Дата публикации: 01.04.2023

Модель реализации технологии формирующего оценивания в процессе аттестации

Аннотация

Формирующее оценивание — это педагогическая технология, основанная на связи оценки эксперта и самооценки педагога, для того чтобы аттестуемый педагог сам определял дальнейшие шаги к улучшению собственных результатов. Оно называется формирующим, потому что предполагает не только самооценку профессиональных достижений аттестуемого педагога, но и их глубокий самоанализ с целью выявления профессиональных дефицитов и определения индивидуальной траектории профессионального саморазвития. Формирующему оцениванию необходимо учиться, именно поэтому в статье описывается структурно-функциональная модель реализации технологии формирующего оценивания в процессе аттестации педагогов, состоящая из трех компонентов: целевого, деятельностного и результативного.




Поднимая актуальную для каждого педагога проблему аттестации, хотелось бы прежде всего определить значение термина «аттестация».

Слово «аттестация» иностранного происхождения и означает «свидетельствовать, подтверждать». В русском языке этот термин появился в Петровскую эпоху. Примерно в 20–30-е гг. XVIII в. слово «аттестат» стало употребляться уже в близком к современному языку значении как документ, нечто удостоверяющий. В дореволюционной России аттестатом называлось свидетельство о прохождении службы, рекомендация с места прежней службы.

Во всем известном словаре русского языка С. И. Ожегова «аттестат» трактуется как «официальный документ об окончании учебного заведения, о присвоении звания» [8, с. 30].

Когда мы говорим об аттестации педагогических работников, то подразумеваем «присвоение звания», то есть присвоение квалификационной категории. Аттестация — это особый вид деятельности, направленной на обеспечение целенаправленности и согласованности в работе ее участников. В наше время существует много определений данного феномена: «инструмент управления качеством персонала», «итог повышения квалификации», «процесс перманентного повышения квалификации», «мощное средство мотивации», «способ определения квалификации», «изучение и оценка деятельности» и др.

Обобщив все определения, можно прийти к выводу, что аттестация — это комплексная оценка деятельности педагога, по результатам которой принимается какое-то решение: «выдать документ, удостоверяющий наличие чего-либо», «переместить аттестуемого с одной служебной позиции на другую», «уволить», «признать пригодным, соответствующим и т. п.» [3].

Список литературы

1. Yasvin, V. A. Obrazovatel`naya sreda ot modelirovaniya k proektirovaniyu / V. A. Yasvin. — Moskva : Smy`sl, 2001. — 366 s.
2. 11. Ясвин, В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. — Москва : Смысл, 2001. — 366 с.
3. Rossijskaya Federaciya. Pravitel`stvo. Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya attestacii pedagogicheskix rabotnikov organizacij, osushhestvlyayushhix obrazovatel`nuyu deyatel`nost`: Prikaz M-va obrazovaniya i nauki RF ot 7 apr. 2014 g. № 276. — URL <a href="https://" target="_blank">https://</a>
4. 10. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность : Приказ М-ва образования и науки РФ от 7 апр. 2014 г. № 276. — URL: <a href="https://www.garan" target="_blank">https://www.garan</a>
5. Pinskaya, M. A. Formiruyushhee ocenivanie i kachestvo obrazovaniya / M. A. Pinskaya. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-ikachestvo-obrazovaniya" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-ikachestvo-obrazovaniya</a> (data obrashheniya: 25.10.2022).
6. 9. Пинская, М. А. Формирующее оценивание и качество образования / М. А. Пинская. — URL: <a href="https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-i-kachestvoobrazovaniya" target="_blank">https://cyberleninka.ru/article/n/formiruyuschee-otsenivanie-i-kachestvoobrazovaniya</a> (дата обращения: 25.10.2022).
7. Ozhegov, S. I. Slovar` russkogo yazy`ka : ok. 57000 slov / S. I. Ozhegov ; pod red. N. Yu. Shvedovoj. — Moskva : Russkij yazy`k, 1984. — 797 s.
8. 8. Ожегов, С. И. Словарь русского языка : ок. 57000 слов / С. И. Ожегов ; под ред. Н. Ю. Шведовой. — Москва : Русский язык, 1984. — 797 с.
9. Novikov, A. M. Metodologiya: osnovaniya metodologii, metodologiya nauchnogo issledovaniya, metodologiya prakticheskoj deyatel`nosti, vvedenie v metodologiyu xudozhestvennoj deyatel`nosti, metodologiya uchebnoj deyatel`nosti, vvedenie v metodologiyu igrovo
10. 7. Новиков, А. М. Методология: основания методологии, методология научного исследования, методология практической деятельности, введение в методологию художественной деятельности, методология учебной деятельности, введение в методологию игровой деятельнос
11. Kushner, Yu. Z. Metodologiya i metody` pedagogicheskogo issledovaniya : ucheb.metod. posobie / Yu. Z. Kushner. — Mogilev : MGU im. A. A. Kuleshova, 2001. — 66 s.
12. 6. Кушнер, Ю. З. Методология и методы педагогического исследования : учеб.-метод. пособие / Ю. З. Кушнер. — Могилев : МГУ им. А. А. Кулешова, 2001. — 66 с.
13. Kry`lova, O. N. Texnologiya formiruyushhego ocenivaniya v sovremennoj shkole : ucheb.-metod. posobie / O. N. Kry`lova, E. G. Bojczova. — Sankt-Peterburg : KARO, 2015. — 128 s. — (Peterburgskij vektor vnedreniya FGOS OOO).
14. 5. Крылова, О. Н. Технология формирующего оценивания в современной школе : учеб.-метод. пособие / О. Н. Крылова, Е. Г. Бойцова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 128 с. — (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
15. Kolesnikova, I. A. Pedagogicheskoe proektirovanie : ucheb. posobie dlya vy`ssh. ucheb. zavedenij / I. A. Kolesnikova. — Moskva : Akademiya, 2005. — 288 s.
16. 4. Колесникова, И. А. Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И. А. Колесникова. — Москва : Академия, 2005. — 288 с.
17. Dolgoarshinny`x, N. V. Pedagogicheskaya attestaciya: istoriya i sovremennost` / N. V. Dolgoarshinny`x, S. L. Frolova // Akademicheskij vestnik. — 2013. — № 1. — S. 28–38.
18. 3. Долгоаршинных, Н. В. Педагогическая аттестация: история и современность / Н. В. Долгоаршинных, С. Л. Фролова // Академический вестник. — 2013. — № 1. — С. 28–38.
19. Bodalev, A. A. Vershina v razvitii vzroslogo cheloveka / A. A. Bodalev. — URL: <a href="http://" target="_blank">http://</a> hpsy.ru/public/x796.htm (data obrashheniya: 29.05.2022).
20. 2. Бодалев, А. А. Вершина в развитии взрослого человека / А. А. Бодалев. — URL: <a href="http://hpsy.ru/public/x796.htm" target="_blank">http://hpsy.ru/public/x796.htm</a> (дата обращения: 29.05.2022).
21. Andreev, V. I. Pedagogika : ucheb. kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya / V. I. Andreev. — Kazan`, 2000. — 234 s.
22. 1. Андреев, В. И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. — Казань, 2000. — 234 с.

Остальные статьи