Дата публикации: 01.04.2023

Подготовка педагогов к работе со сложной педагогической ситуацией в замещающей семье

Аннотация

Цель исследования — разработка теоретических и значимых для практики основ подготовки педагога к продуктивному взаимодействию с замещающей семьей в сложной педагогической ситуации. Получены данные о готовности педагога работать с замещающей семьей, выявлены области дефицита в профессиональной подготовке. Установлено, что целесообразно реализовать краткосрочные очные курсы для педагогов, в рамках которых изучаются особенности жизнедеятельности замещающей семьи, осваиваются технологии диагностики замещающей семьи, организация и содержание психолого-педагогического сопровождения замещающих семей.




Введение в проблему

Общество и образовательная система XXI в. столкнулись с необходимостью принципиально повысить качество социализации или ресоциализации детей, оставшихся без попечения родителей, предоставить им качественное образование, сформировать успешный сценарий их жизни. Эта задача становится еще более актуальной с учетом демографических проблем России и повышения значения сохранности жизни и ее качества для каждого человека. Замещающие родители, не являясь специалистами в области педагогики, социальной педагогики, психологии, остро нуждаются в постоянной профессиональной помощи со стороны социальных институтов, в первую очередь образования.

Вместе с тем педагоги, сталкивающиеся в своей работе с замещающей семьей, испытывают сложности, поскольку многие обстоятельства функционирования замещающей семьи нуждаются в существенных усилиях по урегулированию конфликтов, преодолению школьной неуспеваемости, психолого-педагогической коррекции мотивов и др. Педагоги нередко руководствуются шаблонами, социальными штампами, негативным образом. Как следствие, вне специальной профессиональной подготовки и систематического повышения квалификации работа педагогов с замещающей семьей становится малопродуктивной.

Представленная статья нацелена на определение теоретических основ подготовки педагога к продуктивной работе с замещающей семьей в сложной педагогической ситуации.

Замещающая семья — специфическая форма семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, направленная на удовлетворение конституционного права ребенка на жизнь и воспитание в семье, максимально приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания и потому обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации (см.: [10, с. 37]). Основными особенностями замещающей семьи является то, что детско-родительские отношения складываются на фоне уже освоенных ранее сценариев семейных отношений приемным ребенком с кровнородственными родителями и его замещающими родителями с кровнородственными детьми. Взаимодействие в замещающей семье характеризуется множеством непредсказуемых и неожиданных для каждого из членов семьи ситуаций и проблем разного характера. Именно эта непредсказуемость создает острое и болезненное реагирование детей и родителей на трудности (см.: [7, с. 4]). Педагог же в этой ситуации нередко видит проявление девиантности в поступках членов семьи, поэтому стремится «подогнать» поведение родителей и детей под устоявшиеся стереотипы через подавление и осуждение их негативных реакций.

Список литературы

1. Белова, Л. А. Восприятие приемным ребенком взаимоотношений в замещающей семье / Л. А. Белова // Высшее образование сегодня. — 2010. — № 3. — С. 59–62.
2. Бутырина, Т. В. Особенности психологического состояния воспитанников детского дома, возвращенных из замещающих семей / Т. В. Бутырина, С. В. Чермянин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. — 2012. — Т. 5, № 1. — С. 1
3. Буянова, В. В. Изучение детско-родительских отношений в приемных семьях / В.В. Буянова, Е. В. Самосадова, О. П. Александрина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Ялта, 2017.— № 54–4. — С. 158–165.
4. Гайсина, Г. И. Развитие профессиональной компетентности специалистов органов опеки и попечительства в условиях магистерской подготовки / Н. И. Гайсина // Педагогическое образование в России. — 2017. — № 9. — С. 52–59.
5. Иванова, М. В. Отношения ребенка с приемной матерью на этапе вхождения в приемную семью как психолого-педагогическая проблема / М. В. Иванова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2007. — № 29. — С. 148–151.
6. Иванова, С. П. Педагогическая деятельность как процесс гуманистически-ориентированного полисубъектного взаимодействия в современной социально-образовательной среде : дис. … д-ра психол. наук : 19.00.07 / Иванова Светлана Павловна. — Санкт-Петербург, 20
7. Колесникова, Т. В. Особенности социально-психологической адаптации детей к проживанию в замещающей семье / Т. В. Колесникова // Мир науки и инноваций. — 2015. — Т. 8. — С. 3–6.
8. Крысько, В. Г. Социальная психология : учеб. для бакалавров / В. Г. Крысько. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Юрайт, 2022. — 553 с.
9. Плетенева, М. В. Особенности взаимодействия детей раннего возраста с родителями в замещающих семьях / М. В. Плетенева, Р. Ж. Мухамедрахимов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. — 2013. — № 3. — С.
10. 10.Соломатина, Г. Н. Педагогическая концепция формирования позитивного взаимодействия субъектов воспитательного пространства замещающей семьи : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.01 / Соломатина Галина Николаевна. — Майкоп, 2020. — 373 с.

Остальные статьи