Дата публикации: 01.04.2023

Проблемы реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

Аннотация

В статье рассматриваются воспитательный потенциал учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и проблемы его реализации. Указаны причины, препятствующие формированию культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся на уроках ОБЖ.




Каждый школьный предмет вносит свою лепту в общее дело воспитания всесторонне развитой личности. Передача опыта одного поколения другому заключается в трансляции не только знаний, но и ценностей, норм поведения, в формировании отношения к тем или иным явлениям, встречающимся в жизни человека. Опыт человечества в области выживания и безопасности является одним из самых древних, его накопление и передача молодому поколению остаются приоритетными задачами в обществе, которое хочет жить и развиваться.

Опыт в области безопасности жизнедеятельности передается в самых разных сферах человеческой жизни. Для примера рассмотрим обучение безопасности на проезжей части (дороге). Водителей транспортных средств обучают в автошколах, пешеходы начинают свое обучение еще в детском саду. Однако по итогам 2022 г. ГИБДД отчиталось о происшедших в течение года более 120 тыс. ДТП, в которых погибло 14,1 тыс. человек, ранено более 150 тыс. человек. Всего за год было оформлено более 200 млн постановлений об административных нарушениях, и среди нарушителей есть не только водители, но и пешеходы [3]. Почему так происходит? Можно уверенно утверждать, что все водители, попавшие в ДТП, и пешеходы, оказавшиеся под колесами транспортных средств, знают, что означают цвета светофора и какими правилами регулируется дорожное движение. Но статистика травматизма и смертности неумолима. Соглашаясь с В. Н. Кудрявцевым в том, что «более важную роль играет не знание социальной нормы, а отношение к ней» [10, с. 202], следует более пристально присмотреться к воспитательной стороне образования в области безопасности жизнедеятельности. Воспитывать ценностное отношение к жизни человека, уважение к законам, правилам безопасности, безусловно, одна из важнейших задач общества.

В СССР задачи обучения и воспитания безопасного поведения школьников в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях решались как в учебное (отдельные темы по технике безопасности и первой помощи входили в содержание учебных предметов: химии, биологии, труда, начальной военной подготовки), так и во внеучебное время (кружки «Юный инспектор движения», «Дружина юных пожарных», «Юный осводовец», санитарные дружины, военно-спортивные игры «Зарница и «Орленок» и др.). В то же время существовала система средств агитации и пропаганды в области безопасности, которая включала в себя не только дошедшие до наших дней «уголки безопасности», демонстрацию небольших киносюжетов перед показом фильмов в кинотеатрах, книги и брошюры по данной теме, но также значки, открытки, карманные календарики, спичечные этикетки и др.

В 1991 г. эстафету образования детей и подростков в области безопасности принял курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Среди прочих задач учебного предмета было указание на его воспитательное направление — «формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих» [14].

В первых программах по ОБЖ организационно-методические рекомендации преимущественно были связаны с методами обучения. Вопросы методики воспитания на уроках ОБЖ фактически не рассматривались. По причине нехватки учителей ОБЖ данный предмет в первое десятилетие своего существования реализовывался в школах преимущественно на недостаточном уровне. В некоторых школах в должности учителей ОБЖ работали ранее подготовленные в пединститутах военные руководители, и там вопросам воспитания (патриотического в основном) уделялось определенное внимание.

Список литературы

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Правительство. О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса «Основы безопасности жизнедеятельности» : Приказ М-ва образования РСФСР от 27 мая 1991
2. Эксперты ОНФ рассказали о том, как повысить эффективность преподавания ОБЖ в школах. — URL: <a href="https://onf.ru/2019/11/13/eksperty-onf-rasskazali-o-tom-kakpovysit-effektivnost-prepodavaniya-obzh-v-shkolah/" target="_blank">https://onf.ru/2019/11/13/eksperty-onf-rasskazali-o-tom-kakpovysit-effektivnost-prepodavaniya-obzh-v-shkolah/</a> (дата обращения: 15.03.2023).
3. Шершнев, Л. И. Значение общеобразовательного курса ОБЖ с позиций национальной и международной безопасности / Л. И. Шершнев // Безопасность : инф. сб. Фонда нац. и междунар. безопасности. — Москва, 2001. — № 1/2. — URL: <a href="http://обж." target="_blank">http://обж.</a> рф/data/documents/Sh
4. Ушинский, К. Д. О пользе педагогической литературы / К. Д. Ушинский. — URL: <a href="http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/%3Fbookhl%3D%26book%3Dushinsk" target="_blank">http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/%3Fbookhl%3D%26book%3Dushinsk</a> iy_sobranie-sochineniy_t2_1948 (дата обращения: 15.03.2023).
5. Ушинский, К. Д. О необходимости сделать русские школы русскими / К. Д. Ушинский.— URL: <a href="http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=ushinskiy_sobraniesochineniy_t3_1948" target="_blank">http://elib.gnpbu.ru/textpage/download/html/?bookhl=&book=ushinskiy_sobraniesochineniy_t3_1948</a> (дата обращения: 15.03.2023).
6. Тимофеева, Л. Л. Подготовка учителей к формированию у младших школьников культуры безопасности / Л. Л. Тимофеева // Начальное образование. — 2021. — № 4. — С. 22–27. — DOI: 10.12737/1998-0728-2021-9-4-22-27
7. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования : Приказ М-ва просвещения РФ от 16 нояб. 2022 г. № 993. — URL: <a href="http://publication.pravo.gov.ru/Document/" target="_blank">http://publication.pravo.gov.ru/Document/</a> View/0001202212220024 (дата
8. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования : Приказ М-ва образования РФ от 5 марта 2004 г. № 1089.
9. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : Приказ М-ва просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287. — URL: <a href="http://publication.pravo.gov.ru/" target="_blank">http://publication.pravo.gov.ru/</a> Document/View/00012
10. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования : Приказ М-ва образования и науки РФ от 17 дек. 2010 г. № 1897. — URL: <a href="https://base.garant." target="_blank">https://base.garant.</a> ru/55170507/ (дата об
11. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования : Приказ М-ва образования РФ от 9 марта
12. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» : Приказ М-ва труда и
13. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования : Приказ М-ва образования РФ от 19 мая 1998 г. № 1236. — URL: <a href="https://base.garant.ru/6333630/" target="_blank">https://base.garant.ru/6333630/</a> (дата обращения: 15
14. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ. — URL: <a href="https://base.garant.ru/70291362/" target="_blank">https://base.garant.ru/70291362/</a> (дата обращения: 15.03.2023).
15. Аналитические материалы : По результатам проведения Национального исследования качества образования в 8 и 9 классах по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Часть 3 / Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. — 2017. — URL:
16. Остаться в живых / Е. Лория, Р. Крецул, Е. Ладилова, В. Нодельман // Известия. — 2018. — 11 июля. — URL: <a href="https://iz.ru/762704/elena-loriia-roman-kretcul-elenaladilova-valeriia-nodelman/ostatsia-v-zhivykh" target="_blank">https://iz.ru/762704/elena-loriia-roman-kretcul-elenaladilova-valeriia-nodelman/ostatsia-v-zhivykh</a> (дата обращения: 15.03.2023).
17. Кузьминов, Я. И. Образование и реформа / Я. И. Кузьминов // Наука и жизнь. — 2002. — № 11. — URL: <a href="https://www.nkj.ru/archive/articles/4958/" target="_blank">https://www.nkj.ru/archive/articles/4958/</a> (дата обращения: 15.03.2023).
18. Кузьминов, Я. И. Воспитывать патриотов по стандарту / Я. И. Кузьминов. — URL: <a href="https://www.hse.ru/news/1163613/27237865.html" target="_blank">https://www.hse.ru/news/1163613/27237865.html</a> (дата обращения: 15.03.2023).
19. Кудрявцев, В. Н. Социальные отклонения. Введение в общую теорию / В. Н. Кудрявцев, Ю. В. Кудрявцев, В. С. Нерсесянц. — Москва : Юридическая литература, 1984. — 320 c.
20. Концепция (проект) образовательной области «Основы безопасности жизнедеятельности» для 12-летнего общего среднего образования // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2000. — № 1. — С. 6–14.
21. Концепция курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 12-летнего общего среднего образования // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2000. — № 3. — С. 7–13.
22. Гафнер, В. В. 30-летие учебного предмета ОБЖ: история, современность, проблемы и перспективы / В. В. Гафнер, Л. Л. Тимофеева // Педагогика. — 2021. — Т. 85, № 6. — С. 118–127.
23. Гафнер, В. В. Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции : обзор педагогических исследований / В. В. Гафнер // Современная молодежь и вызовы экстремизма и терроризма : матер. науч.-практ. конф. по вопросам противодействия
24. Гафнер, В. В. Обсуждение содержания предмета ОБЖ в материалах отечественных СМИ / В. В. Гафнер // Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика : матер. междунар. науч.-практ. конф. / под ред. П. В. Станк
25. Гафнер, В. В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности / В. В. Гафнер // Безопасность жизнедеятельности. — 2013. — № 9. — С. 18–23.
26. Буранов, И. Российские автомобилисты взяли новый штрафной рубеж / И. Буранов. — URL: <a href="https://www.kommersant.ru/doc/5840137?from=0_top_main_1" target="_blank">https://www.kommersant.ru/doc/5840137?from=0_top_main_1</a> (дата обращения: 15.03.2023).
27. Безопасность человека : учеб.-метод. пособие для образовательных учреждений / под ред. Л. И. Шершнева ; Фонд нац. и междунар. безопасности. — Москва : Фонд национальной и международной безопасности, 1994. — 472 с.

Остальные статьи