Модель реализации технологии формирующего оценивания в процессе аттестации
Аннотация
Формирующее оценивание — это педагогическая технология, основанная на связи оценки эксперта и самооценки педагога, для того чтобы аттестуемый педагог сам определял дальнейшие шаги к улучшению собственных результатов. Оно называется формирующим, потому что предполагает не только самооценку профессиональных достижений аттестуемого педагога, но и их глубокий самоанализ с целью выявления профессиональных дефицитов и определения индивидуальной траектории профессионального саморазвития. Формирующему оцениванию необходимо учиться, именно поэтому в статье описывается структурно-функциональная модель реализации технологии формирующего оценивания в процессе аттестации педагогов, состоящая из трех компонентов: целевого, деятельностного и результативного.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 130-140 |
УДК | 37.08 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_130 |
Поднимая актуальную для каждого педагога проблему аттестации, хотелось бы прежде всего определить значение термина «аттестация».
Слово «аттестация» иностранного происхождения и означает «свидетельствовать, подтверждать». В русском языке этот термин появился в Петровскую эпоху. Примерно в 20–30-е гг. XVIII в. слово «аттестат» стало употребляться уже в близком к современному языку значении как документ, нечто удостоверяющий. В дореволюционной России аттестатом называлось свидетельство о прохождении службы, рекомендация с места прежней службы.
Во всем известном словаре русского языка С. И. Ожегова «аттестат» трактуется как «официальный документ об окончании учебного заведения, о присвоении звания» [8, с. 30].
Когда мы говорим об аттестации педагогических работников, то подразумеваем «присвоение звания», то есть присвоение квалификационной категории. Аттестация — это особый вид деятельности, направленной на обеспечение целенаправленности и согласованности в работе ее участников. В наше время существует много определений данного феномена: «инструмент управления качеством персонала», «итог повышения квалификации», «процесс перманентного повышения квалификации», «мощное средство мотивации», «способ определения квалификации», «изучение и оценка деятельности» и др.
Обобщив все определения, можно прийти к выводу, что аттестация — это комплексная оценка деятельности педагога, по результатам которой принимается какое-то решение: «выдать документ, удостоверяющий наличие чего-либо», «переместить аттестуемого с одной служебной позиции на другую», «уволить», «признать пригодным, соответствующим и т. п.» [3].