Подготовка педагогов к работе со сложной педагогической ситуацией в замещающей семье
Аннотация
Цель исследования — разработка теоретических и значимых для практики основ подготовки педагога к продуктивному взаимодействию с замещающей семьей в сложной педагогической ситуации. Получены данные о готовности педагога работать с замещающей семьей, выявлены области дефицита в профессиональной подготовке. Установлено, что целесообразно реализовать краткосрочные очные курсы для педагогов, в рамках которых изучаются особенности жизнедеятельности замещающей семьи, осваиваются технологии диагностики замещающей семьи, организация и содержание психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 120-129 |
УДК | 37.08 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_12 |
Введение в проблему
Общество и образовательная система XXI в. столкнулись с необходимостью принципиально повысить качество социализации или ресоциализации детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить им качественное образование, сформировать успешный сценарий их жизни. Эта задача становится еще более актуальной с учетом демографических проблем России и повышения значения сохранности жизни и ее качества для каждого человека. Замещающие родители, не являясь специалистами в области педагогики, социальной педагогики, психологии, остро нуждаются в постоянной профессиональной помощи со стороны социальных институтов, в первую очередь образования.
Вместе с тем педагоги, сталкивающиеся в своей работе с замещающей семьей, испытывают сложности, поскольку многие обстоятельства функционирования замещающей семьи нуждаются в существенных усилиях по урегулированию конфликтов, преодолению школьной неуспеваемости, психолого-педагогической коррекции мотивов и др. Педагоги нередко руководствуются шаблонами, социальными штампами, негативным образом. Как следствие, вне специальной профессиональной подготовки и систематического повышения квалификации работа педагогов с замещающей семьей становится малопродуктивной.
Представленная статья нацелена на определение теоретических основ подготовки педагога к продуктивной работе с замещающей семьей в сложной педагогической ситуации.
Замещающая семья — специфическая форма семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, направленная на удовлетворение конституционного права ребенка на жизнь и воспитание в семье, максимально приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания и потому обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации (см.: [10, с. 37]). Основными особенностями замещающей семьи является то, что детско-родительские отношения складываются на фоне уже освоенных ранее сценариев семейных отношений приемным ребенком с кровнородственными родителями и его замещающими родителями с кровнородственными детьми. Взаимодействие в замещающей семье характеризуется множеством непредсказуемых и неожиданных для каждого из членов семьи ситуаций и проблем разного характера. Именно эта непредсказуемость создает острое и болезненное реагирование детей и родителей на трудности (см.: [7, с. 4]). Педагог же в этой ситуации нередко видит проявление девиантности в поступках членов семьи, поэтому стремится «подогнать» поведение родителей и детей под устоявшиеся стереотипы через подавление и осуждение их негативных реакций.