но и в будущем. А учитывая то, что человек в течение практически всей своей жизни в разнообразных формах сталкивается с профессиональным миром, необходимо дать нынешним школьникам перспективную возможность быть устойчивыми, гибкими в условиях его «турбулентности» и достигать новых высот в собственной профессиональной деятельности и профессиональном развитии.
Обращаясь к классическому определению и сопрягая его с сущностью принципа развития в психологии, можно понимать профессиональное развитие как неравномерный, нелинейный процесс прогрессивного и регрессивного изменения личности человека в ходе освоения и выполнения им профессионально-образовательной и профессиональной деятельности. Однако онтогенетически этот процесс начинается гораздо раньше, чем собственно профессиональная подготовка, — в латентном виде. В этом случае допрофессиональное развитие человека протекает в контексте индивидуально-личностного развития, является частью процесса собственно профессионального развития, вносит существенный вклад в выбор жизненного сценария, профессионального пути, профессионально-образовательной траектории. Такая расширенная трактовка феномена и процесса профессионального развития фокусирует исследовательское внимание на индивидуально-психологических особенностях человека, которые отражают функционирование его психических процессов, свойств, состояний, проявляются в мировоззрении, поведении, деятельности, делая при этом личность уникальной и неповторимой. В основе индивидуально-психологических особенностей человека лежит специфический набор персональных характеристик, обусловленных разнообразными факторами (от биологической организации до разных форм социального взаимодействия), которые в ходе активной и исключительной жизнедеятельности не только развиваются и изменяются, но и в результате экстериоризации позволяют преобразовывать объективный мир.
Центральным звеном допрофессионального развития человека выступает процесс профессионального самоопределения, тесно связанный с воспитанием [19], обучением, профориентацией в дошкольных образовательных учреждениях [16; 18], в школе и учреждениях дополнительного образования, которые в идеале должны способствовать не столько выбору профессии, сколько раскрытию способностей, интересов, приобщению к труду, формированию у субъекта адекватных жизненных и профессиональных планов, перспектив.