Дата публикации: 01.10.2022

Выявление, обоснование и систематизация критериев эффективности проблемно-деятельностного подхода к обучению в высшей военной школе

Аннотация

Статья посвящена вопросам совершенствования профессиональной подготовки обучающихся военно-учебных заведений на основе выявления, обобщения и систематизации критериев эффективности применения проблемно-деятельностного подхода к обучению курсантов и слушателей в высшей военной школе.




Развитие отечественной системы военного образования характеризуется высоким уровнем динамики происходящих в ней изменений. Эта динамика обусловлена ускорением процесса «устаревания знаний», а также повышением уровня их инновационности и сложности в условиях проведения специальной военной операции на Украине и уровня мобилизационной готовности [11, с. 3–7].

В этих условиях определяющими становятся вопросы, нацеленные на овладение обучающимися глубокими, методологическими знаниями методологического уровня, инициирующими развитие у обучающихся способностей к непрерывному саморазвитию и успешным действиям в условиях неопределенности. Также необходимо сосредоточиться на системном, опережающем развитии инновационного потенциала военных вузов [16].

Следует отметить, что каждый из трех функционирующих в высшей военной школе качественных уровней процесса обучения курсантов и слушателей в высшей военной школе, занимая свою дидактическую «нишу», обусловленную конкретным, исторически возникающим аксиологическим фактором, обладает специфическими возможностями и имеет присущую конкретному уровню процесса обучения в военном вузе системную совокупность критериев эффективности.

Одним из факторов, определяющих необходимость обоснования и систематизации критериев процесса и результатов обучения в высшей военной школе с позиций проблемно-деятельностного подхода, является существенное возрастание его роли и повышение «удельного веса» в процессе обучения курсантов и слушателей.

Дополнение существующих критериев эффективности процесса и результатов обучения в высшей военной школе критериями, присущими проблемно-деятельностному подходу к обучению в высшей военной школе, становится объективной необходимостью, обусловленной непрерывным ускорением качественных изменений в военно-профессиональной деятельности [4, с. 16–33].

Список литературы

1. 17. Теория обучения и педагогические технологии / И. А. Алёхин, Е. И. Федак, А. В. Деникин, С. В. Тенитилов, И. В. Юдин, Р. В. Мишин, С. Ю. Овсянников. — 2-е изд., перераб. — М., 2019.
2. 16. Путин В. В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России // Российская газета. 2012. 17 февраля.
3. 15. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. — В 2 т. Т. 2. — М. : Педагогика, 1983. — С. 168.
4. 14. Капица С. П. Синергетика и прогнозы будущего / С. П. Капица, С. П. Курдюмов, Г. Г. Малинецкий, — М. : Наука, 1997. — С. 179–183.
5. 13. Гуляев В. Н. Анализ существующих подходов к обучению в высшей школе / В. Н. Гуляев // Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 2. — С. 107–114.
6. 12. Гуляев В. Н. Методологические аспекты проблемно-деятельностного обучения в высшей школе: монография / В. Н. Гуляев. — М. : ВАГШ, 2008. — 211 с.
7. 11. Гуляев В. Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе : дис. ... д-ра пед. наук / В. Н. Гуляев. — М., 2003. — 302 c.
8. 10. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М. : Педагогика, 1991. — 479 с.
9. 9. Воронин Д. В. Оптимизация технологических подходов к обучению курсантов военных вузов / Д. В. Воронин, В. Н. Гуляев // Юридическая психология. — 2013. — № 2. — С. 29–31.
10. 8. Воронин Д. В. Военно-профессиональное обучение курсантов вузов как открытая саморазвивающаяся система / Д. В. Воронин, И. В. Дубинин // Современные проблемы профессионального образования: перспективные идеи и технологии: матер. Всеросс. науч.практ. кон
11. 7. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение : монография / А. А. Вербицкий. — М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. — 75 с.
12. 6. Вдовюк В. И. Обоснование понятийно-категориального аппарата профессиональной педагогики / В. И. Вдовюк, В. Н. Герасимов // Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 1. — С. 93–99.
13. 5. Военная педагогика : учебник / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, В. Н. Герасимов и др. ; под общ. ред. И. А. Алёхина. — 1-е изд. — М., 2022. — 415 с. — Серия 76: Высшее образование.
14. 4. Барабанщиков А. В. Проблемное обучение: итоги подведены — проблемы остаются / А. В. Барабанщиков // Вестник высшей школы. — 1985. — № 11. — С. 16–33.
15. 3. Алёхин И. А. Внедрение учебных информационно-дидактических систем в образовательную деятельность высших учебных заведений / И. А. Алёхин, А. А. Авуза, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 3 (55). — С. 147–153. — DOI: 1
16. 2. Алёхин И. А. Педагогическая технология современной подготовки специалистов в военных вузах России / И. А. Алёхин, Н. А. Давыдов // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 1–2 (54). — С. 135–146.
17. 1. Алёхин И. А. Анализ современной практики лингво-тренажерного обучения курсантов военных вузов / И. А. Алёхин, И. А. Зелененький // Мир образования — образование в мире. — 2022. — № 3 (87) — С. 95–98. — DOI: 10.51944/20738536_2022_3_88

Остальные статьи