Дата публикации: 01.04.2023

Подготовка педагогов к работе со сложной педагогической ситуацией в замещающей семье

Аннотация

Цель исследования — разработка теоретических и значимых для практики основ подготовки педагога к продуктивному взаимодействию с замещающей семьей в сложной педагогической ситуации. Получены данные о готовности педагога работать с замещающей семьей, выявлены области дефицита в профессиональной подготовке. Установлено, что целесообразно реализовать краткосрочные очные курсы для педагогов, в рамках которых изучаются особенности жизнедеятельности замещающей семьи, осваиваются технологии диагностики замещающей семьи, организация и содержание психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.




Введение в проблему

Общество и образовательная система XXI в. столкнулись с необходимостью принципиально повысить качество социализации или ресоциализации детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить им качественное образование, сформировать успешный сценарий их жизни. Эта задача становится еще более актуальной с учетом демографических проблем России и повышения значения сохранности жизни и ее качества для каждого человека. Замещающие родители, не являясь специалистами в области педагогики, социальной педагогики, психологии, остро нуждаются в постоянной профессиональной помощи со стороны социальных институтов, в первую очередь образования.

Вместе с тем педагоги, сталкивающиеся в своей работе с замещающей семьей, испытывают сложности, поскольку многие обстоятельства функционирования замещающей семьи нуждаются в существенных усилиях по урегулированию конфликтов, преодолению школьной неуспеваемости, психолого-педагогической коррекции мотивов и др. Педагоги нередко руководствуются шаблонами, социальными штампами, негативным образом. Как следствие, вне специальной профессиональной подготовки и систематического повышения квалификации работа педагогов с замещающей семьей становится малопродуктивной.

Представленная статья нацелена на определение теоретических основ подготовки педагога к продуктивной работе с замещающей семьей в сложной педагогической ситуации.

Замещающая семья — специфическая форма семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, направленная на удовлетворение конституционного права ребенка на жизнь и воспитание в семье, максимально приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания и потому обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации (см.: [10, с. 37]). Основными особенностями замещающей семьи является то, что детско-родительские отношения складываются на фоне уже освоенных ранее сценариев семейных отношений приемным ребенком с кровнородственными родителями и его замещающими родителями с кровнородственными детьми. Взаимодействие в замещающей семье характеризуется множеством непредсказуемых и неожиданных для каждого из членов семьи ситуаций и проблем разного характера. Именно эта непредсказуемость создает острое и болезненное реагирование детей и родителей на трудности (см.: [7, с. 4]). Педагог же в этой ситуации нередко видит проявление девиантности в поступках членов семьи, поэтому стремится «подогнать» поведение родителей и детей под устоявшиеся стереотипы через подавление и осуждение их негативных реакций.

Список литературы

1. Solomatina, G. N. Pedagogicheskaya koncepciya formirovaniya pozitivnogo vzaimodejstviya sub``ektov vospitatel`nogo prostranstva zameshhayushhej sem`i : dis. … d-ra ped. nauk : 13.00.01 / Solomatina Galina Nikolaevna. — Majkop, 2020. — 373 s.
2. 10.Соломатина, Г. Н. Педагогическая концепция формирования позитивного взаимодействия субъектов воспитательного пространства замещающей семьи : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Соломатина Галина Николаевна. — Майкоп, 2020. — 373 с.
3. Pleteneva, M. V. Osobennosti vzaimodejstviya detej rannego vozrasta s roditelyami v zameshhayushhix sem`yax / M. V. Pleteneva, R. Zh. Muxamedraximov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psixologiya. Sociologiya. Pedagogika. — 2013. — №
4. 9. Плетенева, М. В. Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях / М. В. Плетенева, Р. Ж. Мухамедрахимов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2013. — № 3. — С.
5. Kry`s`ko, V. G. Social`naya psixologiya : ucheb. dlya bakalavrov / V. G. Kry`s`ko. — 4-e izd., pererab. i dop. — Moskva : Yurajt, 2022. — 553 s.
6. 8. Крысько, В. Г. Социальная психология : учеб. для бакалавров / В. Г. Крысько. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2022. — 553 с.
7. Kolesnikova, T. V. Osobennosti social`no-psixologicheskoj adaptacii detej k prozhivaniyu v zameshhayushhej sem`e / T. V. Kolesnikova // Mir nauki i innovacij. — 2015. — T. 8. — S. 3–6.
8. 7. Колесникова, Т. В. Особенности социально-психологической адаптации детей к проживанию в замещающей семье / Т. В. Колесникова // Мир науки и инноваций. — 2015. — Т. 8. — С. 3–6.
9. Ivanova, S. P. Pedagogicheskaya deyatel`nost` kak process gumanisticheski-orientirovannogo polisub``ektnogo vzaimodejstviya v sovremennoj social`no-obrazovatel`noj srede : dis. … d-ra psixol. nauk : 19.00.07 / Ivanova Svetlana Pavlovna. — Sankt-Peterburg,
10. 6. Иванова, С. П. Педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Иванова Светлана Павловна. — Санкт-Петербург, 20
11. Ivanova, M. V. Otnosheniya rebenka s priemnoj mater`yu na e`tape vxozhdeniya v priemnuyu sem`yu kak psixologo-pedagogicheskaya problema / M. V. Ivanova // Izvestiya RGPU im. A. I. Gercena. — 2007. — № 29. — S. 148–151.
12. 5. Иванова, М. В. Отношения ребенка с приемной матерью на этапе вхождения в приемную семью как психолого-педагогическая проблема / М. В. Иванова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2007. — № 29. — С. 148–151.
13. Gajsina, G. I. Razvitie professional`noj kompetentnosti specialistov organov opeki i popechitel`stva v usloviyax magisterskoj podgotovki / N. I. Gajsina // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. — 2017. — № 9. — S. 52–59.
14. 4. Гайсина, Г. И. Развитие профессиональной компетентности специалистов органов опеки и попечительства в условиях магистерской подготовки / Н. И. Гайсина // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 9. — С. 52–59.
15. Buyanova, V. V. Izuchenie detsko-roditel`skix otnoshenij v priemny`x sem`yax / V.V.Buyanova, E. V. Samosadova, O. P. Aleksandrina // Problemy` sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. Ser.: Pedagogika i psixologiya.— Yalta, 2017. — № 54–4. — S. 158–165
16. 3. Буянова, В. В. Изучение детско-родительских отношений в приемных семьях / В.В. Буянова, Е. В. Самосадова, О. П. Александрина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Ялта, 2017.— № 54–4. — С. 158–165.
17. Buty`rina, T. V. Osobennosti psixologicheskogo sostoyaniya vospitannikov detskogo doma, vozvrashhenny`x iz zameshhayushhix semej / T. V. Buty`rina, S. V. Chermyanin // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. — 2012. — T. 5
18. 2. Бутырина, Т. В. Особенности психологического состояния воспитанников детского дома, возвращенных из замещающих семей / Т. В. Бутырина, С. В. Чермянин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2012. — Т. 5, № 1. — С. 1
19. Belova, L. A. Vospriyatie priemny`m rebenkom vzaimootnoshenij v zameshhayushhej sem`e / L. A. Belova // Vy`sshee obrazovanie segodnya. — 2010. — № 3. — S. 59–62.
20. 1. Белова, Л. А. Восприятие приемным ребенком взаимоотношений в замещающей семье / Л. А. Белова // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 3. — С. 59–62.

Остальные статьи