Дата публикации: 01.04.2023

Перспективный воспитательный процесс: ракурс геймификации

Аннотация

В статье рассматривается феномен геймификации как основа организации воспитательного процесса, включения мотивации и регулирования поведения участников игровой деятельности. Автор представляет функции и принципы геймификации, мир игры как мир обычая, обряда, праздника. Обращается внимание на семь игровых техник, с помощью которых можно эффективно вовлечь воспитанника в игровой процесс. Игра исследуется как основа проекта «Разговоры о важном», как мир отношений воспитанников.




Введение

Реализация геймификации в воспитательном процессе, с одной стороны, может придать этой деятельности активность на основе привлекательного эмоционально-ценностного восприятия игровых ситуаций и позитивных впечатлений. С другой стороны, ресурсы геймификации задают соревновательный ракурс деятельности воспитанников, стимулируют механизмы мотивации.

Следует отметить, что в воспитательной системе особую роль играет вовлеченность воспитанников в игровую деятельность, выражающаяся в азарте, эмоциональном возбуждении, увлеченности, опирающихся на систему поощрения, элементы соревнования. А если к этому добавляется перспектива нестандартно решать поставленные в игре задачи, широко использовать награды, очки, бейджи, значки, то игровая деятельность способна актуально выстроить воспитательный процесс с оригинальными вариантами организации и получением качественного результата.

Интересную идею по поводу развития геймификации образования высказала доктор Барбара Куршан, старший научный сотрудник и советник по инновациям Высшей школы образования (Пенсильванский университет, США). Она уверена, что «ключ к геймификации образования заключается не в том, чтобы ставить одно выше другого, а в том, чтобы найти ту “золотую середину” между педагогикой и вовлеченностью, где процесс образования пересекается с развлечениями» [11].

Ресурсы игры в отечественной психологии и педагогике

Список литературы

1. 12. The Fogg Behavior Model (or The Fogg Behaviour Model for those of us on this side of the pond) addresses the most significant question in L&D — how can you change human behavior? — 2020. — URL: <a href="https://www.growthengineering.co.uk/" target="_blank">https://www.growthengineering.co.uk/</a> bj-foggs-behavior-mo
2. 11. Kurshan, B. The Future of Artificial in the Intelligence in Education / Barbara Kurshan. — URL: <a href="http://www.forbes.com/sites/barbarakurshan/2016/03/10/the-future-ofartificialintelligence-in-education/#3944c6911e64" target="_blank">http://www.forbes.com/sites/barbarakurshan/2016/03/10/the-future-ofartificialintelligence-in-education/#3944c6911e64</a> (date of the application: 24.09.2021).
3. E`l`konin, D. B. Psixologiya igry` / D. B. E`l`konin. — 2-e izd. — Moskva : VLADOS, 1999. — 360 s. — URL: <a href="https://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/Knigi%20v%20" target="_blank">https://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/Knigi%20v%20</a> formate%20(pdf)/E`l`konin%20D.%20B.%20Psixologiya%20igry` .pdf (data obrashheniya: 08.11.202
4. 10. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — 2-е изд. — Москва : ВЛАДОС, 1999. — 360 с. — URL: <a href="https://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/" target="_blank">https://gpa.cfuv.ru/courses/os-ped-mast/Doc/</a> Книги%20в%20формате%20(pdf)/Эльконин%20Д.%20Б.%20Психология%20игры.pdf (дата обращения: 08.11.2021).
5. Shmakov, S. A. Igry` uchashhixsya — fenomen kul`tury` / S. A. Shmakov. — Moskva : Novaya shkola, 1994. — 238 s.
6. 9. Шмаков, С. А. Игры учащихся — феномен культуры / С. А. Шмаков. — Москва : Новая школа, 1994. — 238 с.
7. Ushinskij, K. D. Izbranny`e pedagogicheskie sochineniya : v 2 t. / K. D. Ushinskij. — Moskva, 1974. — T. 1 / pod red. A. I. Piskunova. — 584 s.
8. 8. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. / К. Д. Ушинский. — Москва, 1974. — Т. 1 / под ред. А. И. Пискунова. — 584 с.
9. Rubinshtejn, S. L. Osnovy` obshhej psixologii / S. L. Rubinshtejn. — SanktPeterburg : Piter, 2000. — 712 s.
10. 7. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — Санкт-Петербург : Питер, 2000. — 712 с.
11. Reprinceva, E. A. Fenomen igry` v filosofsko-pedagogicheskoj koncepcii V. A. Razumnogo : polemiziruya s Joxanom Xejzingoj / E. A. Reprinceva // Psixologopedagogicheskij poisk. — Ryazan`, 2014. — № 3. — S. 78–88.
12. 6. Репринцева, Е. А. Феномен игры в философско-педагогической концепции В. А. Разумного : полемизируя с Йоханом Хейзингой / Е. А. Репринцева // Психолого-педагогический поиск. — Рязань, 2014. — № 3. — С. 78–88.
13. Razumny`j, V. A. Igra — iskusstvo ili iskusstvo — igra? (paradoks ambivalentnosti) / V. A. Razumny`j. — Moskva : Akademiya perepodgotovki rabotnikov iskusstva, kul`tury` i turizma, 2000. — 105 s.
14. 5. Разумный, В. А. Игра — искусство или искусство — игра? (парадокс амбивалентности) / В. А. Разумный. — Москва : Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма, 2000. — 105 с.
15. Makarenko, A. S. O moem opy`te / A. S. Makarenko // Pedagogicheskie sochineniya : v 8 t. — Moskva, 1984. — T. 4. — URL: <a href="https://ru.wikisource.org/wiki/" target="_blank">https://ru.wikisource.org/wiki/</a> O_moem_opy`te_(Makarenko) (data obrashheniya: 24.09.2021).
16. 4. Макаренко, А. С. О моем опыте / А. С. Макаренко // Педагогические сочинения : в 8 т. — Москва, 1984. — Т. 4. — URL: <a href="https://ru.wikisource.org/wiki/" target="_blank">https://ru.wikisource.org/wiki/</a> О_моем_опыте_(Макаренко) (дата обращения: 24.09.2021).
17. Ivanicza, V. Model` izmeneniya povedeniya po Foggu / V. Ivanicza. — 2016. — URL: <a href="https://habr.com/ru/company/supereon/blog/299752/" target="_blank">https://habr.com/ru/company/supereon/blog/299752/</a> (data obrashheniya: 20.10.2022).
18. 3. Иваница, В. Модель изменения поведения по Фоггу / В. Иваница. — 2016. — URL: <a href="https://habr.com/ru/company/supereon/blog/299752/" target="_blank">https://habr.com/ru/company/supereon/blog/299752/</a> (дата обращения: 20.10.2022).
19. Vy`gotskij, L. S. Igra i ee rol` v psixicheskom razvitii rebenka / L. S. Vy`gotskij // Al`manax Instituta korrekcionnoj pedagogiki RAO. — 2017. — № 28. — URL: <a href="https://" target="_blank">https://</a> alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-its-role-in-the-mental-developmentof-the-
20. 2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. — 2017. — № 28. — URL: <a href="https://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-itsrole-in-the-mental-development-of-the-c" target="_blank">https://alldef.ru/ru/articles/almanac-28/the-game-and-itsrole-in-the-mental-development-of-the-c</a>
21. Bogolepova, M. Gejmifikaciya: istoriya, celi i process vnedreniya v HR / M. Bogolepova. — 2019. — URL: <a href="https://hrtime.ru/material/geymifikatsiia-istoriiatseli-i-protsess-vnedreniia-v-hr-38957/" target="_blank">https://hrtime.ru/material/geymifikatsiia-istoriiatseli-i-protsess-vnedreniia-v-hr-38957/</a> (data obrashheniya: 20.10.2022).
22. 1. Боголепова, М. Геймификация: история, цели и процесс внедрения в HR / М. Боголепова. — 2019. — URL: <a href="https://hrtime.ru/material/geymifikatsiia-istoriiatseli-i-protsess-vnedreniia-v-hr-38957/" target="_blank">https://hrtime.ru/material/geymifikatsiia-istoriiatseli-i-protsess-vnedreniia-v-hr-38957/</a> (дата обращения: 20.10.2022).

Остальные статьи