Перспективный воспитательный процесс: ракурс геймификации
Аннотация
В статье рассматривается феномен геймификации как основа организации воспитательного процесса, включения мотивации и регулирования поведения участников игровой деятельности. Автор представляет функции и принципы геймификации, мир игры как мир обычая, обряда, праздника. Обращается внимание на семь игровых техник, с помощью которых можно эффективно вовлечь воспитанника в игровой процесс. Игра исследуется как основа проекта «Разговоры о важном», как мир отношений воспитанников.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Известия Российской академии образования № 02/2023 |
Страницы | 72-85 |
УДК | 371 |
DOI | 10.51944/20738498_2023_2_72 |
Введение
Реализация геймификации в воспитательном процессе, с одной стороны, может придать этой деятельности активность на основе привлекательного эмоционально-ценностного восприятия игровых ситуаций и позитивных впечатлений. С другой стороны, ресурсы геймификации задают соревновательный ракурс деятельности воспитанников, стимулируют механизмы мотивации.
Следует отметить, что в воспитательной системе особую роль играет вовлеченность воспитанников в игровую деятельность, выражающаяся в азарте, эмоциональном возбуждении, увлеченности, опирающихся на систему поощрения, элементы соревнования. А если к этому добавляется перспектива нестандартно решать поставленные в игре задачи, широко использовать награды, очки, бейджи, значки, то игровая деятельность способна актуально выстроить воспитательный процесс с оригинальными вариантами организации и получением качественного результата.
Интересную идею по поводу развития геймификации образования высказала доктор Барбара Куршан, старший научный сотрудник и советник по инновациям Высшей школы образования (Пенсильванский университет, США). Она уверена, что «ключ к геймификации образования заключается не в том, чтобы ставить одно выше другого, а в том, чтобы найти ту “золотую середину” между педагогикой и вовлеченностью, где процесс образования пересекается с развлечениями» [11].