Выявление, обоснование и систематизация критериев эффективности проблемно-деятельностного подхода к обучению в высшей военной школе
Аннотация
Статья посвящена вопросам совершенствования профессиональной подготовки обучающихся военно-учебных заведений на основе выявления, обобщения и систематизации критериев эффективности применения проблемно-деятельностного подхода к обучению курсантов и слушателей в высшей военной школе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Мир образования — образование в мире № 04/2022 |
Страницы | 159-168 |
УДК | 37.02 |
DOI | 10.51944/20738536_2022_4_159 |
Развитие отечественной системы военного образования характеризуется высоким уровнем динамики происходящих в ней изменений. Эта динамика обусловлена ускорением процесса «устаревания знаний», а также повышением уровня их инновационности и сложности в условиях проведения специальной военной операции на Украине и уровня мобилизационной готовности [11, с. 3–7].
В этих условиях определяющими становятся вопросы, нацеленные на овладение обучающимися глубокими, методологическими знаниями методологического уровня, инициирующими развитие у обучающихся способностей к непрерывному саморазвитию и успешным действиям в условиях неопределенности. Также необходимо сосредоточиться на системном, опережающем развитии инновационного потенциала военных вузов [16].
Следует отметить, что каждый из трех функционирующих в высшей военной школе качественных уровней процесса обучения курсантов и слушателей в высшей военной школе, занимая свою дидактическую «нишу», обусловленную конкретным, исторически возникающим аксиологическим фактором, обладает специфическими возможностями и имеет присущую конкретному уровню процесса обучения в военном вузе системную совокупность критериев эффективности.
Одним из факторов, определяющих необходимость обоснования и систематизации критериев процесса и результатов обучения в высшей военной школе с позиций проблемно-деятельностного подхода, является существенное возрастание его роли и повышение «удельного веса» в процессе обучения курсантов и слушателей.
Дополнение существующих критериев эффективности процесса и результатов обучения в высшей военной школе критериями, присущими проблемно-деятельностному подходу к обучению в высшей военной школе, становится объективной необходимостью, обусловленной непрерывным ускорением качественных изменений в военно-профессиональной деятельности [4, с. 16–33].