Дата публикации: 01.04.2023

Роль философии в «воспитании к самостоятельному бытию и мышлению» личности и особенности методики преподавания философских дисциплин как основы для формирования soft scills

Аннотация

В статье рассматривается необходимость трансформации современной системы образования в связи с избыточной информационной доступностью и нарушением базисных принципов, сформулированных в русской философии образования, в которой постулируется неразрывная связь образования и воспитания. Обосновывается позиция, согласно которой центральным элементом продуктивной трансформации современного образования становится форми98 рование навыка критического мышления, происходящего при использовании определенной методики преподавания философии, предполагающей не «наполнение памяти», а выработку алгоритма ментального действия в совместной работе преподавателя и обучающегося.




Необходимость трансформации современной системы образования является сегодня одной из насущных проблем, волнующих специалистов самого разного уровня и направления научных исследований, а также педагогов-практиков. Частично о такой необходимости и об основных тенденциях в развитии современного образования говорилось и в моих предыдущих статьях [11; 12; 13; 14], и в многочисленных публикациях коллег [9; 17; 19; 20; 22; 24; 28; 29; 32; 33].

И если еще в 1960-х гг. можно было согласиться с высказыванием ректора Калифорнийского университета в Беркли, заметившего, что «чем выше уровень преподавателей, тем меньше они озабочены обучением студентов» [39, p. 49], и даже на рубеже веков все еще казалось, что прав цитировавший это положение Э. Дельбанко, писавший, что «прошло почти пятьдесят лет с тех пор, как Кларк Керр указал на этот “грубый парадокс” как на “одну из самых насущных проблем”. Сегодня она стала еще более насущной» [6, с. 8], то в нашем «сегодня» ситуация существенно изменилась и проблемой обучения стали озабочены не только педагоги низшего образовательного звена, но и преподаватели высочайшего уровня и даже ученые. Что же произошло? Можно говорить о падении уровня образования в условиях роста его доступности — и для таких утверждений сегодня есть немало оснований. Можно говорить о падении интереса к образованию — и это будет одной из причин, почему становится верным первое утверждение. Можно анализировать психологические проблемы учащихся: неустроенность, ощущение собственной неуместности, падение уровня доверия к педагогу, общее разочарование в системе образования и непонимание связи образования с перспективами профессионального и личностного роста — и эти проблемы будут неизменно сопутствовать тому, что мы утверждаем относительно падения интереса к образованию. Но давайте задумаемся, с чем вообще связан интерес к образованию и что означает его исчезновение (не полное, конечно, но постепенно становящееся все более явным). В 2010 г., обращаясь к первокурсникам Колумбийского колледжа, Марк Лилла спросил их: «Почему вы здесь?» — и, выслушав множество «правильных» и относительно правдоподобных ответов вперемешку со смущенными смешками, заявил: «Все это фигня; вы это знаете, я это знаю. На самом деле [вы здесь] потому что у вас есть вопросы, кучи вопросов, а не жизненные планы и презентации в PowerPoint»1. И если сегодня интерес и доверие к образованию падают, то вряд ли это связано с тем, что молодые люди уже получили ответы на все интересующие их вопросы. Скорее — с тем, что они разучились ставить вопросы и разуверились в том, что это умение вообще кому-нибудь может быть нужно, и им в особенности.

В методологическом плане это означает, что для решения основных проблем современной системы образования в ее центр должна быть помещена не задача передачи знаний как некоторого информационного корпуса и даже не задача формирования специальных компетенций, а soft scills, из которых основным должен быть навык критического мышления, формируемый философией и непосредственно связанный с умением и желанием задавать вопросы — те самые «кучи вопросов», о которых говорил Марк Лилла.

В связи с феноменами цифровизации и глобализации в современном обществе периодически возникают и разгораются с новой силой опасения, касающиеся неизбежной трансформации системы образования, особенно в части ее высших эшелонов — вуза и аспирантуры, вплоть до опасений полного уничтожения института образования, в котором исчезнет собственно фигура одного из необходимых субъектов образовательного процесса — живого преподавателя — в связи с его «выведением за штат», или «адъюнктификацией». Это опасение довольно точно передает аналогия, приведенная Скоттом Макнили, председателем хай-тек компании Sun Microsystems. «Некогда, — сказал он, — тысячи пианистов обеспечивали живым музыкальным сопровождением фильмы в американских кинотеатрах, затем в один прекрасный день появилась технология звукозаписи саундтрека, и внезапно все эти музыканты остались не удел, за исключением “пары пианистов, перебравшихся в Лос-Анджелес”, чтобы производить записанную музыку к кинофильмам. Точно так же “содержание” курса (чтение, лекции, решение задач, опросы и т. п.) теперь может быть загружено на интерактивный сайт, а инструкторы, нанятые в основном на почасовой основе, могут оценивать работу студентов онлайн. Люди, которые в доцифровую эпоху были бы преподавателями в колледже, теперь будут вынуждены “заняться какими-то другими, более продуктивными вещами” — как это случилось с устаревшими таперами» [6, с. 9]2. И вовсе не все специалисты в области образования видят в такой возможности угрозу. Например, профессор Филип Альтбах [1; 36; 37], который является членом Международного совета программы повышения глобальной конкурентоспособности российских университетов и автором ряда работ по трансформации современной системы образования, видит в таком «устранении дополнительного посредника» между обучающимся и нужной ему информацией безусловное благо, поскольку в таком случае возрастает доступность образования и минимизируется опасность недостоверной передачи знания недостаточно компетентным педагогом. Да и отечественные исследователи зачастую не усматривают ничего плохого в том, что благодаря цифровизации образования «люди увидят, что, вместо того чтобы слушать курс у плохого запинающегося преподавателя, который не читал многих новых книжек, они могут прослушать этот курс непосредственно у профессора из Йеля или Лондона, который эти новые книжки пишет», — и воспользуются этой возможностью [21, с. 213]. Ведь тем самым доступнее становятся содержательно и технически наилучшие образцы в сфере образования.

Однако даже если исключить проблемы, порождаемые мнимой и реальной доступностью «высоких образовательных образцов» благодаря цифровизации, связанные, например, с вопросами профанации, деаутентификации и падения знаниевого авторитета, о которых мы частично говорили ранее [12], доступность информации отнюдь не является безусловным благом и может приводить к падению мотивации в сфере обучения. «Затопление безбрежными океанами надындивидуальных воспоминаний, пресыщенность прошлым, переполненность всевозможными знаниями — с одной стороны, и невозможность (а иногда и нежелание) их вместить в ограниченные сосуды индивидуального сознания — с другой» [30, с. 15] сталкиваются в системе избыточно доступной информации и приводят человека к состоянию вынужденной невосприимчивости, к отсутствию не только желания, но и возможности воспринимать новые знания и тем более — стремиться их получить.

Список литературы

1. Тульчинский, Г. Л. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе / Г. Л. Тульчинский // Философские науки. — 2017. — № 6. — С. 121–136.
2. Миронов, В. В. Философия — бесполезная наука / В. В. Миронов. — URL: <a href="https://archive.taday.ru/text/376803.html" target="_blank">https://archive.taday.ru/text/376803.html</a> (дата обращения: 28.04.2023).
3. Миронов, В. В. Философия — вневременное смысловое пространство, внутри которого идет диалог между философами / В. В. Миронов // Единство разнообразия. Разнообразие единства — Москва, 2015. — С. 117–147.
4. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование / А. М. Новиков. — Москва : Эгвес, 2008. — 136 с.
5. Пятнадцать лет Воронежского государственного университета [1918–1933] / под ред. проф. И. П. Подволоцкого [и др.]. — Воронеж : Изд-во и тип. кн-ва «Коммуна», 1934. — 108 с.
6. Розанов, В. В. Три главные принципа образования / В. В. Розанов // Сумерки просвещения. — Санкт-Петербург, 1899. — С. 83–93.
7. Розин, В. М. Приобщение к философии. Новый педагогический опыт / В. М. Розин. — Москва : URSS, 2009. — 384 с.
8. Розин, В. М. О пользе сомнения в современном образовании / В. М. Розин // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 3 (59). — С. 38–43.
9. Стародубцева, Л. В. Total Recall vs. Delete: паноптикон цифровой гиперпамяти / Л. В. Стародубцева // Международный журнал исследований культуры. — 2012. — № 1 (6). — C. 12–18.
10. Стратегия модернизации содержания общего образования : матер. для разработки док. по обновлению общего образования. — Москва : Мир книги, 2001. — 104 с.
11. Строгецкая, Е. В. В поисках модели современного университета / Е. В. Строгецкая // Высшее образование сегодня. — 2009. — № 3. — С. 15–17.
12. Миронов, В. В. Образование должно быть консервативным / В. В. Миронов // Единство разнообразия. Разнообразие единства. — Москва, 2015. — С. 98–116.
13. Щелкунов, М. Д. Вузовская философия: требуется перезагрузка / М. Д. Щелкунов // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 10. — С. 99–107. — DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-10-99-107
14. Эко, У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие / У. Эко ; пер. с ит. Е. Костюкович. — 2-е изд. — Москва : Университет, 2003.— 240 с.
15. Altbach, Ph. G. Trends in global higher education : Tracking an academic revolution / Ph. G. Altbach, L. Reisberg, L. E. Rumbley. — Rotterdam, Netherlands : Sense, 2010. — 279 p.
16. Altbach, Ph. G. Internationalization and Global Tension : Lessons from History / Ph. G. Altbach, H. Wit de // Journal of Studies in International Education. — 2015. — Vol. 19, № 1 (February). — P. 4–10. — <a href="https://doi.org/10.1177%2F1028315314564734" target="_blank">https://doi.org/10.1177%2F1028315314564734</a>
17. Giridharadas, A. Virtual Classrooms Could Create a Marketplace of Knowledge / A. Giridharadas. — New York Times. — 2009. — November 6.
18. Kerr, C. The Uses of University / C. Kerr. — 5th ed. — Cambridge : Harvard University Press, 2001 [1963]. — 288 p.
19. Sankar, C. Competencies Required of Engineering Students Conducting International Projects / C. Sankar // International Journal of Project Management and Productivity Assessment (IJPMPA). — 2021. — Vol. 9, № 2, April–June. — P. 1–16. — DOI: 10.4018/ I
20. The Future of Jobs Report. October 2020. World Economic Forum. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> www.weforum.org/reports/the-future-of-jobs-report-2020/ (date of the application: 14.10.2022).
21. Wagner, T. Creating innovators. The making of young people who will change the world / T. Wagner. — New York : Scribne : A division of Simon and Sсhuster, 2012. — 270 p.
22. Which “culture”? A critical analysis of intercultural communication in engineering education / M. Handford, J. van Maele, P. Matous, Y. Maemura // Journal of Engineering Education. — 2019. — Vol. 108, № 2. — P. 161–177. — DOI: 10.1002/jee.20254
23. Козолупенко, Д. П. Дистанциализация в социализации современного человека / Д. П. Козолупенко // Известия Российской академии образования. — 2021. — № 4 (56). — С. 70–83.
24. Багдасарьян, Н. Г. От компетентностной модели специалиста-инженера к STEM-образованию, или… Вперёд в прошлое? / Н. Г. Багдасарьян, Р. М. Петрунева, В. Д. Васильева // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 5. — С. 67–83.
25. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 10. — С. 8–14.
26. Бондарева, Л. В. Влияние «мягких» навыков на готовность к самостоятельному трудоустройству: опыт самооценки будущих инженеров / Л. В. Бондарева, Т. В. Потемкина, Г. С. Саулембекова // Высшее образование в России. — 2021. — Т. 30, № 12. — С. 59–74.
27. Гессен, С. И. Мировоззрение и образование / С. И. Гессен. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> roerich-lib.ru/gessen/6635-mirovozzrenie-i-obrazovanie (дата обращения: 29.04.2023).
28. Дельбанко, Э. Колледж. Каким он был, стал и должен быть / Э. Дельбанко ; пер. с англ. И. Кушнаревой под науч. ред. А. Васильевой. — Москва : Изд. дом ВШЭ, 2015. — 254 с.
29. Докладная записка Г. Г. Шпета по социальной педагогике // Архив эпохи: тематическое единство русской философии / Т. Г. Щедрина. — Москва, 2008. — С. 284–290.
30. Ильин, И. А. Путь к очевидности / И. А. Ильин. — Москва : Республика, 1993. — 430 с.
31. Инновации в образовании: человекосообразный ракурс : сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. — Москва : Эйдос, 2009. — 219 с.
32. Innovacii v obrazovanii: chelovekosoobrazny`j rakurs : sb. nauch. tr. / pod red. A. V. Xutorskogo. — Moskva : E`jdos, 2009. — 219 s.
33. Карпачёв, М. Д. Коренная реорганизация университетов в СССР в 1929–1933 гг./ М. Д. Карпачёв // Новое прошлое. — 2016. — № 2. — С. 121–136.
34. Альтбах, Ф. Дж. Глобальные перспективы высшего образования / Ф. Дж. Альтбах. — Москва : ВШЭ, 2018. — 548 с. — <a href="https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1712-3" target="_blank">https://doi.org/10.17323/978-5-7598-1712-3</a>
35. Козолупенко, Д. П. Инверсия основных тенденций цифровизации в образовательном пространстве / Д. П. Козолупенко // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 12. — С. 115–129.
36. Козолупенко, Д. П. Образование и самообразование: основные направления трансформации современной системы высшего образования / Д. П. Козолупенко // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 4 (60). — С. 105–121.
37. Козолупенко, Д. П. Тенденция к деперсонализации и утрата культуры отношений в современном обществе / Д. П. Козолупенко // Известия Российской академии образования. — 2022. — № 1 (57). — С. 71–83. — DOI: 10.51944/20738498_2022_1_71
38. Компетентностный подход : реф. бюл. — Москва : РГГУ, 2005. — 38 с.
39. 16. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — Москва : Министерство образования Российской Федерации, 2002. — 28 с.
40. Король, А. Д. Молчание в диалоге как проблема философии образования / А. Д. Король // Вопросы философии. — 2019. — № 4. — C. 6–11. — DOI: 10.31857/ S004287440004786-9
41. Король, А. Д. Эвристическое обучение на основе вопрошания и молчания ученика: от методологии к практике / А. Д. Король. — Санкт-Петербург : Лань, 2020. — 196 с.
42. Король, А. Д. Цифровая трансформация образования и вызовы XXI века / А. Д. Король, Ю. И. Воротницкий // Высшее образование в России. — 2022. — Т. 31, № 6. — С. 48–61. — DOI: 10.31992/0869-3617-2022-31-6-48-61
43. Кряклина, Т. Ф. Многообразие моделей университета: модели, адекватные своему времени / Т. Ф. Кряклина // Международный журнал экспериментального образования. — 2016. — № 6/2. — С. 214–218.
44. Кузьминов, Я. И. Дискуссия «Какое будущее ждет университеты» / Я. И. Кузьминов, Д. Н. Песков // Вопросы образования. — 2017. — № 3. — С. 202–233. — <a href="http://" target="_blank">http://</a> doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-202-233

Остальные статьи