Проблемы реализации воспитательного потенциала учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Аннотация
В статье рассматриваются воспитательный потенциал учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» и проблемы его реализации. Указаны причины, препятствующие формированию культуры безопасности жизнедеятельности обучающихся на уроках ОБЖ.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 86-97 |
УДК | 372.8+37.014.5 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_86 |
Каждый школьный предмет вносит свою лепту в общее дело воспитания всесторонне развитой личности. Передача опыта одного поколения другому заключается в трансляции не только знаний, но и ценностей, норм поведения, в формировании отношения к тем или иным явлениям, встречающимся в жизни человека. Опыт человечества в области выживания и безопасности является одним из самых древних, его накопление и передача молодому поколению остаются приоритетными задачами в обществе, которое хочет жить и развиваться.
Опыт в области безопасности жизнедеятельности передается в самых разных сферах человеческой жизни. Для примера рассмотрим обучение безопасности на проезжей части (дороге). Водителей транспортных средств обучают в автошколах, пешеходы начинают свое обучение еще в детском саду. Однако по итогам 2022 г. ГИБДД отчиталось о происшедших в течение года более 120 тыс. ДТП, в которых погибло 14,1 тыс. человек, ранено более 150 тыс. человек. Всего за год было оформлено более 200 млн постановлений об административных нарушениях, и среди нарушителей есть не только водители, но и пешеходы [3]. Почему так происходит? Можно уверенно утверждать, что все водители, попавшие в ДТП, и пешеходы, оказавшиеся под колесами транспортных средств, знают, что означают цвета светофора и какими правилами регулируется дорожное движение. Но статистика травматизма и смертности неумолима. Соглашаясь с В. Н. Кудрявцевым в том, что «более важную роль играет не знание социальной нормы, а отношение к ней» [10, с. 202], следует более пристально присмотреться к воспитательной стороне образования в области безопасности жизнедеятельности. Воспитывать ценностное отношение к жизни человека, уважение к законам, правилам безопасности, безусловно, одна из важнейших задач общества.
В СССР задачи обучения и воспитания безопасного поведения школьников в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях решались как в учебное (отдельные темы по технике безопасности и первой помощи входили в содержание учебных предметов: химии, биологии, труда, начальной военной подготовки), так и во внеучебное время (кружки «Юный инспектор движения», «Дружина юных пожарных», «Юный осводовец», санитарные дружины, военно-спортивные игры «Зарница и «Орленок» и др.). В то же время существовала система средств агитации и пропаганды в области безопасности, которая включала в себя не только дошедшие до наших дней «уголки безопасности», демонстрацию небольших киносюжетов перед показом фильмов в кинотеатрах, книги и брошюры по данной теме, но также значки, открытки, карманные календарики, спичечные этикетки и др.
В 1991 г. эстафету образования детей и подростков в области безопасности принял курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Среди прочих задач учебного предмета было указание на его воспитательное направление — «формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих» [14].
В первых программах по ОБЖ организационно-методические рекомендации преимущественно были связаны с методами обучения. Вопросы методики воспитания на уроках ОБЖ фактически не рассматривались. По причине нехватки учителей ОБЖ данный предмет в первое десятилетие своего существования реализовывался в школах преимущественно на недостаточном уровне. В некоторых школах в должности учителей ОБЖ работали ранее подготовленные в пединститутах военные руководители, и там вопросам воспитания (патриотического в основном) уделялось определенное внимание.